Контроль качества работ и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть качество продукции, работ, услуг со стороны контроля. Основными задачами являются:
1. рассмотреть сущность контроля качества
2. выявить основные черты
3. рассмотреть методы контроля качества.

Работа состоит из  1 файл

Контроль кач., работ и услуг (упр. качеством).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     В практике статистического контроля генеральная доля q неизвестна и  ее следует оценить по результатам  контроля случайной выборки объемом n изделий, из которых m дефектных.

     Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и  условия, при которых партию следует  примять, забраковать или продолжить контроль.

     Различают следующие виды планов статистического контроля партии продукции по альтернативному признаку:

  • одноступенчатые планы, согласно которым, если среди n случайно отобранных изделий число дефектных m окажется не больше приемочного числа С (m C), то партия принимается; в противном случае партия бракуется;
  • двухступенчатые планы, согласно которым, если среди n1 случайно отобранных изделий число дефектных m1 окажется не больше приемочного числа C1 (m1 C1), то партия принимается; если m1 1, где d1 – браковочное число, то партия бракуется. Если же C1 m1 d1, то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2. Тогда, если суммарное число изделий в двух выборках (m1 + m2) C2, то партия принимается, в противном случае партия бракуется по данным двух выборок;
  • многоступенчатые планы являются логическим продолжением двухступенчатых. Первоначально берется партия объемом n1 и определяется число дефектных изделий m1.Если m1 C1, то партия принимается. Если C1 m1 d1(D1 C1+1), то партия бракуется. Если C1 m1 d1, то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2. Пусть среди n1 + n2 имеется m2 дефектных. Тогда, если m2 c2, где c2 – второе приемочное число, партия принимается; если m2 d2 (d2 c2 + 1), то партия бракуется. При c2 m2 d2 принимается решение о взятии третьей выборки. Дальнейший контроль проводится по аналогичной схеме, за исключением последнего k-того шага. На k-м шаге, если среди проконтролированных изделий выборки оказалось mk дефектных и mk ck, то партия принимается; если же m k ck, то партия бракуется. В многоступенчатых планах число шагов k принимается, что n1 =n2=...= nk;
  • последовательный контроль, при котором решение о контролируемой партии принимается после оценки качества выборок, общее число которых заранее не установлено и определяется в процессе которая по результатам предыдущих выборок.

     Одноступенчатые планы проще в смысле организации  контроля на производстве. Двухступенчатые, многоступенчатые и последовательные планы контроля обеспечивают при том же объеме выборки большую точность принимаемых решений, но они более сложны в организационном плане.

     Задача  выборочного приемочного контроля фактически сводится к статистической проверке гипотезы о том, что доля дефектных изделий q в партии равна допустимой величине qo, т. е. H0::q = q0.

     Задача  правильного выбора плана статистического  контроля состоит в том, чтобы  сделать ошибки первого и второго  рода маловероятными. Ошибки первого рода связаны с возможностью ошибочно забраковать партию изделий; ошибки второго рода связаны с возможностью ошибочно пропустить бракованную партию  

     2.2 Стандарты статистического приемочного контроля  

     Для успешного применения статистических методов контроля качества продукции большое значение имеет наличие соответствующих руководств и стандартов, которые должны быть доступны широкому кругу инженерно-технических работников. Стандарты на статистический приемочный контроль обеспечивают возможность объективно сравнивать уровни качества партий однотипной продукции как во времени, так и по различным предприятиям.

     Остановимся на основных требованиях к стандартам по статистическому приемочному  контролю.

     Прежде  всего стандарт должен содержать достаточно большое число планов, имеющих различные оперативные характеристики. Это важно, так как позволит выбирать планы контроля с учетом особенностей производства и требований потребителя к качеству продукции. Желательно, чтобы в стандарте были указаны различные типы планов: одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые, планы последовательного контроля и т. д.

     Основными элементами стандартов по приемочному  контролю являются:

     1. Таблицы планов выборочного контроля, применяемые в условиях нормального хода производства, а также планов для усиленного контроля в условиях разладок и для облегчения контроля при достижении высокого качества.

     2. Правила выбора планов с учетом  особенностей контроля.

     3.Правила  перехода с нормального контроля  на усиленный или облегченный и обратного перехода при нормальном ходе производства.

     4.Методы  вычисления последующих оценок  показателей качества контролируемого  процесса.

     В зависимости от гарантий, обеспечиваемых планами приемочного контроля, различают  следующие методы построения планов:

     устанавливают значения риска поставщика и риска потребителя и выдвигают требование, чтобы оперативная характеристика P(q) прошла приблизительно через две точки: q0, и qm, , где q0 и qm – соответственно приемлемый и браковочный уровни качества, Этот план называют компромиссным, так как он обеспечивает защиту интересов как потребителя, так и поставщика. При малых значениях и объем выборки должен быть большим; выбирают одну точку на кривой оперативной характеристики и принимают одно или несколько дополнительных независимых условий.

     Первая  система планов статистического  приемочного контроля, нашедшая широкое  применение в промышленности, была разработана Доджем и Ролигом. Планы этой системы предусматривают сплошной контроль изделий из забракованных партий и замену дефектных изделий годными.

     Во  многих странах получил распространение  американский стандарт МИЛ-СТД-ЛО5Д. Отечественный  стандарт ГОСТ-18242-72 по построению близок к американскому и содержит планы одноступенчатого и двухступенчатого приемочного контроля. В основу стандарта положено понятие приемлемого уровня качества (ПРУК) q0, которое рассматривается как максимально допустимая потребителем доля дефектных изделий в партии, изготовленной при нормальном ходе производства. Вероятность забраковать партию с долей дефектных изделий, равной q0, для планов стандарта мала и уменьшается по мере возрастания объема выборки. Для большинства планов не превышает 0,05.

     При контроле изделий по нескольким признакам  стандарт рекомендует классифицировать дефекты на три класса: критические, значительные и малозначительные.  

     2.3 Контрольные карты  

     Одним из основных инструментов в обширном арсенале статистических методов контроля качества являются контрольные карты. Принято считать, что идея контрольной карты принадлежит известному американскому статистику Уолтеру Л. Шухарту. Она была высказана в 1924 г. и обстоятельно описана в 1931 г. Первоначально они использовались для регистрации результатов измерений требуемых свойств продукции. Выход параметра за границы поля допуска свидетельствовал о необходимости остановки производства и проведении корректировки процесса в соответствии со знаниями специалиста, управляющего производством.

     Это давало информацию о том, когда кто, на каком оборудовании получал брак в прошлом.

     Однако  в этом случае решение о корректировке  принималось тогда, когда брак уже  был получен. Поэтому важно было найти процедуру, которая бы накапливала  информацию не только для ретроспективного исследования, но и для использования при принятии решений. Это предложение опубликовал американский статистик И. Пейдж в 1954 г. Карты, которые используются при принятии решений называются кумулятивными.

     Контрольная карта (рис.1) состоит из центральной линии, двух контрольных пределов (над и под центральной линией) и значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса.

     В определенные периоды времени отбирают (все подряд; выборочно; периодически из непрерывного потока и т. д.) n изготовленных изделий и измеряют контролируемый параметр.

     Результаты  измерений наносят на контрольную  карту, и в зависимости от этого  значения принимают решение о  корректировке процесса или о  продолжении процесса без корректировок.

     Сигналом  о возможной разналадке технологического процесса могут служить:

  • выход точки за контрольные пределы (точка 6); (процесс вышел из-под контроля);
  • расположение группы последовательных точек около одной контрольной границы, но не выход за нее (11, 12, 13, 14), что свидетельствует о нарушении уровня настройки оборудования;
  • сильное рассеяние точек (15, 16, 17, 18, 19, 20) на контрольной карте относительно средней линии, что свидетельствует о снижении точности технологического процесса.

     

     Рис. 1. Контрольная карта

     При наличии сигнала о нарушении  производственного процесса должна быть выявлена и устранена причина  нарушения.

     Таким образом, контрольные карты используются для выявления определенной причины, но не случайной.

     Под определенной причиной следует понимать существование факторов, которые  допускают изучение. Разумеется, что  таких факторов следует избегать.

     Вариация  же, обусловленная случайными причинами  необходима, она неизбежно встречается в любом процессе, даже если технологическая операция проводится с использованием стандартных методов и сырья. Исключение случайных причин вариации невозможно технически или экономически нецелесообразно.

     Часто при определении факторов, влияющих на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество используют схемы Исикава.

     Они были предложены профессором Токийского университета Каору Исикава в 1953 г. при анализе различных мнений инженеров. Иначе схему Исикава  называют диаграммой причин и результатов, диаграммой "рыбий скелет", деревом и т. д.

     Она состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей (рис.2).

     

     Рис. 2. Структура диаграммы причин и результатов

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Контроль  качества предполагает выявление бракованных  изделий.

     Большую роль в контроле качества играют статистические методы, применение которых требуется  в стандартах ИСО 9000 при оценке систем менеджмента качества.

     В контроле качества с успехом применяются  контрольные карты. Контрольная  карта состоит из центральной  линии, двух контрольных пределов (над  и под центральной линией) и  значений характеристики (показателя качества), нанесенных на карту для представления состояния процесса. Контрольные карты служат для выявления определенной причины (не случайной).

     Схема Исикава (диаграмма причин и результатов) состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей.

     Все эти тезисы активно применяются  в контроле качества продукции, выявляя  сущность контроля качества и выявляют основные методы.

     Цель  и задачи поставленные в начале работы достигнуты а так же разъяснены подробно и изображены наглядно.

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Сборник Законов  РФ о единстве измерений и международный  стандарт ИСО 10012-1:1992М: 1-ч. с.120
  1. Басовский, Л.Е., Протасьев, В.Б. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2007- 556с.
  1. Борисов Л.Я. «контроль качества» С.-П. Питер 2007.-544с.
  2. Денисов В.Ю., Окрепилов В.В. «Теория контроля качества» М.: Аллель 2007.-550с.
  3. Добролюбова И. Н. «Маркетинг» М.: Октябрь 2005.-500с.
  1. Ефимов, В.В. Управление качеством: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2006- 345с.
  1. Левкина Е.В., Михеева С.В. «управление качеством» М.: Аллель, 2008.-488с
  2. Митрофанов Д.Ю., Потехина Л.А. «Инструменты управления качеством» С.-П.: Книга 2006.-550с.
  3. Никифоров А.Д. «управление качеством» Дрофа 2004.-384с.
  4. Патрушев В.А. «Комплекс контроля качества» Новосибирск; Мир книги, 2007.-450с.
  5. Петрунов А.А «Контрольные карты» -М.: Аллель 2008. –264с.
  6. Рогозина С.А. «Большой словарь экономических терминов» М.: Октябрь 2006.-545с.
  7. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.-550с.
  8. http://www.cfin.ru/
  9. http://www.geogle.ru/
  10. http://www.mail.ru/
  11. http://www.mail.ru/

Информация о работе Контроль качества работ и услуг