Межрегиональное экономическое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 05:28, лекция

Описание

7.1. Сущность и формы межрегиональных связей.
7.2. Межрегиональная интеграция и ее институты.
7.3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия
7.4. Формы межрегиональной кооперации предприятий.

Работа состоит из  1 файл

reg7.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

    Велико  значение региона в производстве важных технических культур —  подсолнечника, сахарной свеклы, горчицы, табака. Юг России — крупнейший район  садоводства и виноградарства. Здесь находится более трети всех плодово-ягодных насаждений и все виноградники Российской Федерации. Только здесь на территории России выращиваются субтропические культуры: чай, цитрусовые, хурма, инжир (главным образом, на Черноморском побережье Краснодарского края). Юг России — крупнейший производитель овощей и бахчевых культур. Они выращиваются на всей территории региона, но особенно выделяется Волго-Ахтубинская пойма. Астраханские арбузы и помидоры знает и по достоинству оценивает их качество все население страны. Высокой товарностью отличается животноводство. Здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. Важное значение имеет овцеводство, особенно тонкорунное. В регионе заготавливается большая часть тонкой шерсти Российской Федерации. Юг знаменит также племенным коневодством.

    Развитие  пищевой промышленности Южного округа — важной составной части АПК  — тормозится несоответствием перерабатывающих мощностей сырьевой базе. Наиболее остро это проявляется в маслобойном  и крахмалопаточном производствах. Недостаточен уровень технического оснащения многих предприятий, особенно в мясной и плодоовощеконсервной отраслях, не хватает баз хранения и холодильников. Скорейшее решение этих проблем — наиболее важное направление развития АПК. В целом же агропромышленный комплекс Южного округа отличается высокой эффективностью и неоценима его роль в продовольственном обеспечении населения России.

         8.4. Основные тенденции развития МТК (международный транспортный коридор) региона

      Организация международных транспортных коридоров отвечает системному подходу в решении глобальных задач развития национального и регионального транспортного комплекса, формировании общего транспортного пространства и рынка транспортных услуг страны.

      МТК способствуют развитию и улучшению  грузового и пассажирского международного сообщения, расширению и повышению качества международных перевозок, преодолению организационной раздробленности транспортных систем путем создания интермодальных и мультимодальных комплексов, осуществляющих распределение и перераспределение грузопотоков.

      Активное  участие России в формировании международных  транспортных коридоров правомерно рассматривать как стратегическое направление модернизации транспортной отрасли, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека. Максимальное использование преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может стать важным фактором достижения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития российской экономики.

      В связи с этим к числу основных направлений международной интеграции в сфере транспорта целесообразно  отнести:

      - приведение российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации в соответствие с действующими на международных рынках транспортных услуг;

      - поэтапное приведение законодательной и нормативно-правовой базы в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;

      - формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;

      - активное участие в создании общего и предпосылок единого европейского транспортного пространства, его включения в межконтинентальное - евроазиатское;

      - развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия и развития транспортных и коммуникационных систем России и Евросоюза; 

      - расширение масштабов, конкретизация аспектов и форм сотрудничества России с международными организациями по формированию и реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основах;

      - реализацию транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием на взаимовыгодных для России и иных партнеров условиях;

      - интенсификацию мега- и макро-регионального сотрудничества с целью реализации транзитного потенциала России (в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС); 

      - повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;

      - участие в международных транспортных проектах, поддержку региональных инициатив, отвечающих национальным интересам РФ. 

      Основным  принципом формирования МТК должно стать сокращения времени на производство и реализацию товаров и достижение на этой основе максимального экономического эффекта. Поскольку транспорт функционирует в многофакторной ере- I де, формирование МТК обязательно предполагает:

    обоснование концепции создания и развития МТК;

      - совместное исследование конъюнктуры рынка транспортных услуг (внутренней и международной) и прогнозирование основных направлений развития грузопотоков;

      - определение экономически оправданных зон для транспортных коридоров;

      - разработку и реализацию совместных проектов и программ развития технических средств и транспортной инфраструктуры в пределах транспортных коридоров;

      - принятие государственных мер устранения естественного монополизма и поддержки определяющей роли транспорта в экономике (при этом вмешательство органов власти должно быть минимальным и иметь регулирующий характер для сохранения конкуренции и рыночных отношений).

      Для повышения уровня реализации транспортного  потенциала РФ необходимы:  

      - участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям, в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;

      - содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе международных, направленных на развитие транзитных перевозок;

      - дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки транзитных грузов, обеспечения гарантий их сохранности, общего повышения качества сервиса;

      - стимулирование создания российских мультимодальных транзитных операторов;

      - разработка эффективного механизма привлечения субъектов РФ и частных инвесторов к реализации проектов, направленных на использование транзитного потенциала;

      - разработка при участии субъектов РФ проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры (ист.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020г.).

      Развитие  инфраструктуры транспортных коридоров  обусловлено увеличением грузопотоков через российскую территорию, ускорившим интеграцию различных видов транспорта в мультимодальную транспортную сеть, которая должна представлять собой экологически устойчивую транспортную систему, совместимую с требованиями защиты окружающей среды и здоровья населения и основанную на использовании современных технико-технологических достижений.

      Создание  сети МТК имеет огромное значение для экономики России и охватываемых ею регионов. МТК не только обслуживают  экспорт и импорт продукции, но и  способствуют экспорту предоставляемых  транспортных услуг, позволяют более эффективно использовать резервы региональных транспортных систем, стимулируют расширенное воспроизводство ВРП, создавая интервальные эффекты. Последние выражаются не только в увеличении экономического потенциала территории (развитие транспортного машиностроения, строительство дорог и сопутствующих им объектов) и получении «транзитной ренты» от перевозок, но также и в росте инвестиций для развития инфраструктуры транспорта, экономических, социальных и культурных связей между регионами.

    Развитие  системы МТК в стране предусмотрено  Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы).

      Инфраструктура  МТК на территории России включает инфраструктурные объекты универсальных  видов транспорта:

- железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали (наиболее оснащенные, концентрирующие внешнеторговые и транзитные грузопотоки) с их обустройством;

- порты, расположенные на границах российских участков транспортных коридоров;

- транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу;

- звенья транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для развития МТК.

      Объекты транспортной инфраструктуры МТК выполняют  функции внутренних и международных  коммуникаций. Организация их эффективной работы позволяет лучше использовать выгодное географическое положение территорий для создания устойчивых транспортно-экономических связей между Европой и Азией. Поэтому развитие и совершенствование российских участков МТК должно осуществляться в приоритетном порядке.

      Таким образом, формирование инфраструктуры МТК позволит создать новые рабочие  места, снизив напряженность на рынке  труда; наладить систему обучения кадров для обслуживания транспортных сетей, повысив качество человеческого  капитала региона.

         8.5. Активизация и мобилизация транспортного потенциала Юга России 

    Ведущая роль в межрайонных перевозках принадлежит  железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Миллерово — Ростов — Армавир  — Махачкала — Баку и Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в Центр, Поволжье, Украину, Закавказье.

Во  внутрирайонных перевозках преобладает  автомобильный транспорт. Округ  имеет развитую сеть автомобильных  дорог. По его территории проходит Транскавказская автомагистраль (Ростов — Баку), Военно-Грузинская и Военно-Сухумская дороги. Морские пути обеспечивают связи округа со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск и Туапсе на Черном море, Таганрог — на Азовском, Астрахань и Махачкала — на Каспийском. Важное значение имеет речной транспорт. По территории округа пролегает важнейший водный путь страны — Волга, по которой как вверх, так и вниз по течению перевозится большое количество грузов. Через Волго-Донский канал протяженностью 101 км осуществляется ее связь с другой важной транспортной артерией — рекой Дон. Судоходство развито также на реках Кубани, Северском Донце. Крупнейшие речные порты — Волгоград, Астрахань, Ростов, Калач и др. Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт.

     В межрайонном обмене округ выступает  прежде всего как поставщик продукции  агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного, энергетического и транспортного  машиностроения, оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Вывозятся также цемент, уголь, природный газ. Основные продукты ввоза — некоторые виды минеральных удобрений, деловая древесина, автомобили и др.

      Анализ  состояния транспортной сферы экономики  ЮФО показал, что к числу наиболее сложных проблем ее развития относятся:

- существенное отставание материально-технической базы транспортной инфраструктуры от мировых стандартов;

- неравномерность развития отдельных отраслей и территориальных комплексов макрорегиональной транспортной системы;

- непропорциональность размещения объектов инфраструктуры отрасли;

- неадекватные потребностям модернизации и развития отрасли объемы финансирования;

Информация о работе Межрегиональное экономическое взаимодействие