Система менеджмента качества в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:50, реферат

Описание

Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно организационно - экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

Работа состоит из  1 файл

УпКач.docx

— 41.75 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и наук Российской Федерации

Филиал Российского  государственного университета  нефти  и газа имени    И.М.Губкина в г. Оренбурге

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Управление  качеством»

На тему: «Система менеджмента качества в Японии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ЭК3-К-21-09

 Александрова Л.Б.

Проверил: Мазитов М.А.

 

 

Аксай 2010г.

 

Содержание 

1. Теоретические  аспекты управления качеством:

    • 1.1 Сущность и понятие качества услуги
    • 1.2. Показатели качества и методы их оценки
    • 1.3. Внедрение системы менеджмента на Казахстанских предприятиях
    • 1.4. Вывод
    • Список использованной литературы

1. Теоретические  аспекты управления качеством 

В условиях перехода Казахстана к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем  рынках требует создания и производства конкурентоспособных товаров. Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя  его "стержень", основу.

Новые подходы к проблеме качества требуют все более полного  учета изготовителями рыночного  фактора, сдвига от административных рычагов  контроля качества к преимущественно  организационно - экономическим мерам  управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей  производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

Проблема повышения качества - одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции.

Актуальность и значимость проблемы качества определили цель курсовой работы, которая заключается в  изучении комплексных методов оценки качества.

Для достижения цели ставились  задачи:

охарактеризовать понятие  качества продукции, изучить систему  показателей, применяемых для оценки качества продукции, рассмотреть основные пути управления качеством в Республике Казахстан.

Методологической основой  выполнения курсовой работы послужили  нормативные и законодательные  акты, статьи и монографии, научные  труды казахстанских и российских ученых.

 

 

1.1 Сущность  и понятие качества услуги, этапы  и развитие

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер.

От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  страны. Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой это качество создаваемой  и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке  товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Новейший подход к стратегии  предпринимательства заключается  в понимании того, что качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства.

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной  деятельности.

Качество-это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности. Являясь  продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как  со стоимостью, так и с потребительской  стоимостью.

Потребительная стоимость  характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость  может в различной степени  удовлетворять потребность. Поэтому  качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности  и полезности.

Следовательно, потребительная стоимость составляет основу качества, а последнее отражает уровень  потребительной стоимости, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности  в продукции.

Качество прошло многовековой путь развития. Качество развивалось  по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению.

Особенно динамично процесс  развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние  десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым лидером в  определении уровня качества по многим видам товаров. Динамику развития уровней  качества в Японии в послевоенный период можно представить следующим  образом.

Первый уровень - "соответствие стандарту." Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.д.). Этот уровень характерен для 50-х годов.

Второй уровень (1960 г) - "соответствие использованию". Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень-"соответствие фактическим требованиям рынка". В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Данный уровень характерен для 70-х годов.

Четвертый уровень (1980 г) - "соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям". предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнении с другими потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

Историческими предпосылками  управления качеством явилось общегосударственное  движение “за отсутствие недостатков”, которое переросло в комплексный  метод управления качеством. Это  движение оказало существенное влияние  не только на качество товаров, но и  на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной  работы, развивая в них чувство  самоконтроля.

Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

  • Добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху
  • Саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться
  • Групповая деятельность
  • Применение методов управления качеством
  • Взаимосвязь с рабочим местом
  • Деловая активность и непрерывность функционирования
  • Взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков
  • Атмосфера новаторства и творческого поиска
  • Всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством
  • Осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области

Существуют также особенности  японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

  1. Управление качеством на уровне фирмы - участи всех звеньев в управлении качеством
  2. Подготовка кадров и обучение методам управления качеством
  3. Деятельность кружков качества
  4. Инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства)
  5. Использование статистических методов
  6. Общенациональные программы по контролю качества

Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

  1. Содействие совершенствованию и развитию предприятия
  2. Создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке
  3. Всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы

 

Управлением качеством имеет  многие преимущества:

  • Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
  • Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
  • Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика с тем, чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.

Комплексное управление качеством  проникает в сознание людей и  помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. “Знание - сила” - вот лозунг комплексного управлением качеством.

Основные идеалы, воплощенные  в QC (Quality Control) - индивидуальный контроль качества, можно кратко охарактеризовать так:

  1. Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на нем осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.
  2. Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.
  3. Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.
  4. Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.

 

За вклад в достижение высоких результатов в области  управления качеством ежегодно с 1951 года в Японии вручают премии У. Э. Деминга - основателя, как считается, управления качеством в Японии. Д-р Деминг - автор варианта теории управления качеством, в которой статистические методы - лишь инструмент, главное же - философия нравственности, основанная на уважении к работнику как к личности, вовлеченность в процесс решения текущих проблем всех сотрудников компании, создание психологической атмосферы, искореняющей страх и обеспечивающей почву для раскрытия творческого потенциала человека. Среди главных ценностей, почитаемых Э. Демингом, - цельность личности, напряженная работа, честность, соблюдение этических норм и приличия во всем, самоуважение, уважение к другим, личная ответственность за порученное дело и поступки. На этом он строил свою философию качества.

В связи с постоянно  изменяющимися вкусами, потребностями  людей и появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:

  1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
  2. Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя
  3. Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции
  4. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием
  5. Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством
  6. Функциональное управление

Информация о работе Система менеджмента качества в Японии