Разработка управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:10, реферат

Описание

Перед тем как перейти к описанию содержания отдельных этапов процессов по подготовке, принятию и реализации решений, сформулируем некоторые общие положения, характеризующие этот процесс.
В условиях недостаточности информации по изучаемой проблеме, возможности все строго рассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях и т.д. может не существовать единственного, лучшего решения.

Работа состоит из  1 файл

теория.docx

— 20.96 Кб (Скачать документ)

1 ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

 Перед тем как перейти  к описанию содержания отдельных  этапов процессов по подготовке, принятию и реализации решений,  сформулируем некоторые общие  положения, характеризующие этот  процесс.

 В условиях недостаточности  информации по изучаемой проблеме, возможности все строго рассчитать  и проанализировать, при множественности  мнений о целях, критериях и  т.д. может не существовать  единственного, лучшего решения.

 Принять решение - сравнительно  легко, все сводится к выбору  направления действий. Трудно принять  "хорошее" решение. Принятие  решения - процесс психологический,  а человеческое поведение не  всегда логично. Иногда людьми  движет логика, иногда - чувства.  Поэтому способы или методы (подходы), используемые руководителем, варьируют  от спонтанных до высокологичных.

 Итак, в зависимости  от того, на каких аспектах  подготовки и принятия решения  делается акцент, можно выделить  следующие два подхода к теоретическим  построениям в этой области.

1. В рамках математической  теории принятия решений разрабатываются  нормативные модели принятия  решений. Цель применения этих  моделей - выбор наилучших действий (альтернатив) исходя из заданного  критерия и ситуации, в которой  принимается решение. Нормативные  модели делают акцент на том,  как лицо, принимающее решение,  должно подходить к принятию  решений.

 Математическая теория  принятия решений по экономическим  проблемам основана не предположении, что все ЛПР являются "экономически мыслящими" людьми. Однако на деле ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого ЛПР принимает "удовлетворительные", "достаточно хорошие" решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как "приемлемая величина прибыли", "надежное выполнение плана".

 Технология принятия  решений, основанная на математических  моделях, тем не менее не дает четких рецептов того, как решение фактически должно приниматься. Далее в нашей работе мы еще рассмотрим эту технологию подробнее.

2. Вторая технология работает  с дескриптивными моделями, в  основе которых лежит поведенческая  теория принятия решений. В  ней используются психологические  модели, в которых учитываются  процессы и силы, объясняющие  реальное поведение ЛПР.

 Согласно одной из  психологических моделей, ЛПР  скорее старается "удовлетворить", чем максимизировать, т.е. найти  достаточно хорошее решение в  конкретных условиях с учетом  традиций принятия решений. Большое  влияние в любой технологии  на принятие решения оказывают  личностные качества ЛПР. Люди  по-разному относятся к риску,  к оценке отдаленных последствий  принятых ими решений, к воздействию  их на достижение целей других  людей.

 Определение того, чем  руководствуется ЛПР при принятии  решений, используемых им аргументов, психологических аспектов этого  процесса, - важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественные оценки, используемые при подготовке решений, носит субъективный характер. Многие решения принимаются интуитивно. Часто ЛПР не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принятое решение.

 В связи с этим, интересную  технологию предлагает Е.П. Голубков. Разработанный им "комплексный подход" включает следующее:

1. Построение комплексных  методик обоснования решений,  сочетающих применение взаимодополняющих  методов структуризации, характеризации и оптимизации.

 Структуризация предполагает  определение места и роли объекта  исследования в решении задач  более высокого уровня, выделение  его основных элементов и установление отношений между ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.

 Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.

 Оптимизация предполагает  выбор наилучшего варианта решения.

 Применение этих трех  групп методов дает возможность  последовательно снижать неопределенность  в процессе обоснования решения,  повышает эффективность мыслительной  деятельности ЛПР и аналитиков.

2. Сочетание формальных  и неформальных методов обоснования  решений предполагает широкое  использования экспертных оценок  и человеко-машинных процедур  подготовки и принятия решений.

3. Включение руководителя  в процесс принятия решений  на всех его этапах.

 Таким образом, этот  подход дает возможность сконцентрировать  неформальное мышление ЛПР на  наиболее критических аспектах  проблемной ситуации, в которой  принимается решение, и предлагаемых  альтернативах. При этом выявляются  и становятся более ясными  скрытые предположения, мотивы  поведения, аргументы: они логически  включаются в модели процесса  подготовки, принятия и реализации  решения.

 Нами выделены два  основных подхода к принятию  решений, но в рамках каждого  из них существуют свои технологии, строятся модели, графы и т.д.  существует масса методов для  каждого из этапов процесса  принятия решения: системный анализ, линейное программирование, сетевое  моделирование, метод индукции, метод  Дельфы.

 

 

 

2 ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

 

Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят  названия макроокружение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.

 Макроокружение включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.

Экономические условия —  это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и  другим. Изменение экономических  условий влияет на уровень жизни  населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций.

Политика — это деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций. Политика оказывает сильное влияние  на деловую активность организаций. Принимая важные управленческие решения, руководители организаций должны иметь  четкое представление о том, насколько  стабильна политическая ситуация, предстоит  ли смена власти и политических лидеров, какие направления деятельности и отрасли хозяйства они будут  поддерживать. Понимание этих и многих других вопросов помогает разрабатывать  верные сценарии развития событий и  принимать адекватные решения, позволяющие  воспользоваться благоприятной политической ситуацией или, напротив, избежать крупных потерь вследствие ее ухудшения.

Право — это законы и  другие правовые акты, которые устанавливают  допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность  организаций. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают  в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организаций. В частности, это могут быть ограничения  на отдельные виды деятельности, условия  заключения и выполнения контрактов, проведение деловых операций, формы  и методы защиты интересов и другие.

Социокультурные факторы — это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей.

Технология — это общий  уровень развития и современное  состояние науки и техники, достигнутые  в обществе. Технологические факторы  неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием  организаций, разработкой новых  видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий управления. Руководители организаций должны знать перспективные  направления фундаментальной и  прикладной науки, отслеживать все  изменения, происходящие на рынке новых  технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения  конкурентных преимуществ.

Природно-географические факторы  — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая  обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации.

 Деловая среда включает  такие внешние факторы, которые  оказывают на организацию наиболее  сильное и непосредственное влияние.  К ним обычно относят потребителей  продукции и услуг, поставщиков  материальных и природных ресурсов, конкурентов, инфраструктуру, государственные  и муниципальные организации,  международный сектор.

Потребители продукции и  услуг. В этой роли могут выступать  торговые фирмы, фирмы — производители, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. Кроме непосредственных покупателей в эту группу можно  включить общества потребителей, экологической  защиты и другие организации, влияющие на качество и объем производимых товаров или услуг.

Поставщики материальных и природных ресурсов— это предприятия, торговые фирмы или физические лица, которые владеют материальными и природными ресурсами, необходимыми для деятельности и выживания организации. К ним относятся: поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа, тепла. Организации находятся в ресурсной зависимости от поставщиков, что позволяет им оказывать непосредственное влияние на себестоимость и качество продукции, сроки ее изготовления и, как следствие, на эффективность и прибыльность организации.

Конкуренты — это организации  и частные лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью  и реализуют свои товары на одних  и тех же рынках. Конкуренты влияют на принятие важнейших решений о  выборе стратегии фирмы, целевых  рыночных сегментах, разработке новых  товаров, их позиционировании на рынке, ценообразовании, внедрении новых технологий, капитальных вложениях, выработке конкурентной стратегии и множества других.

Инфраструктура — это  часть деловой среды, которая  обеспечивает организацию трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами  и оказывает ей необходимые услуги, например аудит, страхование, охрана, реклама, консультации и т.п. Исходя из этого, в состав инфраструктуры обычно включают рынок рабочей силы (кадровые агентства, службы занятости, образовательные учреждения, биржи труда), финансовые организации (банки, фондовые биржи, инвестиционные компании), консультативные фирмы, страховые компании, транспортные организации, охранные фирмы, информационные службы, рекламные агентства, средства массовой информации.

Государственные и муниципальные  организации. К ним относятся  государственные и муниципальные  органы законодательной и исполнительной власти, налоговые инспекция и  полиция, фонды, суды и другие организации, выполняющие разнообразные функции  государственного контроля и регулирования  общественных отношений.

 Международный сектор. Эта группа факторов деловой  среды объединяет иностранных  потребителей, поставщиков, конкурентов,  инвесторов, партнеров, которые взаимодействуют  с организацией и оказывают  на нее непосредственное влияние.

Таким образом, к компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона, факторы, характеризующие конкретные связи фирмы с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами.


Информация о работе Разработка управленческих решений