Разработка мероприятий по внедрению системы менеджмента качества на ОАО «Башвторцветмет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:27, дипломная работа

Описание

Основной целью деятельности предприятия является достижение лидерства в области переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов, а также получение прибыли за счет расширения ассортимента и объемов оптовой торговли, которая отвечает требованиям заказчиков или превосходит их.
При движении к поставленной цели предприятие намерено решать следующие задачи:
- Постоянное изучение требований рынка.
- Установление долговременных отношений с поставщиками металлолома на основе взаимопонимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………..7
1.1 Понятие и показатели качества продукции и услуг……………………….7
1.2 Система менеджмента качества на основе ISO серии 9000-2008………..11
1.3 Стадии создания систем управления качеством………………………….18
1.4 Эффективность системы менеджмента качества…………………………25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УСЛУГ ОАО «БАШВТОРЦВЕТМЕТ»...30
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………....30
2.2 Анализ финансового состояния ОАО "Башвторцветмет"……………….35
2.3 Оценка качества услуг ОАО «Башвторцветмет»…………………………39
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОАО «БАШВТОРЦВЕТМЕТ»…………….52
3.1 Порядок разработки системы менеджмента качества на ОАО "Башвторцветмет"……………………………………………………………………52
3.2 Нормативная документация………………………………………………..57
3.3 Техника безопасности и охрана труда при обеспечении качества услуг.60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………66
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………..69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Червоткиной Ю.В. гр.УК-06-06.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, справедливость и возможности  практического применения каждого из перечисленных определений ограничиваются субъективностью восприятия свойств и полезности вещи каждым отдельным индивидом.

     Качество  товаров характеризуется рядом параметров, среди которых [27]:

  1. функциональность (способность выполнять базовую и дополнительную функции) - характеризует полезность продукции и области ее применения (для техники это, например, производительность, для продуктов питания –  вкус и т.д.);
  2. надежность (безотказность, сохраняемость, отсутствие дефектов, защищенность от моральных рисков). Безотказность (способность функционировать в течение заданного времени без сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении) является главным признаком надежности. Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования допускает их падение на 2 – 5% ежегодно;
  3. долговечность (полезный срок службы) – свойство быть работоспособным до наступления предельного срока службы или хранения при установленной системе технического обслуживания и ремонта;
  4. технологичность – показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает требования современного производства; технологичность предполагает минимизацию продолжительности работ на всех стадиях производственного цикла, простоту, унифицированность (насыщенность взаимозаменяемыми элементами, блочность), прогрессивность конструкции, возможность механизированной обработки, ремонтопригодность;
  5. эргономичность – отражает соответствие объекта требованиям к удобству его использования. Эргономические показатели могут быть:
    • гигиеническими (нормы и рекомендации в отношении освещенности, температуры, давления, напряженности магнитных и электрических полей, запыленности, шума, вибрации, ускорения);
    • антропометрическими (отражают соответствие объекта размерам и форме человеческого тела, нагрузке на организм);
    • физиологическими и психофизиологическими (характеризуют воздействие на органы чувств человека размеров, формы, контрастности, яркости, пространственного положения, силовых и скоростных нагрузок, создаваемых объектом);
    • психологическими (необходимый объем, скорость восприятия и переработки информации, связанной с функционированием объекта).
  6. эстетичность – характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека. В основе эстетичности лежат рациональность, функциональность, строгость, соответствие формы назначению (главное требование), выразительность, цветность, совершенство исполнения, товарный вид. Менее эстетичное изделие утомляет, отвлекает внимание, следовательно, снижает эффективность труда;
  7. транспортабельность (легкость, компактность);
  8. патентно-правовые показатели (защищенность патентами, лицензиями, авторскими правами);
  9. экологичность – характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.);
  10. безопасность (прочность конструкции);
  11. ценовые показатели;
  12. эксплуатационные свойства (грузоподъемность, скорость);
  13. технический уровень (соответствие стандартам или эталонным объектам);
  14. экономичность (оптимальное соотношение качества и затрат);
  15. сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);
  16. репутация, имидж, сертифицированность, патентная чистота, правовая защищенность, позволяющие беспрепятственно реализовывать товар на любых рынках;

     В наборе стандартов с различной степенью детализации отражаются требования к продукции по безопасности, совместимости, взаимозаменяемости, рекомендации по потребительским свойствам. Они формулируются как абсолютные, относительные или предельные величины, должны быть взаимосвязанными и включать оптимальное число разновидностей.

     Таким образом, качество имеет множество  составляющих – техническую, экономическую, социальную, правовую, экологическую и др.

     Качество  управления определяется его культурой, профессионализмом работников, развитостью  информационных технологий, морально-психологическим  климатом.

     Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание. 
 

     1.2 Система менеджмента  качества на основе ISO серии 9000-2008

     Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176), в которых отражен международный опыт управления качеством продукции и услуг на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции и услуг.

     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели [16, c.50].

     Элементы, которые должна содержать политика в области качества [11, гл.3]:

  1. улучшение экономического положения предприятия;
  2. расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  3. достижение уровня продукции или услуг, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  4. ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  5. освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  6. улучшение важнейших показателей качества продукции или услуг;
  7. снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
  8. увеличение сроков гарантии на продукцию или услуги;
  9. развитие сервиса.

     Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

          В ноябре 2008 года было опубликовано  новое семейство стандартов ISO 9000:2008. Организация по стандартизации ISO заявляет, что никаких новых требований в ISO 9001:2008 не введено. Однако те требования, которые были изложены в стандартах прошлой версии, в новом документе уточнены. Например, отмечено влияние внешних рисков на управление предприятием. Уточнения затронули и терминологию данных стандартов: теперь в качестве объекта, определенного понятием «продукция», понимаются также и оказываемые предприятием услуги.

     Кроме того, отмечена взаимосвязь ISO 9001:2008 и ISO 9004:2008 – в новой редакции говорится, что данные документы могут применяться не только во взаимосвязи, но и по отдельности. На момент публикации новой версии стандарта ISO стандарты ISO 9004 прежних редакций находились на пересмотре, так как в условиях частых критических состояний экономики должны были соответствовать наблюдаемым в среде изменениям. Документ 2008 года также отмечает, что стандарты серии 9004 не предназначены для сертификации в чистом виде – они не могут быть применены для заключения контрактов и уточнения каких – либо обязательств.

     В настоящее время семейство (серия) ISO 9000 включает:

  1. ISO 9000 - предназначен для установления единого понимания терминов и понятий используемых в стандартах ISOсерии 9000. Он определяет основные положения систем менеджмента качества и принципы, используемые при построении систем качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
  2. ISO 9001 - предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества с целью последующей сертификации или заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств. Текущая версия — «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования».
  3. ISO 9004 - предназначен для организаций, желающих развивать и совершенствовать построенную систему качества. В этом стандарте приводятся методические рекомендации по постоянному совершенствованию процессов организации. Стандарт ISO 9004:2000 не предназначен ни для сертификации, ни для использования в договорных отношениях. Отличие данного стандарта заключается в расширенных требованиях к системе менеджмента качества и некоторых рекомендациях, какие методы можно использовать для реализации этих требований. Расширение требований в стандарте ISO 9004:2000 осуществляется за счет учета требований всех заинтересованных сторон: потребителей, акционеров, работников предприятия, людей и общество в целом. Текущая версия - «ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
  4.   ISO 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. В России действует как ИСО/ПМС 19011:2002. Содержит рекомендации по проведению проверок Систем Менеджмента Качества и Экологического Менеджмента, управлению программами аудитов;
  5.   ISO 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

     В Российской Федерации международным  стандартам серии ISO 9000 соответствует:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;
  3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению»

     Для успешного руководства организацией и её функционирования необходимо направлять её и управлять систематически и прозрачным способом. Успех, может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Основу для разработки, внедрения и развития результативной и эффективной системы менеджмента качества составляют 8 принципов менеджмента качества [30]:

  1. Ориентация на потребителя

     Организации зависят от своих потребителей, в  том числе и внутренних, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Необходимо определять потребности внешних и внутренних потребителей, а также оценить степень и осуществлять мониторинг их удовлетворённости.

  1. Лидерство руководителя

     Руководители  обеспечивают единство цели и направления  деятельности организации. Им следует  создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут  быть полностью вовлечены в решение  задач организации. Они личным примером должны демонстрировать приверженность качеству. Данная демонстрация может быть реализована в написании долгосрочной политики в области качества. Принцип лидерства распространяется на всех руководителей подразделений.

  1. Вовлечение работников

     Работники всех уровней составляют основу организации, их полное вовлечение даёт возможность организации с выгодой использовать их способности. Чтобы достигнуть целей по качеству, в организации должны быть созданы условия для максимальной заинтересованности людей в той работе, которую они выполняют: необходимо мотивировать работников к качественному труду и к участию в процессе непрерывного улучшения, оценивать и осуществлять мониторинг их удовлетворенности.

  1. Процессный подход

     Проектирование  системы менеджмента качества, соответствующей ISO 9001:2008, основано на процессном подходе: организация представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов.

    1. Входы и выходы процессов определяются и измеряются.
    2. Определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их потребности, измеряется их удовлетворённость.
    3. Устанавливается взаимодействие всех процессов с функциями организации.
    4. Каждый процесс управляется, устанавливаются права, ответственность и полномочия при выполнении этого процесса.
    5. При проектировании процесса его ресурсное обеспечение и управляющие воздействия
  1. Системный подход к менеджменту

     Все процессы организации создают систему  процессов, поэтому любые управляющие  воздействия в организации необходимо осуществлять, учитывая взаимосвязь  процессов и систем организации: выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении её целей.

  1. Постоянное улучшение

     Постоянное  улучшение деятельности организации  в целом следует рассматривать, как её неизменную цель – организация должна постоянно развиваться.

  1. Принятие решений, основанное на фактах

     Эффективные решения основываются на анализе  данных и информации: любые решения, любые управляющие воздействия  должны приниматься только на основе объективных данных, объективных свидетельств, но никак не на основе предположений или субъективных мнений.

  1. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

     Организация и её поставщики взаимозависимы, а  отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать  ценности. Реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков организации, установления с ними четких и открытых прямых связей обмена информацией, постановки общих целей.

           Федеральным законодательством  устанавливается, что при подготовке и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд необходимо указывать “сведения о наличии сертификата системы качества”, то есть ISO 9000.

     ISO 9000 дает преимущество при участии  в тендерах. Также невозможно  получить государственный, военный или любой другой заказ, финансируемый из бюджета страны, без сертификата по стандартам серии ISO 9000.

Информация о работе Разработка мероприятий по внедрению системы менеджмента качества на ОАО «Башвторцветмет»