Финансовый контроль-виды,формы,методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 13:27, реферат

Описание

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

Содержание

1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики………………………………………………………….... 3
2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………..6

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.09 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Факультет управления 

Кафедра "Менеджмента предпринимательской  деятельности" 

Реферат на тему:

«Финансовый контроль-виды,формы,методы» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

группа 303-В

Тейфукова Н.Р. 

Проверила:

Короленко Ю.Н. 

Симферополь 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики………………………………………………………….... 3

2. Формы, виды и методы финансового контроля……………………………..6

3.Содержание……………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Содержание  финансового контроля, его значение и  функции в условиях рыночной экономики
 

Финансовый  контроль  является  практическим  воплощением   контрольной функции, присущей финансам как экономической  категории.

Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

1) Строго  регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) Неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками на макро-  и микро-уровне с целью обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.

Оба аспекта  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.

Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.

Одним из звеньев системы контроля выступает  финансовый  контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства. Роль финансового  контроля при переходе к рынку  многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов.

Так же как финансы являются основой  любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для  начала  осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.

Для осуществления  финансового  контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе  и в законодательном порядке.

Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики  страны.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм  финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т. п.).

Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта и  национального дохода; составления  и исполнения бюджета (бюджетный  контроль); финансового состояния  и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных  учреждений, а также налоговый  контроль; другие направления.

Перед  финансовым контролем стоят следующие  задачи:

·                          содействие сбалансированности между  потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства;

· обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

· содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 
 
 
 
 

2. Формы, виды и  методы финансового  контроля.

  В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления. Он направлен  на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов  власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятий, а также его  структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный  производиться главным бухгалтером  в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации  бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись  главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный  бухгалтер отвечает за соблюдение государственной  финансовой дисциплины и финансового  законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Общественный финансовый контроль

Общественный  финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

Банковский  надзор

Банковская  система выполняет важнейшую  роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между  хорошо функционирующей экономикой и банковской системой. Поскольку  банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

К основным целям надзора за коммерческими банками являются:

защита  мелких вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;

защита  клиентов от системного риска (при банкротстве  одного банка могут потерпеть  банкротство несколько банков и  тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);

обеспечение доверия тем банкам, которые выступают  в качестве кредиторов на международном банковском рынке;

защита  экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

Органы  денежно-кредитного регулирования  призваны обеспечить стабильность денежного  обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения  кредитной экспансии банков, которые  теоретически могут «создать» любое количество платёжных средств.

Надзор  построен на принципе принятия мер  предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими  банками средств в банковские и в небанковские структуры.

Защита  акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.

Удовлетворительная  система надзора включает сложное  сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:

кодифицированный  свод законов, касающихся экономических  субъектов и собственности, включая банковское законодательство;

разработка  адекватных и чётко установленных стандартов учёта и отчётности;

система надзорных органов, их функций, полномочий;

сущность  практики надзора, её последовательность;

система коррективных мер и экономических санкций;

обнародование для широкой общественности банковской отчётности.

Информация о работе Финансовый контроль-виды,формы,методы