Планирование качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 17:17, реферат

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества. Савина.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Универсальная схема управления качеством продукции.

 

      Данная  схема представляется состоящей  из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

    • станки, машины, другое производственное оборудование;
    • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

      Обрамляющие прямоугольник факторов  условия  обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся:

    • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
    • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
    • интерьер и производственный дизайн;
    • характер материальных и моральных стимулов;
    • морально–психологический климат в производственном коллективе;
    • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
    • состояние социально материальной среды работающих.

      Схема управления качеством продукции представлена на рисунке 2. 

            
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Почему  необходимо деление на факторы и  условия? Что оно нам дает? Реально  изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

      При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

      По  универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний.

      В данном случае универсальная схема  управления качеством выступает  в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

      Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.  

      Стратегический  маркетинг 

Планирование  качества новой продукции начинается с момента осознания несовершенства уже выпускаемой продукции и  появления условия для создания более предпочтительной продукции, отвечающей новым, высоким и современным требованиям потребителя. Одновременно или даже заблаговременно начинается «прощупывание рынка» на предмет его ориентации на новые потребительские ценности аналогичной по назначению продукции. 

Общепризнанно, что стратегический маркетинг является важной стадией жизненного цикла продукции, с которой начинается процесс воплощения идеи будущей конструкции в продукции с заданными свойствами и характеристиками, удовлетворяющей потребителя. Именно на этой стадии закладывается качество, которое является отличающей ценностью продукции, обеспечивающей ее ликвидность на рынке, и от которой, в конечном счете, зависит существование организации и удержание «на плаву». 

Сегодня Российские производители, энергично  вытесняемые зарубежными конкурентами, активно осваивают маркетинг сбыта с целью составления конкуренции зарубежным аналогам, пренебрегая при этом гораздо более важной составляющей маркетинга – стратегической. Данные обстоятельства привели к тому, что стратегический маркетинг, как инструмент анализа рынка будущей продукции, оказался практически не востребован. Между тем, такая политика, направленная на усиленный сбыт продукции без установления приоритетной цели удержания покупателя, не приносит длительного результата и в конечном итоге отрицательно влияет на имидж и успех на рынке фирмы в целом. Невысокую эффективность таких приоритетов в свое время наглядно проиллюстрировали американские автопроизводители, в частности, компания «Форд», уступившие японцам, с их планированием качества на перспективу. 

Стратегический маркетинг – это тонкий и дорогой инструмент прогнозирования параметров продукции. Его результатом должны быть нормативы конкурентоспособности новой продукции, новых технолоий и методов организации производства и менеджмента. Работа по прогнозированию должна проводиться с применением научных методов, в том числе систематического анализа, исследования стратегической сегментации рынка. Практика показывает, что экономия средств на стратегическом маркетинге впоследствии приводит к дополнительным (часто незапланированным) затратам. 

Основные  функции стратегического маркетинга:

  • Определение потребности в продукции или услуге
  • Оценка рыночного спроса, объемов производства и сроков выхода на рынок
  • Определение запросов потребителей или потребностей рынка
  • Информирование организации о требованиях установленных и предполагаемых потребителей
  • Обратная связь с потребителями
 

Задачи, направленные на формирование рыночной стратегии для реализации этих функций:

  • Анализ и прогнозирование потребностей и спроса
  • Анализ факторов конкурентного преимущества конъюнктуры рынка, качества аналогов
  • Анализ связей организации с внешней средой
  • Прогнозирование воспроизводственных циклов продукции предприятия
  • Анализ и прогнозирование организации технологического уровня производства (организации и конкурентов)
  • Прогнозирование объемов рынка по сегментации, ценообразованию, конкурентоспособности
  • Разработка и экономическое обоснование мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности продукции
 

Основная  задача стратегического маркетинга – это выбрать и обосновать такие характеристики качества продукции, которые обеспечат ее конкурентоспособность на рынке аналогичной продукции. В условиях жесткой конкуренции приоритетной становится стратегия повышения качества продукции и экономических ресурсов ее потребителей. 

В рамках требований стратегического маркетинга в Японии разработаны 7 стратегических методов общего менеджмента, направленных на комплексное повышение конкурентоспособности  продукции:

  1. Оценка привлекательности бизнеса
  2. Бенч-маркинг
  3. Анализ рынка на предмет исследования развивающихся отраслей
  4. Оценка способности бизнеса к диверсификации
  5. Анализ портфеля заказов
  6. SWOT-анализ
  7. Оптимизация ресурсов
 

На практике одновременно применяются 7 методов  планирования:

  1. Метод Фокус-группы
  2. Опрос покупателей
  3. Анализ потенциала выпускаемой продукции
  4. Метод ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
  5. Системный анализ
  6. Структурирование функций качества
  7. Планирование экспериментов

Планирование  качества

 

      Планирование качества - это деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применение элементов системы качества. Планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улучшению качества.

      Осуществляется  планирование, как правило, на двух уровнях:

      1-й  уровень - стратегическое планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.

      2-й  уровень - текущее планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год. Эти мероприятия обычно предусматривают:

      - снятие с производства устаревших изделий;

      - модернизацию выпускаемых изделий  с повышением их качества;

      - разработку и освоение новых  изделий;

          - проведение научно-исследовательских работ.

Функция планирования должна отвечать на три  вопроса:

      1) где мы находимся в настоящее время;

      2) куда мы хотим двигаться;

      3) как мы собираемся делать это.

      Планирование  качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и службой качества на основе предложений исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, отдела маркетинга и, при необходимости, - других подразделений. Перед утверждением планов все эти предложения необходимо увязать между собой и рассмотреть на научно-техническом совете, определив основные показатели: количество типов и «удельный вес» вновь разрабатываемых, осваиваемых и снимаемых с производства изделий.

Планирование  качества в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 10005. План качества.

 

Стандарт ИСО 10005 устанавливает рекомендации по разработке, анализу, приемке, применению и пересмотру планов качества. Данный стандарт не является руководством по планированию СМК. 

План качества – это такой документ, который  точно определяет какие процессы, процедуры и соответствующие ресурсы к какому сроку, к какому объекту должны быть применены для обеспечения соответствующих требований проекта, продукции, процесса или услуг. 

Входные данные для плана качества включают в  себя следующие:

  • требования конкретной ситуации
  • необходимые требования (потребителя, законодательные и т.д.)
  • оценка риска конкретной ситуации
  • требования к ресурсам и их доступности
  • информация о потребностях потребителя и других заинтересованных сторон
  • другая деятельность и другие планы (по менеджменту безопасности, охране труда, управлению информационными технологиями и так далее)
 

    Подготовка  плана качества включает в себя следующие  этапы:

    1. Инициирование. При подготовке должно быть установлено лицо, ответственное за разработку плана и его выполнение. План должен быть подготовлен при непосредственном участии лиц, вовлеченных в работу по конкретной ситуации внутри и/или вне организации.
    2. Документация плана качества. В плане качества должно быть указанно, каким образом должны быть оформлены необходимые действия.
    3. Ответственность. При подготовке плана качества организация должна согласовать и определить функции, ответственность и полномочия персонала.
    4. Последовательность и совместимость. Содержание и форма плана качества должны быть совместимы с областью применения, входными данными для плана качества, потребностями пользователя, уровнем техники и т.д. уровень детализации должен быть согласован с требованиями потребителя, методами выполнения и сложностью деятельности организации.
    5. Представление и структура. Организация может представить план качества в любой форме (текст, таблица, график, матрица). Эти документы могут быть представлены в электронном и/или бумажном виде.

Информация о работе Планирование качества на предприятии