Планирование качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 17:17, реферат

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества. Савина.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание  плана качества 

    1. Область применения.

      - установление  цели и ожидаемого результата

      - выделение  аспектов ситуации (включая особые ограничения по применению)

      - установление  параметров области действия (состояние  рынка, доступность ресурсов) 

    1. Входные данные для плана качества.

Для упрощения процедуры документирования могут быть приведены ссылки на входные документы пользования, идентифицирование изменений входных документов. 

    1. Цели в  области качества.

Они должны быть установлены для конкретной ситуации, могут быть установлены относительно характеристик качества в конкретной ситуации, важных вопросов, связанных с удовлетворением потребителя, возможностей улучшения методов работы. 

    1. Ответственность руководства.

В плане качества в каждой конкретной ситуации должны быть определены специалисты, ответственные за:

  • Обеспечение планирования, внедрения, управления и мониторинга действий, требуемых СМК
  • Определение последовательности и взаимодействия процессов, применяемых в конкретной ситуации
  • Установление требований к обмену информацией между работниками
  • Анализ результатов любых проводимых аудитов
  • Наделение полномочиями соответствующих лиц
  • Принятие решения об искючении отдельных требований СМК
  • Управление корректирующими и предупреждающими действиями
  • Анализ и одобрение изменений или отклонений от плана качества
 
    1. Управление  документацией и данными.

В плане качества следует указывать:

    - способ идентификации  документов

    - лиц, анализирующих  и утверждающих документы

    - способ получения  доступа к документам 

    1. Управление  записями.

План качества должен содержать установленный перечень записей и методы их поддержания в рабочем состоянии. 

    1. Ресурсы.

План качества должен устанавливать тип и число  ресурсов, необходимых для успешного  выполнения плана. Ресурсы могут  включать в себя:

- человеческие

- инфраструктуру

- производственную  среду

- материальные

Если имеются  ограничения в доступности оределенных  видов ресурсов, в плане могут быть указанны альтернативные ресурсы либо альтернативные варианты реализации отдельных частей плана. 

    1. Требования.

План качества должен включать в себя требования, необходимые для конкретной ситуации, или ссылку на них, а так же устанавливать время, ответственных лиц, место и способ анализа установленных требований. 

    1. Обмен информацией  с потребителем.

Сюда входит:

  • Перечень лиц, ответственных за обмен информацией с потребителем
  • Используемые средства
  • Пути и способы контакта
  • Сохраняемые записи
  • Процесс работы с отзывами и претензиями
 
    1. Проектирование  и разработка.

План качества должен включать в себя планы проектирования и разработки для конкретной ситуации. К ним относятся:

- метод управления  запросами об изменениях

-перечень лиц,  уполномоченных инициировать запрос  об изменении

- способ анализа  изменений с точки зрения их  воздействия

- лиц, уполномоченных  на одобрение или отклонение  изменения

- способ верификации  внедренных изменений 

    1.  Закупки. 

В плане качества следует указывать:

  • характеристики закупаемой/закупленной продукции
  • способ информирования поставщика об установленных характеристиках
  • методы, используемые для оценки выбора и управления поставщиками
  • методы для достижения соответствия требованиям к закупаемой продукции
  • способы верификации продукции
  • оборудование и услуги для выполнения работ при привлечении третьих лиц (аутсорсинг)
 
    1.  Производство  и обслуживание.

Обеспечение производства и обслуживания составляет одну из основных частей плана по качеству. Взаимосвязь между используемыми процессами может быть эффективно отражена при подготовке технологической карты или блок-схемы.

Для процессов  производства и обслуживания должна быть проверена и утверждена их способность  имеющиеся входы преобразовывать в необходимые выходы. План качества должен идентифицировать входы, деятельность по реализации и выходы, требуемые для производства и обслуживания. Обязательной является необходимость описывать или указывать ссылки на следующее:

  • Этапы и процессы
  • Соответствие документированных процедур и/или процессов
  • Инструменты, методики, оборудование, используемые для достижения установленных критериев
  • Параметры, которые необходимо контролировать
  • Методы определения соответствий этих параметров требованиям
  • Требования к квалификации персонала
  • Критерии качества изготавливаемой продукции
  • Применение законодательных и обязательных требований
  • Описание отраслевых промышленных методик
 
    1. Идентификация и прослеживаемость.

План качества должен устанавливать:

- способы идентификации и отражения в рабочих документах требований к прослеживаемости;

- записи по  этим требованиям;

- требования и методы для идентифицирования статуса контроля и испытания продукции 

    1. Собственность потребителя.

План качества должен устанавливать формы и методы:

- идентификации  и управления продукции, поставляемой  потребителем;

- подтверждения  соответствия поставляемой потребителем продукции установленным требованиям;

- управление  несоответствующей продукцией;

- управление  поврежденной, утерянной или непригодной продукцией 

    1. Сохранение  продукции.

План качества должен устанавливать требования к  обработке, хранению, упаковке и поставке, а так же методам их выполнения; методы поставки продукции на конкретный участок 

    1. Управление  несоответствующей продукцией.

План качества должен содержать информацию о порядке  идентификации и управления несоответствующей  продукцией для предупреждения ее неправильного  использования до момента разрешения на отклонение или другие действия 

    1.  Мониторинг  и измерения.

План качества должен включать:

  • Применяемые методы мониторинга и измерений продукции или процессов;
  • Стадии, на которых производятся замеры и мониторинг;
  • Характеристики качества, подлежащие мониторингу и измерениям на каждой стадии;
  • Используемые продукты и критерии приемки;
  • Применяемые статистические методы управления процессами;
  • Место, время и способ привлечения для мониторинга третьих лиц;
  • Критерии реализации продукции
 
    1. Аудиты.

План качества должен идентифицировать необходимые  аудиты, их особенности и объем; а так же использование результатов аудита.

Функции управления качеством

 

      Как уже отмечалось, процесс управления представляет собой воздействие  субъекта на объект управления путем  реализации управленческих функций установленными методами. Система водитель-автомобиль - наиболее наглядная тому иллюстрация.

      При рассмотрении принципа управления качеством  был определен следующий состав функций:

    • политика и планирование качества,
    • обучение и мотивация персонала,
    • организация работ по качеству,
    • контроль качества,
    • информация о качестве,
    • разработка мероприятий,
    • принятие решений руководством предприятия,
    • внедрение мероприятий в производственный процесс,
    • взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями и органами власти) по вопросам качества.

      При этом часть этих функций относится к общему руководству качеством (quality management), а часть - к оперативному управлению качеством (quality control). Но все эти функции связаны между собой в виде петли качества и в совокупности представляют собой процесс управления качеством в рамках всего предприятия.

Контроль  качества

Контроль  качества - это одна из основных функций  в процессе управления качеством. Это  также наиболее объемная функция  по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания.

      Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные определения  контроля. В стандарте ИСО 8402 говорится, что контроль - это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

      В других источниках встречается более  широкая трактовка контроля, когда в него включается три этапа: определение нормативов, сопоставление запланированных и полученных результатов и принятие корректирующих мер.

      Однако  такое понимание контроля больше соответствует термину управление. В самом деле, при расширенном толковании контроля происходит дублирование функции «планирование качества», которая включает в себя определение нормативов, а также функции «разработка и внедрение корректирующих мероприятий», которые уже были выделены в виде самостоятельных управленческих функций.

      Поэтому представляется более обоснованным определение, данное в стандарте ИСО 8402, где под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными. Это, кстати, соответствует позиции одного из основоположников менеджмента -А.Файоля, который предостерегал от включения в контроль распорядительных и исполнительных функций.

      На  машиностроительных предприятиях применяются  следующие виды контроля качества :

      В зависимости от места контроля и  этапов работ:

      - контроль проектирования,

      - входной контроль материалов и комплектующих изделий,

      - контроль за состоянием технологического  оборудования,

      - операционный контроль при изготовлении,

      - авторский надзор за изготовлением,

      - активный контроль приборами,  встроенными в технологическое оборудование,

      - приемочный контроль готовой продуции,

Информация о работе Планирование качества на предприятии