Разработка управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

     Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества принимаемых  решений, которое достигается путем  совершенствования процесса принятия решений.

      Принятие  решений – составная часть  любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

     В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений.

      В каждой организации обязательно  существует руководитель или руководящий  орган, который осуществляет ряд  важных функций, одной из которых  является принятие управленческого решения.

     Процесс управления связан с непрерывной  разработкой и принятием решений. Решения вырабатываются в каждом цикле управления, на всех его стадиях  и при выполнении каждой функции. Задача по принятию решений, в конечном счете, сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, координации их взаимодействий. Именно по средствам принятия и реализации решений осуществляется сам процесс управления.

      В настоящее время проблема принятия верного решения стоит перед  каждым руководителем или управляющим. От этого зависит успешность всей последующее работы организации. Принимая важное решение, руководитель определяет тот путь, по которому будет идти в своем развитии организация. Именно  поэтому руководитель предприятия также должен уметь принимать правильные решения для организации и в условиях риска и неопределенности.

      Целью данной курсовой работы является проведение анализа разработки управленческого  решения в конкретной организации – ООО «Pizza Aquarella», а также выработка выводов и рекомендаций по совершенствованию существующей системы управления на предприятии.

      Достижение  поставленной цели требует решения  определенных задач:

  • Изучить и проанализировать теоретическую информацию по разработке управленческих решений;
  • Провести анализ существующей системы управления организацией;
  • Исследовать процесс разработки  и реализации управленческих решений в деятельности организации в системе управления;
  • Проанализировать полученную информацию и на ее основе разработать выводы и рекомендации для предприятия.

     Предметом исследования данной курсовой работы является система разработки управленческих решений, применяемая в данной организации.

     Объектом  курсовой работы является общество с  ограниченной ответственностью «Pizza Aquarella».

     В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, связанные с разработкой управленческих решений на предприятии. Во второй главе проведен анализ существующей системы управления в организации, а также исследован процесс разработки и принятия решения в деятельности подразделения в системе управления.

     Практическая  значимость данной курсовой работы состоит  в том, что проанализировав теоретическую  информацию, а также все имеющиеся  данные об организации, руководитель сможет принять правильное решение, которое  позволит организации продолжать эффективную работу или выйти на более совершенный уровень развития и достичь более высоких показателей успешной деятельности организации. 

1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений

1.1. Сущность понятия «управленческие решения»

 

     Особое  место в теории управления занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

     Основной  принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель — лицо, персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

     Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя, на которого возлагается вся ответственность в принятии решений по различным вопросам деятельности как организации в целом, так и ее отдельных структур.

     Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов  управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

     Принятие  решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов  или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

     Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой должностное лицо принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

     Управленческое  решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возник в организации. Основные принципы технологии принятия решения разработаны специалистами.

     Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В теории управления, как правило, управленческие решения по важнейшим проблемам организации принимаются на высшем уровне. В акционерных обществах управленческие решения принимаются или на собраниях акционеров, или советом директоров. В обществах с ограниченной ответственностью принятие важнейших управленческих решений лежит на организаторе общества, в малых предприятиях управленческие решения принимает руководитель организации.

     Однако  в современных условиях рыночной экономики руководитель, как правило, создает для управления организациями команду профессионалов для принятия оптимальных решений.

     Управленческие  решения имеют отличительные  особенности. Прежде всего, это - цели. Субъект управления (будь то индивид  или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

     В организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

     Таким образом, управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

1.2. Определение сущности системы управления

      Почти вековая история развития менеджмента  как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

      Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом  уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других. Поэтому для раскрытия методов и приемов анализа систем управления следует уделить особое внимание реконструкции содержания управленческой деятельности, а также критериев ее эффективности и подходов к анализу на основе историко-критического обзора научных взглядов на управление и эффективность систем управления. Управленческая деятельность как объект исследования, представляет собой сложное, многоплановое явление, и каждый автор выделяет те аспекты, которые более соответствуют его конкретным задачам и избранным методам исследования. По многим из таких аспектов, как свидетельствует история науки управления, развиваются научные направления и школы, но все они в конечном итоге могут быть оценены как односторонние. В исследовании систем управления используются законы, закономерности, категории, являющиеся предметами изучения различных наук, таких как экономика, психология, социология, кибернетика, философия и ряда других. Каждая их этих наук имеет свои базовые концептуальные положения, понятийный аппарат, язык. В итоге в управлении используются самые разнообразные концептуальные модели и требования, которые на практике бывает очень сложно совместить. Таким образом, актуализируется необходимость междисциплинарных исследований в области управления.

      Рассмотрение  управления как системы является одним из достижений современной  науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

      Систему управления и ее структуру можно рассматривать в различных аспектах, каждый из которых имеет свою специфику исследования. В исследованиях систем управления широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и т.д. Объект и субъект управления, управляемая и управляющая системы организации находятся во взаимодействии. Причем, определяющую роль имеет управляемая система, как генетически исходный, системообразующий элемент. Ее структура, взаимодействие со средой, качественные и количественные параметры, а также другие характерные особенности предопределяют не только управляющие воздействия, но и принципы построения самой управляющей системы. В теории активных систем подчеркивается, что эффективность любой системы управления зависит, прежде всего, от степени адекватности отражения в ней объекта управления. Каждый шаг, расширяющий и уточняющий знания об объекте, повышающий его адекватность модели, неизбежно приводит к росту эффективности управления. Следовательно, определение путей дальнейшего развития и совершенствования действующих систем управления будет связано с совершенствованием процесса построения знания об объектах управления, развитии мыслительных технологий критического анализа управленческих воздействий, более сущностном понимании управленческой деятельности и критериев ее эффективности.

1.3. Организационная структура

Выделяют  следующие организационные структуры:

1) Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.  
 
 

Преимущества:

    • простое построение;
  • однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;
  • жесткое руководство органами управления;
  • оперативность и точность управленческих решений.

Информация о работе Разработка управленческих решений