Планирование качества на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 17:17, реферат

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества. Савина.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Введение

      В настоящее время в экономике  наблюдается тенденция, при которой  такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

      Качество  продукции (включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. 

Планирование  повышения качества продукции на предприятии

Наиболее часто  основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной  продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

Как самостоятельные  направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:

  • внутрифирменное планирование качества продукции;
  • планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;
  • планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;
  • планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;
  • планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние  годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых  отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя
  • определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса.

Управлению качеством  продукции во всех странах уделяется  достаточно много внимания. В последние  годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

  1. обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
  2. новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
  3. вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
  4. качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
  5. повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
  6. всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.

В последнее  время одним из важных направлений  повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации. 
 

Сущность, задачи, значение планирования качества продукции

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных  задач планирования повышения качества продукции входят:

1. Обеспечение  выпуска продукции с максимальным  соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;

2. Достижение  и превышение технического уровня  и качества лучших отечественных  и зарубежных образцов;

3. Установление  экономически оптимальных заданий  по повышению качества продукции  с точки зрения их ресурсного  обеспечения и запросов потребителей;

4. Совершенствование  структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

5. Увеличение  выпуска сертифицированной продукции;

6. Улучшение  отдельных потребительских свойств  уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

7. Своевременная  замена, сокращение производства  или снятие с производства  морально устаревшей и неконкурентоспособной  продукции;

8. Обеспечение  строгого соблюдения требований  стандартов, технических условий  и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

9. Разработка  и реализация конкретных мероприятий,  обеспечивающих достижение заданного  уровня качества;

10. Увеличение  экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

Предметами  планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Планирование  повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

1. Сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

2. Пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов  и возможностей предприятия;

3. Комплексность  (полнота) - взаимоувязка всех сторон  деятельности предприятия;

4. Детализация  - степень глубины планирования;

5. Точность - степень  допусков и отклонений параметров  плана;

6. Простота и  ясность - соответствие уровню  понимания разработчиков и пользователей  плана;

7. Непрерывность  - цельность временного пространства  планирования;

8. Эластичность и гибкость - возможность использования резервов и учет альтернатив;

9. Научность  - учет в планировании новейших  достижений науки и техники,  требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

10. Экономичность - эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

К методам планирования относят:

расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

экспериментальный (опытный) - проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

отчетно-статистический - разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические  виды работ:

  • анализ требований потребителей;
  • изучение спроса;
  • анализ рекламаций;
  • учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
  • изучение патентной информации;
  • учет изменений требований к сертификации продукции;
  • осуществление плановых расчетов;
  • увязка плановых мероприятий.

Планирование  увязывает планы подразделений  предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования - это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

Для обеспечения  предусмотренного в планах улучшения  качества собственной продукции  предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

Наиболее часто  основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

Информация о работе Планирование качества на предприятии