Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание

На основе решений Потсдамской конференции (1945 г.) часть Восточной Пруссии (район Германии) вошла в состав Российской Федерации. До апреля 1946 года на этой территории находился Кенигсбергский особый военный округ. Указом президиума Верховного Совета СССР от 7 Апреля 1946 года была образована Кенигсбергская область в составе РСФСР, а в июне того же года эта область была переименована в Калининградскую.
В настоящее время Калининградская область является самой западной территорией Российской Федерации. Территория области - 15.1 тыс. кв. км. От России отделена Литвой и Белоруссией, на юге граничит с Польшей, на западе омывается Балтийским морем. Калининградская - это единственная область, которая отделена от России другими государствами и самая ближайшая область России - Псковская - находится от Калининградской на расстоянии 600 км по железной дороге.

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya.doc

— 246.20 Кб (Скачать документ)

     Основной целью развития сельского хозяйства области должно стать повышение  эффективности производства и обеспечения продуктами питания всего региона. Важное значение приобретает государственное регулирование, главная задача которого - поддержка производителей сельскохозяйственной продукции при неблагоприятной конъюнктуре рынка товаров. Не меньшую роль играет и стимулирование крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан за счет предоставления техники, кредитного обеспечения и т.д.  

 

3.6 Лесопромышленный  комплекс.

 

     Лесопромышленный комплекс после рыбной промышленности и машиностроения занимал ведущее положение в экономике области.

     Лесные ресурсы Севера и Северо-запада России позволяют обеспечить потребности целлюлозно-бумажной промышленности Калининградской области в полном объеме. До 1992-1993гг. древесина в область поставлялась в основном из Архангельской и Вологодской областей, республики Коми. Однако в связи с резким ростом транспортных расходов на доставку древесины из указанных областей, потенциальными поставщиками древесины следует рассматривать Литву, Латвию, Белоруссию, Польшу. В настоящее время древесина поступает в область в основном из Литвы, Латвии и северо-западных регионов России.

     Изменчивость конъюнктуры рынка мирового рынка и, прежде всего, европейского, на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности оказывает первостепенное влияние на динамику развития промышленности области.  Это обусловливается тем, что большая часть продукции предприятий поставляется в зарубежные страны.

     Конъюнктура цен на товарную целлюлозу, бумагу и картон изменяется в соответствии с изменением циклов делового развития целлюлозно-бумажной промышленности. Основные факторы, влияющие на цены, - баланс спроса и предложения, степень использования мощностей промышленности, состояние запасов продукции (прежде всего в странах Скандинавии).

     Деревообрабатывающая промышленность в области не получила широкого развития и потому ассортимент выпускаемой продукции неширокий - пиломатериалы, фанера клееная. Наиболее развито производство деревянной и картонной тары, которая поставляется для рыбоперерабатывающей промышленности. Развитие предприятий деревообработки, прежде всего тарных и мебельных, должно обеспечить внутренние потребности области: рыбопромышленного и строительного комплексов. Такой подход целесообразно сохранить и при рассмотрении перспектив развития мебельного производства.

 

 

     3.7 Строительный комплекс

 

     В настоящее время в области работает 775 подрядных строительных организаций, в том числе 623 - малых. Более 83% предприятий являются частными, и только 5% находятся в государственной и муниципальной собственности.

     Финансовая поддержка за счет федерального бюджета в 1996 г. резко сократилась. Значительными остаются объемы незавершенного строительства.

     В условиях сокращения инвестиций непосредственно в промышленность строительных материалов прогрессивная структурная перестройка этой отрасли просто невозможна. Более того, неизбежно и продолжение спада объемов выпуска основных видов строительных материалов. Кирпичные заводы, построенные еще в довоенные годы, устарели, маломощны, работают по устаревшей технологии и не выдерживают конкуренции с продукцией Литвы. Развитие строительного комплекса сдерживается также отсутствием месторождений сырья для производства многих видов строительных материалов. В то же время область располагает достаточными запасами песчаногравийного материала, глинистого сырья, природного для выпуска кирпича, строительной керамики, черепицы, дренажных труб.

 

 

     4.  ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

          КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА.

 

4.1 Население и трудовые ресурсы

 

     В настоящее время численность населения в регионе составляет свыше 930 тыс. человек. Население области многонационально. В области проживают граждане около 100 национальностей. В формировании населения области снижается роль естественного прироста, возрастает роль миграции. С 1992 года наблюдается резкий спад естественного прироста населения.

     В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не стимулируют увеличения количества детей в семье, а следовательно, нужно быть готовым к низкому уровню рождаемости в течении достаточно длительного времени.

     Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,2 - 20,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.

     Численность экономики активного населения области в последние годы сокращается. Количество занятых в различных секторах экономики только за последние три года сократилось на 35,3 тыс. человек.

     Наибольшее сокращение численности работающих в период с 1992 по 1996 год произошло в промышленности: с 122,2 до 90,4 тыс. человек, то есть на 26%.

     В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Число лиц, получивших статус официального безработного, с 1992 по 1996 год увеличилось почти на 24 тыс. человек.

     Основная часть безработных - женщины. В 1992 году женщины составляли 80% от общего числа безработных, в 1995 году - 64%. Каждый третий безработный - молодежь в возрасте 16-29 лет.

     Основную тяжесть реформ несут низкодоходные группы населения. Финансовые и материальные ресурсы, которые были до начала 1992 года, исчерпаны. Не было предпринято реальных шагов по реформированию отраслей социальной сферы. У многих граждан, из-за непоследовательности проводимых экономических реформ, усиливается ностальгия по прошлому.

 

 

     4.2  Природно-сырьевые ресурсы

 

     Весь комплекс полезных ископаемых обусловлен геологическим строением территории Калининградской области, расположенной на восточном склоне Балтийской впадины северо-западной части Русской платформы. Наиболее перспективны месторождения нефти. Нефть высококачественная: легкая, малосмолистая и смолистая, парафинистая. Всего открыто 14 нефтяных месторождений.

     С пятью месторождениями нефти связаны месторождения попутного горючего газа. В 1984 году годовая добыча достигла 1,53 млн. тонн. В настоящее время добывается 750-760 тыс. тонн нефти.

     В 1954 году в регионе обнаружена каменная соль. Запасы каменной соли Гусевского месторождения, составляют - 16 млрд. Тонн. Географическое положение области создает реальные перспективы освоения месторождения и поставки соли в северо-западный экономический район Российской Федерации, страны Прибалтики и Скандинавские страны. Соли бассейна могут быть использованы и как сырье для химической промышленности (хлор, каустическая и кальцинированная сода).

     Из важных ископаемых, разведанных в области, следует отметить фосфориты. Фосфориты, наряду с такими элементами, как калий, железо, марганец, являются важнейшим источником жизнедеятельности растительного и животного мира. Фосфорные минеральные удобрения имеют большое значение в повышении плодородия сельскохозяйственных земель. К важным полезным ископаемым в регионе относится янтарь. Запасы янтаря Калининградской области составляют 90% всех мировых запасов.

     Хорошо разведаны запасы бурого угля. Угли пригодны как энергетическое сырье, сырье для комплексной переработки с целью производства горного воска, углещелочного реагента, углегуминовых и органо-минеральных удобрений, топливных брикетов и других продуктов углехимии.

     В регионе богатые месторождения кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийного материала. Глины пригодны в качестве сырья для приготовления обыкновенного и пустотелого кирпича. Песчано-гравийный материал используется для получения фракционного гравия и производства щебня, а также для строительства и ремонта автомобильных и железных дорог.

     В области разведаны многочисленные залежи торфа. Суммарные запасы месторождения торфа - 2,5 -3,0 млрд. м3 . В небольшом количестве торф экспортируется в другие страны.

     На суше, а также на дне Балтийского моря известны проявления железных руд, цветных и редких металлов.

 

 

4.3  Проблемы развития социальной сферы

 

     Калининградская область по общественному показателю, характеризующему потенциал материально-технической базы социальной инфраструктуры (фондооснащенность на одного жителя), находится на одном из последних мест среди регионов Российской Федерации.

     Система здравоохранения области представлена 106 медицинскими учреждениями (больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты), 81 санаториями и учреждениями отдыха. В здравоохранении работают 3,6 тыс. врачей всех специальностей и 9,6 тыс. среднего медицинского персонала.

     Обеспеченность населения области врачебными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами всех специальностей и средним медицинским персоналом меньше, чем в среднем по России.

     Значительная часть больниц, медицинских учреждений области располагается в довоенных зданиях, которые требуют проведения капитального ремонта, около 20-25% подлежит сносу. Основные задачи в сфере здравоохранения области, заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые позволят повысить качество медицинского обслуживания за счет внедрения новейшего оборудования и новых методов лечения, укрепления материально-технической базы.

     В Калининградской области функционирует 455 детских дошкольных учреждений, 395 государственных дневных общеобразовательных школ, 9 лицеев и 4 гимназии, 24 профессиональных технических учебных заведения, 13 средних специальных учебных заведений (статус колледжа имеют 8), 5 высших учебных заведений.

     В детских дошкольных учреждениях численность дошкольников снизилась с 48,4 (1990 г.) до 30,6 тыс. человек (1996 г.), что объясняется высокой стоимостью мест и неспособностью родителей оплатить услуги за содержание детей.

     В295 государственных дневных общеобразовательных школах обучается 133,2 тыс. учащихся. В последние годы возрастает нагрузка на одно учебное место и все больше детей обучаются во вторую и третью смены.

     В трех высших учебных заведениях обучалось 13,4 тыс. студентов. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в области сокращается т.к. расширяется практика платного обучения. В 1995-1997 годах резко возросло число вузов, в которых ведется подготовка специалистов-экономистов.

     В настоящее время в области работают 323 массовых библиотеки, в которых насчитывается 6,8 млн. экземпляров различных книг и журналов. Открыто 9 музеев, 3 профессиональных театра.

     Среди приоритетных проблем социального развития области, важная роль отводится проблеме жилищного строительства. В период с 1961 по 1991 год в Калининградской области в эксплуатацию введено 7,98 млн. кв. метров общей площади жилья. За 1991-1995 годы введено 1,38 млн. кв. метров.

 

 

4.4 Финансовый потенциал

 

     Финансовые ресурсы региона состоят из средств консолидированного бюджета области и внебюджетных фондов, части средств, предприятий различных форм собственности, средств населения, кредитных ресурсов банков, валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, а также иностранных инвестиций в создание совместных предприятий, других видов деятельности.

     Финансовый баланс рассчитывается по всей вертикально-административной цепочке. Баланс разрабатывается с целью отражения интересов области и увязки их с интересами Федерации в целом, обеспечения финансирования всех мероприятий комплексного социально-экономического развития, установления финансовых взаимоотношений с федеральным центром. Финансовый баланс, по сути, отражает характер межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами Федерации.

     Основой для составления финансового баланса служат действующие законодательства, правительственные нормативные акты, прогнозные расценки.

     В зависимости от фонда оплаты труда определяют подоходный налог с граждан, налог на добавленную стоимость, специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, внебюджетные фонды социального назначения (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования, занятости) Налог на прибыль является одним из важнейших доходных источников территориальных бюджетов.

     Налог на прибыль, прочие налоги и сборы, остающиеся в распоряжении органов государственной власти и управления области, представляют собой финансовые ресурсы консолидированного бюджета.

     Средства, выделяемые области из федерального бюджета и централизованных внебюджетных фондов, составляют 17-23% общих доходов территориальных ресурсов.

     В настоящее время взносы средств области в федеральный бюджет и централизованные государственные фонды меньше, чем поступления из федерального центра.

     Доходы консолидированного бюджета области за 1996 год составили 1471,8 млрд. рублей. Основными отраслями хозяйственного комплекса области, формирующие налоговые доходы бюджета, в 1996 году являлись торговля, материально-технического снабжения и сбыт, строительство, топливная промышленность и электроэнергетика. Роль банковской сферы, рыбной и легкой промышленности незначительна.

Информация о работе Калининградский регион России в условиях экономических реформ 90-х годов