Направления и критерии анализа качества управления персоналом организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:50, контрольная работа

Описание

Целью анализа является выявление пропорций между управленческим персоналом, специалистами различных категорий и обеспечивающим персоналом и проверка их на соответствие сложившимся в отрасли нормативам. Анализ пропорций позволяет получить общее представление о кадровом составе Компании и увидеть наличие "перекосов" в сложившейся системе управления персоналом.

Содержание

Введение
1. Цель аудита системы управления персоналом организации
2. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом
2.1 Основные критерии оценки эффективности работы отделов по управлению персоналом
2.2 Оценка текучести кадров и абсентеизма
3. Направления и критерии анализа качества управления персоналом организации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Управленческое консультирование.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

1. Цель аудита системы управления персоналом организации

2. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом

2.1 Основные критерии оценки эффективности работы отделов по управлению персоналом

2.2 Оценка текучести кадров и абсентеизма

3. Направления и критерии анализа качества управления персоналом организации

Заключение

Список литературы

Введение

 

 

В ходе кадрового аудита оценивается готовность руководящего звена к реализации целей фирмы, осуществляется анализ структуры и численности кадрового состава.

Целью анализа является выявление пропорций между управленческим персоналом, специалистами различных категорий и обеспечивающим персоналом и проверка их на соответствие сложившимся в отрасли нормативам. Анализ пропорций позволяет получить общее представление о кадровом составе Компании и увидеть наличие "перекосов" в сложившейся системе управления персоналом.

Как правило, таких оценок вполне хватает в том случае, если необходимые изменения в системе управления не носят принципиального характера.

В том случае, когда на предприятии по результатам оценки системы управления требуется серьезная реорганизация, проводится расширенный кадровый аудит. Такая необходимость возникает в случаях, когда на предприятии нет современной системы учета, процедур анализа рынка и продуктов, не разделены процедуры сбыта и поставок и т.п.

В зависимости от поставленных задач расширенный кадровый аудит может включать развернутую оценку системы управления персоналом (СУП) и/или детальную оценку состояния человеческих ресурсов Компании.

На основании диагностики состояния СУП выявляются основные недостатки и потенциал развития управления человеческими ресурсами в Компании, а также разрабатываются предварительные рекомендации по его оптимизации в соответствии со стратегическими и тактическими целями организации.

1.     Цель аудита системы управления персоналом организации

 

Высоковольтные кабельные сети (далее - «ВКС») являются Филиалом ОАО «Екатеринбургской областной электросетевой компании». Организационная структура «ВКС» утверждена Генеральным директором ОАО «Екатеринбургской областной электросетевой компании».

Кадровый аудит руководящего состава и менеджерского резерва Филиала «ВКС» проводился в целях совершенствования состояния кадрового ресурса компании, повышения эффективности и надежности производственной деятельности ОАО «Екатеринбургская областная электросетевая компания».

Для достижения поставленных целей мероприятия кадрового аудита были направлены на решение следующих задач:

Оценка уровня развития системы управления персоналом в Филиале.

Диагностика состояния кадрового ресурса.

Определение динамики развития человеческого ресурса и прогнозирование его развития в ближайшей перспективе.

Диагностика проблем социально-психологического характера, влияющих на эффективность деятельности основных подразделений организации.

Разработка рекомендаций по совершенствованию работы с персоналом компании.

На основании результатов проведения кадрового аудита, лицами ответственными за реализацию кадровой политики в ОАО «Екатеринбургская областная электросетевая компания», планируется дальнейшая разработка программ, направленных на оптимизацию деятельности по управлению персоналом Филиала.

2. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом

 

Численность Отдела по управлению персоналом «ВКС» составляет 5 человек. Все работники Отдела имеют высшее профессиональное образование соответствующее занимаемым должностям. Штатная численность отдела - 3 человека.

Структуру и штатную численность отдела утверждает Директор «ВКС», исходя из условий и особенностей деятельности предприятия, по предоставлению Начальника Отдела кадров и по согласованию с Планово-экономическим отделом.

Деятельность Отдела кадров регламентирована Положением об отделе Филиала от 01.04.2005 года. Действующее положение определяет следующие основные задачи Отдела: реализация кадровой политики на предприятии; подбор, расстановка и использование кадров; создание резерва кадров; оформление и учет кадров; контроль за состоянием трудовой дисциплины на предприятии.

Работа Отдела кадров осуществляется в соответствии с утвержденными планами. Планы работ отдела составляются Начальником Отдела кадров.

На основании результатов проведения кадрового аудита были намечены важнейшие направления деятельности служб управления персоналом:

1. В Филиале необходимо разработать и утвердить единую кадровую политику по всем направлениям работы с персоналом. Информацию необходимо донести как до руководства, так и до сотрудников предприятия.

2. Необходимо разработать базу нормативных документов, в которых были бы в полной мере отражены реальные процессы работы с персоналом Филиала.

3. Необходимо усовершенствовать/разработать с «0» процедуры, связанные с комплектованием кадрами «ВКС», с аттестацией персонала Филиала, формированием кадрового резерва, а также разработкой программ и индивидуальных планов обучения резервистов.

4. Необходимо стратегическое планирование работы с персоналом.

5. Необходимо внедрение современных технологий оценки, мотивации и развития персонала «ВКС».

2.1 Основные критерии оценки эффективности работы отделов по управлению персоналом

 

Программа кадрового аудита для Филиала «ВКС»:

Проведение комплексного анализа статистических данных по персоналу.

Сбор и анализ документов, содержащих кадровую информацию.

Сбор и анализ документов, отражающих результаты работы персонала.

Проведение интервью с руководителями компании различных уровней управления и специалистами кадровых служб.

Обработка и анализ полученной информации с помощью количественных и качественных методов.

Проведение комплексной оценки руководящего состава и кадрового резерва по технологии Assessment center (Центр оценки): проведение оценки, обработка результатов оценки, анализ данных и подготовка отчета по результатам оценки.

Оценка социально-психологической составляющей деятельности персонала

Адаптация инструментария для определения основных проблем, связанных с состоянием социально-психологического климата в коллективах и условиями труда.

Адаптация инструментария для оценки процессов взаимодействия и между основными подразделениями в организации с целью выявления «проблемных зон» влияющих на эффективность их совместной работы и деятельность организации в целом.

Проведение диагностики организационной культуры.

Проведение анкетирования среди руководителей.

Проведение индивидуальных интервью с руководителями подразделений.

Анализ полученных результатов показал, что:

Деятельность по организации кадровой работы нуждается в систематизации и регламентации. Необходимо пересмотреть все основные и перспективные направления кадровой работы с обязательным доведением процедур, связанных с управлением персоналом, до всех субъектов участвующих в их проведении;

Необходимо разработать Стратегическую кадровую политику Общества;

Работу Отдела кадров «ВКС» необходимо сделать плановой, при этом сделать акцент на среднесрочное и долгосрочное планирование;

Требуется усовершенствовать систему материального и нематериального стимулирования персонала;

Расширить методы и технологии процессов адаптации новых сотрудников, оценки персонала, процедур аттестации персонала и формирования кадрового резерва предприятия;

Необходимо активизировать направление, связанное с привлечением молодых специалистов для работы в Филиале;

Необходимо дополнительное обучение сотрудников Отдела кадров по вопросам кадрового делопроизводства. Также необходимо составление планов индивидуального обучения специалистов в соответствии с задачами перспективного развития кадровых служб Филиалов «ВКС».

2.2 Оценка текучести кадров и абсентеизма

 

За последние три года структура кадрового состава практически не изменилась, что объясняется с одной стороны относительно небольшой, на данный момент, текучестью кадров, а с другой стороны недостаточно активной кадровой политикой в области подбора и развития персонала.

За последние три года произошли резкие изменения в текучести кадров «ВКС» (табл. 1).

Таблица 1 Данные о текучести кадров за 2009-2011 гг

Основные причины текучести по н/у причинам

Уволенные по уважительным причинам.

№ пп

Причина увольнения

2011

2010

2009

№ пп

Причина увольнения

2011

2010

2009

1

Неудовлетворенность з/платой

25

21

2

1

Перевод на др. предпр., в т.ч. внутри Общества

6

3

0

2

Семейные обстоятельства

3

6

2

2

Реорганизация

0

0

0

3

За нарушения дисциплины

0

0

0

3

Пенсия

2

2

1

4

Неудовлетворенность занимаемой должностью

1

0

0

4

Перемена места жительства

0

0

0

5

За прогулы

0

0

0

5

Смерть

1

2

0

6

Сменный, разъездной характер работы, дальность расстояния работы

2

0

0

6

Рождение ребенка

 

0

0

7

Не соотв. занимаемой должности

0

0

0

7

Окончание срока работ, договора, соглашение сторон

0

4

0

8

Осуждены народным судом

1

0

0

8

Сокращение штата

0

0

0

9

Не выдержали испытательного срока

0

0

0

9

Инвалидность, болезнь

3

1

1

10

Неуд. жильем

0

0

0

10

Армия

0

1

0

 

 

 

 

 

11

Учеба

0

0

0

Всего

32

27

2

Всего

12

13

2

 

 


Анализируя основные причины ухода персонала из организации, а также динамику текучести кадров, следует отметить, что за последние два года, произошли значительные изменения по сравнению с информацией на отчетный период 2009 г. По сравнению с 2009 г. количество уволенных сотрудников за 2010 г. увеличилось на 36 человек. Тенденция текучести персонала в 2010 г. сохранилась и в 2011 г.

Количество уволенных в 2009 г. - 4 человека. В 2010 г. количество уволенных сотрудников составило 40 человек и в 2005г. - 44 сотрудника. По сравнению с 2010 г. число уволенных в 2011 году увеличилось на 4 человек. При этом процент текучести среди РСС в 2011 г. составил 5.11%. Процент текучести рабочих в 2011 году составил 4.18%.

Опираясь на отчетную информацию Отдела кадров, можно сделать вывод о том, что большинство уволившихся сотрудников, обосновали причину своего ухода неудовлетворенностью заработной платой.

Однако следует отметить, что в качестве одной из наиболее острых проблем осложняющих работу персонала, были названы «сменный, разъездной характер работы, дальность расстояния работы».

Абсентеизм приводит к ряду издержек, включающие выплаты, которые осуществляются независимо от присутствия или отсутствия работника. Кроме того, необходимо оплатить внеурочный труд персонала, который выполняет работу отсутствующего.

Анализ исследований показывает, что показатели текучести и абсентеизм взаимозависимы, так как оба явления вызываются одними и теми же факторами. Во многих случаях, работники сначала проявляют высокий уровень абсентизма, который ведет к повышенной текучести. Вследствие чего, важно определить точные причины возникновения текучести и абсентизма. С данными явлениями тесно связаны такие формы оценок как недовольство и жалобы, высказанные каким-либо образом. Рост количества и серьезность жалоб могут быть сигналом неудовлетворенности, которые, в свою очередь, могут привести к увеличению текучести кадров. Данные факторы служат индикаторами того, насколько успешной является деятельность отдела кадров по созданию условий удовлетворенности работников.

3. Направления и критерии анализа качества управления персоналом организации

 

Анализ качества управления персоналом фирмы проводится по схеме представленной в табл. 2.

Таблица 2

Направления анализ качества управления персоналом фирмы

Направление анализа

Используемые критерии

 

Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы.

Последовательность, непротиворечивость, целей и путей их достижения.

 

Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала.

Четкость и полнота изложения, соответствие законодательству.

 

Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы.

Трудовые показатели работников, эффективность работы фирмы;

Соответствие законодательству;

Морально-психологический климат в коллективе.

 

Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников

Состояние трудовой этики;

Морально-психологический климат в коллективе;

Удовлетворенность персонала работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства;

Имидж фирмы в глазах клиентов;

Приверженность работников своей фирмы;

Трудовые показатели.

 

Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников работой в фирме, морально-психологический климат и др.).

 

 

Информация о работе Направления и критерии анализа качества управления персоналом организации