Планирование качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 17:17, реферат

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества. Савина.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      - контроль монтажа и надзор  за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой  продукции:

      - выборочный контроль,

      - сплошной контроль.

      Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем использования различных физических, химических и других методов, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.

      Из  нормативных документов, регламентирующих метрологическую деятельность, в первую очередь следует упомянуть закон РФ о единстве измерений и международный стандарт ИСО 10012-1:1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного оборудования .

      Особым  видом контроля являются испытания  готовой продукции. В словаре терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение: испытание - это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.

Статистические  методы контроля качества

 

      Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества (Statistical Quality Control - SQC). Наиболее известными среди них стали «семь инструментов контроля качества», которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих «семи инструментов» входят: метод расслоения, графики, диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы.

      Краткое содержание этих методов применительно  к управлению качеством заключается  в следующем:

      Диаграмма Парето

      Диаграмма Парето (Pareto diagram), названная так по имени ее автора, итальянского ученого-экономиста Парето (1845-1923), позволяет наглядно представить величину потерь в зависимости от различных дефектов. Благодаря этому можно сначала сосредоточить внимание на устранении тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям. Для выяснения причин этих дефектов целесообразно дополнительно использовать причинно - следственную диаграмму.

      После выяснения причин и устранения дефектов вновь строится диаграмма Парето с целью проверки эффективности  принятых мер.

      

      Рис 3. . Диаграмма Парето

Причинно-следственная диаграмма

      Причинно-следственная диаграмма (Cause and effect diagram) применяется, как правило, при анализе дефектов, приводящих к наибольшим потерям. Она позволяет выявить причины таких дефектов и сосредоточиться на устранении этих причин. При этом анализируются четыре основных причинных фактора: человек, машина (оборудование), материал и метод работ. При анализе этих факторов выявляются вторичные, а, может быть, и третичные причины, приводящие к дефектам и подлежащие устранению. Поэтому для анализа дефектов и построения диаграммы необходимо определить максимальное число причин, которые могут иметь отношение к допущенным дефектам. Такую диаграмму в виде рыбьего скелета предложил японский ученый К.Исикава. Ее называют также «ветвистой схемой характерных факторов». Иногда ее еще называют диаграммой «четыре М» - по составу четырех основных факторов: Man, Method, Material, Machine.

      

      Рис 4. . Причинно-следственная диаграмма 

Гистограмма

      Гистограмма (Histogram) представляет собой столбчатый график и применяется для наглядного изображения распределения конкретных значений параметра по частоте повторения за определенный период времени (неделя, месяц, год). При нанесении на график допустимых значений параметра можно определить, как часто этот параметр попадает в допустимый диапазон или выходит за его пределы.

      Полученные  данные анализируют, применяя другие методы:

      - долю  дефектных изделий и потерь  от брака исследуют с помощью диаграммы Парето;

      - причины  дефектов определяют с помощью  причинно-следственной диаграммы, метода расслоения и диаграммы разброса;

      - изменение  характеристик во времени определяют  по контрольным картам.

      

      Рис 5. . Гистограмма

      Диаграмма разброса

      Диаграмма разброса (Scatter diagram-корреляционная диаграмма) строится как график зависимости между двумя параметрами. Это позволяет определить, есть ли взаимосвязь между этими параметрами. И если такая взаимосвязь существует, можно устранить отклонение одного параметра, воздействуя на другой. При этом возможна положительная или отрицательная взаимосвязь, но возможно и отсутствие какой-либо взаимосвязи.

      

      Рис 6. Диаграмма разброса

Контрольная карта

      Контрольная карта (Control chart)-это разновидность графика, который отличается наличием контрольных границ, обозначающих допустимый диапазон разброса характеристик в обычных условиях течения процесса. Выход характеристик за пределы контрольных границ означает нарушение стабильности процесса и требует проведения анализа причин и принятия соответствующих мер.

      

      Рис 7. Контрольная карта

      НКП - нижний контрольный предел

      СЛ - средняя линия

      ВКП - верхний контрольный предел

Информация  о качестве

Эту функцию  иногда называют коммуникацией или  связующим процессом. Содержание этой функции - получение, систематизация и  выдача информации о качестве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.

      При рассмотрении этой функции необходимо иметь в виду четыре базовых элемента:

      1. Отправитель информации.

      2. Сообщение, т.е. собственно информация.

      3. Канал, средство передачи информации и помехи (шум).

      4. Получатель информации и обратная  связь.

      Информация  о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля производства и показывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе (стандарты, патенты, ноу-хау), сведений с объектов эксплуатации.

      Сравнение внутренней и внешней информации дает объективную оценку положения дел с качеством продукции, что позволяет принимать необходимые меры для эффективной работы в области качества.

      Поиском внешней информации на предприятиях занимаются службы маркетинга, стандартизации, информации, патентов. Активную работу в этом направлении ведут также конструкторские, исследовательские и технологические отделы. Информацию с объектов эксплуатации получает служба надежности и претензионная служба. Последняя обычно входит в состав отдела технического контроля и организует работу по устранению предъявленных претензий. Служба входного контроля обменивается информацией с поставщиками о качестве материалов и комплектующих изделий.

      Основными отправителями и получателями внутренней информации о качестве являются исследовательские, конструкторские и технологические отделы, цехи-изготовители продукции, отдел технического контроля, представители заказчиков на предприятии, а также отдел управления качеством.

      Разработка  мероприятий

 

      Разработка  мероприятий производится на основе анализа информации и должна предусматривать:

      - корректирующие мероприятия, направленные  на устранение выявленных дефектов  и несоответствий;

      - предупредительные мероприятия  - для устранения причин выявленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;

      - профилактические мероприятия, предназначенные  для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.

      В соответствии с принципами обеспечения  качества эти мероприятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.

      Стабильность  обеспечения качества может быть достигнута только в том случае, если в системе качества предусмотрена  возможность принятия полного комплекса указанных мер, хотя в каждом конкретном случае может потребоваться только какая-то часть этих мероприятий.

      Разработка  мероприятий начинается с доведения  информации по качеству до соответствующих  подразделений, которые анализируют  ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение руководству предприятия.

      Оформление  мероприятий производится в виде приказов, распоряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы все планируемые меры были обеспечены необходимыми ресурсами и предусматривался контроль их исполнения.

      Принятие  решений руководством предприятия

      В курсах менеджмента функции «принятие  решений» уделяется особое внимание, ибо без принятия решений нет  управления.

      При этом, как правило, рассматриваются  различные виды, модели и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. Однако, решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтернативами.

      Технология  принятия решений в области качества базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджменте: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения с учетом прошлого опыта.

      Не  отрицая полезности различных способов принятия решений, наиболее основательными представляются рациональные решения. Эти решения предусматривают определенную последовательность их принятия и включают несколько этапов:

      1. Диагностика проблемы.

      2. Формулировка ограничений и критериев.

      3. Определение и оценка альтернатив.

      4. Выбор альтернативы или, добавим, оптимального решения. Так же, как и разработка мероприятий, принятие решений требует учета всех факторов качества, чтобы решение было результативным. Иначе говоря, нужно учитывать не только технические, но и организационные и, в особенности, человеческие факторы.

      Решения обычно -принимаются при утверждении  мероприятий, подготовленных в виде различных документов, в которых  обязательно должны быть предусмотрены  необходимые ресурсы и контроль за выполнением мероприятий.

      Реализация  мероприятий

      В соответствии со стандартом ИСО 9001 реализация мероприятий может осуществляться применением корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий а также -предупреждающих или профилактических мер - в зависимости от характера разработанных мероприятий.

      Реализация  мероприятий - заключительная функция  цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые  в виде приказов, планов мероприятий  или графиков работ направляются всем исполнителям, а также - в службу качества для контроля и учета их выполнения.

      В процессе реализации мероприятий в  них могут вноситься коррективы, от некоторых мероприятий иногда приходится отказываться или переносить сроки их выполнения. Служба качества в таких случаях оформляет необходимые изменения.

      По  результатам работ могут составляться акты, протоколы, которые утверждаются руководством предприятия.

      После реализации мероприятий цикл управления качеством повторяется: вновь осуществляется контроль качества (но уже с учетом принятых мер), анализируется полученная информация, при необходимости вновь разрабатываются мероприятия и так далее, продвигаясь по петле качества.

Информация о работе Планирование качества на предприятии