Межрегиональное экономическое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 05:28, лекция

Описание

7.1. Сущность и формы межрегиональных связей.
7.2. Межрегиональная интеграция и ее институты.
7.3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия
7.4. Формы межрегиональной кооперации предприятий.

Работа состоит из  1 файл

reg7.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

      Если  принять, что крайним вариантом  институтов «мягкой» интеграции могут быть ассоциативные объединения, работающие на общественных началах и играющие сугубо информационную или пропагандистскую роль в регулировании интеграционных процессов нескольких субъектов Федерации, то все остальные формы и институты будут занимать промежуточное положение между этими крайними границами (например, к ним относятся формы экономической интеграции товаропроизводителей и сфер рыночной инфраструктуры).

      Современный вариант реформирования системы  государственного устройства страны можно  отнести к промежуточному. Пока основным направлением деятельности современных генерал-губернаторов является осуществление «межрегиональной экспертизы» федеральных законов. По какому варианту пойдет дальнейшее развитие межрегиональной интеграции — пока остается вопросом.

      Уже сегодня нельзя недооценивать роль иных интеграционных структур, которые формируются в крупных регионах России и начинают играть все большую роль в их общественно-политической жизни (партии, общественные движения, конфессионально-этнические межрегиональные группировки). Например, широкую известность приобрела «Конфедерация народов Кавказа», на Урале действует движение «Возрождение Урала», в Новосибирске на межрегиональной основе создана «Сибирская партия», в октябре 1998 г. была проявлена инициатива создания «Сибирского движения за достойное будущее».

      Другие  важные структуры межрегиональной  интеграции создаются в сфере  массовой информации и в системах телекоммуникаций, и они составят материальную основу интеллектуальной компоненты перспективных интеграционных процессов.

         7.3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

      Наиболее  значимыми институтами межрегиональной  интеграции, которые возникли в начале 1990-х гг. как реакция на бездействие  Правительства и Федерального собрания РФ в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

      Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества стали образовываться начиная с 1991 г. Характерно, что вначале инициаторами создания ряда таких ассоциаций выступили Советы народных депутатов. Однако в дальнейшем центр тяжести всех ассоциаций сместился в экономическую сферу, и они получили официальное название — межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

      В эти годы были созданы: ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации «Северо-Запад»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России «Центральная Россия»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного района Российской Федерации «Черноземье»; ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона; ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа «Северный Кавказ»; ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Уральская»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия республик, краев, областей и автономных округов Западной и Восточной Сибири «Сибирское соглашение»; межрайонная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья. Эти ассоциации существенно различаются по масштабам, формам организации, реальным результатам деятельности и по декларируемым целям и задачам. Если попытаться сформулировать «обобщенный образ» подобной ассоциации и ее структуру, то выявляются следующие основные черты.

      В состав ассоциаций входят субъекты Федерации (национальные республики, края, области  и автономные округа), расположенные на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (города и административные районы в состав ассоциаций не включаются). Каждая из межрегиональных ассоциаций действует на территории соответствующего экономического района, за исключением межрегиональной ассоциации-«Сибирское соглашение», действие которой распространяется на два крупных экономических района: Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций «Уральский» и «Сибирское соглашение», так же как и забайкальские субъекты Федерации (Республика Бурятия, Забайкальский край), которые включаются в состав как Сибирской, так и Дальневосточной ассоциаций. То есть ассоциативная форма объединения субъектов Федерации проявляется здесь достаточно гибким образом, и она не копирует слепо официально признанную сетку экономического районирования России.

      Высшим  коллегиальным органом межрегиональной  ассоциации является Совет (Президиум), в состав которого входят руководители законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации, расположенных на территории данного экономического района (районов). Руководит ассоциацией на принципах ротации один из губернаторов. В некоторых случаях (например, в Дальневосточной ассоциации) в состав Совета с правом совещательного голоса включены представители Президента в субъектах Федерации. Все важные решения ассоциации принимаются на заседаниях ее Совета (Президиума), который собирается несколько раз в год. Тот факт, что в Совете ассоциации на равных работают руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, является принципиально важным дли достижения согласия по принципиальным вопросам и отстаивания солидарных позиций перед федеральным центром, а также для проведения «межрегиональной экспертизы» проектов федеральных законов.

      Деятельность  межрегиональных ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых, экологических и иных вопросов, и с этой целью в составе  ассоциаций созданы координационные советы (комитеты, комиссии) по этим направлениям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциаций входят как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, бизнесмены, директора предприятий и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная проблема стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее решения.

      Каждая  межрегиональная ассоциация, как  правило, имеет свой исполнительный орган. Это может быть как небольшой штат (как в межрегиональной ассоциации «Северо-Запад»), так и достаточно крупная Исполнительная дирекция с четкой структурой и специальными департаментами, которые курируют и обобщают работу координационных советов ассоциаций (как это оформлено в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Руководитель исполнительного органа ассоциации (генеральный директор) включается в состав Совета ассоциации.

Все межрегиональные ассоциации имеют  свой бюджет, формируемый за счет взносов регионов — участников ассоциации (с соответствующей статьей, отраженной в региональном бюджете), за счет поступлений от уставной деятельности, проводимой исполнительным органом ассоциации или созданными на ее основе структурами, а также за счет взносов от разных предприятий и организаций данного макрорегиона.

      Ряд ассоциаций имеют свои представительства  в Москве, которые осуществляют оперативное  взаимодействие ассоциации с федеральными органами власти и управления.

      Межрегиональные ассоциации, с одной стороны, должны быть «проводниками» федеральной региональной политики, которая требует осознанного «ущемления» интересов одних субъектов Федерации в пользу других и Федерации в целом, а это не всегда находит понимание в регионах. С другой стороны, через межрегиональные ассоциации могут выражаться, «артикулироваться» наиболее важные и болезненные проблемы больших территорий с целью их отражения в федеральной политике.

      Однако  объективный анализ показывает, что  в целом эффективность работы межрегиональных ассоциаций в настоящее время ниже их потенциальных возможностей. Это определяется нечеткостью функций ассоциаций и непроработанностью их правового статуса, отсутствием реальных механизмов регулирования интеграционных процессов, ориентацией руководителей регионов на локальные интересы. Зачастую руководство некоторых ассоциаций использует их потенциал лишь для оказания давления на федеральный центр и для лоббирования нужных решений.

   7.4. Формы межрегиональной кооперации предприятий.

      Формы межрегиональной кооперации предприятий. Теоретически формы взаимодействия различных предприятий крайне разнообразны. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудничестве, независимо от их территориального расположения, в установлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур — финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций и т. п. Процесс сотрудничества предприятий различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятия одного региона. В то же время необходимость учета предприятием интересов нескольких регионов вызывает возможность различного экономического воздействия органов государственной власти и иных управленческих структур на процесс такого сотрудничества предприятий: от финансово-организационной поддержки до полного противодействия.

      К современным формам межрегиональной  кооперации производителей можно отнести:

* ряд предприятий-холдингов, самые мощные из которых возникли в топливной, и прежде всего нефтегазовой, промышленности ( РАО «Газпром»). При формировании их организационных структур преследовалась цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных доходов в бюджет страны. Поэтому многие из таких предприятий-монополистов, создав на территории страны филиалы и подразделения, в настоящее время фактически осуществляют координацию своей деятельности в различных регионах, организуя межрегиональное сотрудничество внутри своего предприятия;

* финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятий промышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызванной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администрации регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;

* банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотрудничество для коммерческих банков может осуществляться несколькими путями. Очевидно, что самый распространенный механизм межрегионального сотрудничества в банковском секторе — это установление банками корреспондентских отношений. Широкая регионально ориентированная корреспондентская сеть является существенным преимуществом банка и дает ему возможность быстро проводить платежи по территории страны. Другие формы сотрудничества банков разных регионов — заключение стратегических союзов для реализации конкретных проектов, как правило, крупных инвестиционных, установление кредитными организациями прямых отношений с предприятиями и учреждениями других регионов, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, а также распространение пластиковых карточек, имеющих хождение во многих регионах.

      Таким образом, анализ межрегионального взаимодействия предприятий производственного  и непроизводственного секторов в Российской Федерации показывает в целом позитивный характер такого сотрудничества как необходимого элемента сохранения единого экономического пространства страны, что, в свою очередь, является элементом стабильного федерального государства. 
 
 
 

Информация о работе Межрегиональное экономическое взаимодействие