Виды и формы безработицы, методы оценки, причины и факторы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы населения является одним из ключевых показателей, который служит для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития трудовых отношений и наличия трудовых ресурсов страны.

Содержание

Введение 3
Глава1 5
1.1. Понятие и сущность безработицы. 5
1.2Виды и формы безработицы 9
1.3Естественный уровень безработицы 12
Глава 2 15
2.1Причины и факторы формирования безработицы 15
2.2Методы оценки безработицы 18
2.3Уровень безработицы в России за 2009-2010 год 23
Глава3. 29
3.1Последствия безработицы: 29
3.2 Методы борьбы с безработицей 33
3.3Государственные программы по снижению уровня безработицы 36
Заключение 42
Список использованной литературы: 44
Приложение 1 45
Приложение 2 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по управлению трудовыми ресурсами.docx

— 220.65 Кб (Скачать документ)

1. Безработные  представляют собой резерв незанятой  рабочей силы, которую можно задействовать  при расширении производства  или структурных перестройках. Трудности  перехода нашей страны на рельсы  интенсивного развития во многом  были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались  незадействованы, так как работникам  было легче работать на старых  уже освоенных местах. Капиталовложения  оказались омертвленными, эффективность  развития страны на определенном  этапе стала снижаться.

2. Наличие  безработицы усиливает агрессию  профсоюзов и их требования  повышения заработной платы, и  тем самым усиливает стимулы  предпринимательской деятельности.

Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся  из сферы производства, является самым  лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия  для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты также отмечали что:

• 75,2% -устраивает статус безработного т.к. он увеличивает  личное свободное время.

• 13% -безработица  стимулирует овладение новыми специальностями. ” Каждый 7 репондент .считает, что  безработица воспитывает ответственность  и самостоятельность.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от3-7% от числа занятых) считается необходимым  спутником развития рыночной экономики.

Повышение или понижение экономической  активности (цикличность развития экономики) являются основными причинами роста  и снижения занятости и уровня безработицы. Но развитие общества предполагает развертывание всех его потенций, которые дают не только количественное увеличение, но и порождают новое  качество жизни. Можно сказать, что  в конечном счете безработица  всегда дает снижение темпов экономического роста, не говоря уже об ущербе для  социальных отношений в широком  смысле слова.

3.2 Методы борьбы  с безработицей

Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно

сложной. Поскольку единого  способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет:

1)     улучшения  информационного обеспечения рынка  труда. Во всех странах эту

функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают

у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее

безработным;

2)     устранения  факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого

необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка  жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного

населенного пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала  имеющимся рабочим местам. Эта  задача достигается программой профессиональной подготовки , информацией о рабочих  местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработный, молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей. В Москве , например, такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости  и Центр социальной поддержки. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

     Создание условий  для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке

труда – производный и  зависит от ситуации на рынках товаров  и услуг, то

занятость возрастет, а безработица  упадет в там случае, если товарные рынки

предъявят больший спрос  и для его удовлетворения надо будет нанять

дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

·        стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов

производства и , соответственно, -  занятости на них;

·        поддержка  и поощрение инвестиций в реконструкцию  предприятия с целью

повышения конкурентноспособности продукции.

     Создание условий  для сокращения предложения труда.  Очевидно, что чем

меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу даже при том

же числе свободных  рабочих мест. Сократить  число  претендентов на эти места и ,

более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности

досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного

возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного

уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет,

а женщинам – в 53-54 года. Без  этого пожилым служащим пришлось бы искать

работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было

немного. Они увеличили  бы армию безработных. Досрочная  пенсия позволила

предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может

использоваться только в  очень ограниченных масштабах, так  как он влечет

существенное увеличение пенсионных выплат.

     Создание условий  для роста самозанятости. Смысл  такого рода программ

состоит в том, что людям  помогают открыть собственное дело, чтобы они могли

прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти  работу по найму.

     Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего

безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать  на работу из-за

падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще

никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и  отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

-          экономическое стимулирование молодежной  занятости;

-          создание специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи

-          создание центров обучения молодых  людей тем профессиям, шансы на

занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго , но важно

понимать, что все эти  программы не могут полностью  ликвидировать или

существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается

лишь при общем улучшении  экономической ситуации в стране.

3.3Государственные  программы по снижению уровня  безработицы

  • Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;  
    Организация проведения оплачиваемых общественных работ;  
    Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;  
    Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;  
    Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;  
    Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;  
    Информирование работодателей.
  • Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста и т.д. на добровольный труд и свободный выбор занятости
  • Предупреждение массовой и сокращению длительной(более 1 года) безработицы
  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
  • Способами увеличения спроса являются:
  • стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • льготное налогообложение,
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • льготное кредитование  (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.
  • Социальная политика: 
  • Выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
  • Политика в сфере занятости населения:
  • Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
  • Развитие предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельности – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
  • Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
  • Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
  • Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
  • Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда  (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
  • Содействие самозанятости безработных граждан;  
    Так же осуществляются программы по поддержке и развитию малого бизнеса,а следовательно увеличению количества рабочих мест, например с 2008 года действует программа, согласно которой лицам, являющимся безработными, выделяются деньги на открытие частного предприятия, с условием предоставления бизнес-плана.

Государственная служба занятости  является структурой специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Так же предусмотрен ряд следующих мероприятий:

1.      повышение уровня оплаты труда,

2.      переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3.      регулирования трудовой миграции,

4.      усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5.      повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Разрабатывается, дополнительная концепция  по содействию государства сокращению безработицы, ниже перечислены несколько её аспектов:

1 аспект – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена  в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. Количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями. "Пусть бизнес сам "заказывает" нужные кадры.

2 аспект - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках.

 Стимулом для работников выступает решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

3 аспект - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Информация о работе Виды и формы безработицы, методы оценки, причины и факторы формирования