Федеральное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:18, реферат

Описание

Для того чтобы рассмотреть вопрос о федеральном устройстве Российской Федерации необходимо разъяснить само понятие государственного устройства.
Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму.
Форма государства – это организация и устройство государственной власти, а также способы ее осуществления.

Содержание

1. Формы государственного устройства……………………………………3
1.2История развития федерального строя в России ………………………9
2. Федеральное устройство России
2.1Понятия и принципы федерального устройства России………………..11
2.2 Основы конституционного статуса Российской Федерации
и ее субъектов…………………………………………………………………17
2.3 Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации…………………………………22
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)


2. Федеральное устройство России

2.1              Понятия и принципы федерального устройства России

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является, в свою очередь, элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте). Под государственным устройством понимается территориальная организация государства, определяющая правовое положение его территориальных частей и характер их взаимоотношений с центральной властью. В федеративном государстве данные территориальные единицы имеют статус субъектов федерации, в унитарном государстве — статус административно-территориальных единиц.

Федеративное устройство российского государства — это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные. Россия была провозглашена федеративным государством в январе 1918 г. третьим Съездом Советов, и это нашло свое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства — Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); Они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Первоначально субъектами Федерации признавались только автономные образования. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

Известно, что в истории национально-государственного устройства Российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» (с изм. и доп. от 1 июля 1993 г.) [1]. Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.

В начале 90-х гг. XX в. в федеративном устройстве России произошли существенные изменения. Автономные республики (их насчитывалось к тому времени 16) стали добиваться статуса суверенных республик в составе Российской Федерации, принимая декларации о государственном суверенитете; из пяти автономных областей четыре были преобразованы в республики в составе РФ (таким образом, республик стало 20, а после разделения Чечено-Ингушской республики на две их стало 21). Статуса субъекта Федерации стали добиваться самые крупные административно-территориальные единицы — края, области, два города — Москва и Санкт-Петербург (бывший Ленинград). Они получили этот статус после подписания Федеративного договора (1992 г.) и внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ.

На стабилизацию федеративного устройства был направлен Федеративный договор — Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга», подписанный 31 марта 1992 г.

Стороны заключили Федеративный договор, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений.

Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (последняя потом преобразовалась в Республику Ингушетия в составе РФ Чеченскую Республику в составе РФ). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами РФ заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой.

Федеративный договор одобрил Съезд народных депутатов РФ и его текст
был включен как составная часть в действовавшую тогда российскую Конституцию. Содержание Федеративного договора не полностью соответствует нынешней Конституции РФ. Договор устанавливал не вполне равный статус разных видов субъектов, неодинаковое разграничение полномочий между различными видами субъектов и федеральными государственными органами. В настоящее время он действует в той мере, в какой соответствует Конституции РФ. В случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют конституционные нормы.             
     Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных
Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не им! ют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. были образованы семь федеральных округов на территории РФ и назначены полномочные представители Президента РФ в федеральных округах [2].

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение целостности Российской Федерации, единства правового и экономического пространства, Конституции РФ. В случае принятия ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства страны, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3].

      Так, если судом установлено, что законодательным органом субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, Федеральным законам, а законодательный орган субъекта не принял мер по исполнению соответствующего решения суда, то при определенных основаниях, с соблюдением установленных законом процедур законодательный орган такого субъекта может быть распущен федеральным законом.

     Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта) по основаниям, связанным с нарушением Конституции РФ, федеральных законов, при определенных обстоятельствах, с соблюдением уста ленных законом процедур отрешается Президентом РФ от должности.


2.2 Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.

     Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

     Это, прежде всего наличие имеющихся у Российской Федерации государственно-правовых признаков, характерных для федеративного государства:

     1) суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;

     2) федеральной Конституции и федеральных законов;

     3) федеральных органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

     4) государственной территории, целостной и неприкосновенной, включающей территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);

     5) единого гражданства РФ;

     6) государственного языка;

     7) единых Вооруженных Сил;

     8) единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

     9) государственных символов: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;

   10) столицы Российской Федерации.

     Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской обусловливают характер и содержание ее компетенции, конкретные полномочия и предметы ведения.

     Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

     В России — несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает, во-первых, возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ этот статус может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Во-вторых, в составе РФ может быть образован новый субъект РФ, и, в-третьих, в РФ может быть принят новый субъект. Это делается в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17декабря 2001 г. «0 порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [4]. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Это осуществляется на добровольной основе, по взаимному согласию в соответствии с международным договором о принятии в РФ нового субъекта. Данный международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ, которое также принимает федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта. В этом законе должны содержаться положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта РФ и другие положения, связанные с принятием в РФ нового субъекта.

     Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект. Вопрос об образовании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов РФ. Если на референдумах объединяющихся субъектов были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании нового субъекта РФ, то принимается  Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта. В декабре 2003 г. состоялись соответствующие референдумы по вопросу об образовании нового субъекта на территории Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.

     Республики — субъекты  Федерации — это   государства  в Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе Российской Федерации. Ее характеризует наличие таких признаков, как:

Информация о работе Федеральное устройство Российской Федерации