Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа
Роль человека в организации менялась с течением времени. В начале прошлого века работник рассматривался в качестве рабочей силы без учета его материальных и духовных потребностей. Позже появилась категория «трудовые ресурсы». Вначале века под этим понятием подразумевалась часть населения, которая имеет возможность трудиться и участвует в общественном производстве. Предполагалось, что используя этот термин, ученые имеют в виду пассивный объект управления.
Введение
1. Управление персоналом в организации
1.1 Роль и цели управления персоналом, мотивация персонала…………………………………………6
1.2 Роль руководителя в управлении персоналом. Виды стилей управления………………………………………………………………………………………………………………………………9
2 Проблемы управления персоналом в современных компаниях
2.1 Наем, отбор и прием персонала…………………………………………………………………………………….11
2.2 Организация труда персонала………………………………………………………………………………………..15
2.3 Управление развитием персонала: аттестация, обучение, социальное развитие………16
3 Эволюция подходов в управлении персоналом организации
3.1 Современная концепция управления персоналом………………………………………………………..21
3.2 Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии……………………………………..26
3.3 Управление персоналом в США и Японии……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………29
Список литературы
К основным целям управления персоналом относятся:
1.
Способствование достижению
2.
Формирование корпоративной
3.
Разрешение конфликтных
Таким образом, цель управления персонала состоит в обеспечении развития и реализации кадрового потенциала.
Существует такое старое высказывание: "Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете вынудить ее пить. Она будет пить, только если измучена жаждой". Так же и с людьми. Они будут делать то, что они хотят делать или то, что их сильно мотивируют делать. Их могут побуждать как внутренние, так и внешние мотивации.
Мотивация — это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Возможные стратегии мотивирования:
§ Положительное подкрепление / высокие ожидания
§ Эффективная дисциплина и наказание
§ Справедливые отношения с людьми
§ Удовлетворение нужд служащих
§ Грамотная постановка рабочих целей
§ Реструктурирование рабочих мест
§ Вознаграждение за выполнение работы
Это основные стратегии мотивирования, которые могут меняться в зависимости от ситуации в той или иной организации.
Фактически, задача менеджера по управлению персоналом - сделать так, чтобы интересы работника и руководства организации были учтены в равной степени. А мотивация — это способ управления этой задачей.
Это стимулирование других определенным способом к целям, заявленным мотиватором. Естественно, эти цели, как и сама система мотивации должны соответствовать общей политике организации. Мотивационная система должна быть адаптирована к ситуации и к организации.
В одном из наиболее сложных исследований, проводимом в США в течение 20 лет, с участием более 40 тысяч сотрудников одной крупной компании, было выявлено, что самым главным фактором оказалась безопасность работы. Следующими тремя факторами следовали: продвижение по службе, вид работы, возможность гордиться своей компанией. Удивительно то, что таким факторам как размер оплаты, выгоды и условия работы, респонденты давали довольно низкие оценки. То есть, деньги в итоге оказались не главным мотивирующим стимулом.
Определить истинные мотивации сотрудников HR-менеджеру помогут психологические тесты и другие методы психодиагностики. Например, пирамида потребностей Абрахама Маслоу систематизирует материальное и нематериальное стимулирование в мотивации, а также проводит диагностику мотивации.
Для построения успешной
системы стимулирования труда необходима
диагностика мотивов в
Существует также концепция мотивации Д. МакКлелланда, согласно которой могут быть выделены три группы потребностей: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастности.
1.2 Роль руководителя в управлении персоналом. Факторы, влияющие на выбор стиля управления. Виды стилей управления
Любой руководитель,
ответственный за производительность
подчиненных, несет на себе функцию
управления персоналом. В последние
годы все больше внимания уделяется
понятию «лидерства», завоеванию признания
коллектива на уровне командных групп,
пониманию сотрудниками целей организации
и стремлению к их достижению. Это
один из наиболее важных аспектов управления
человеческими ресурсами, но не единственный.
В современных условиях на первое
место ставится стремление высшего
руководства соответствовать
Руководители отделов
сталкиваются с постоянным давлением
и необходимостью достигать поставленных
целей с минимальными затратами
на персонал. На повестку дня наравне
с эффективностью работы производственного
персонала ставится эффективность
работы «белых воротничков». Происходит
отход от элементов явной бюрократии.
Равноправие в вопросах половой
и национальной принадлежности, единство
условий труда в сфере
В такой ситуации
знание процедур и кадровой политики
компании является одинаково важным
как для линейного
От руководителей
отделов ждут вклада в развитие кадрового
потенциала организации. В современных
динамичных условиях, когда большинство
бизнес-процессов
Что касается высшего
управленческого звена
Каждый руководитель отличается:
- особенностями структуры
своей власти (власть авторитета,
власть должности, положения в
обществе, компетентности), т.е. сочетанием
статусной, экономической и
- своими особенными
чертами характера, т.е.
- особенностями управления персоналом в группе, т.е. техникой группового менеджмента.
Именно эти особенности личности руководителя влияют на выбор стиля управления персоналом.
Существуют различные виды стилей и их разновидности:
1.
Авторитарный. Идеально-типовая форма
единоличного
· Абсолютно диктаторский – сотрудники вынуждены следовать строгим единоличными приказам под угрозой наказания,
· Автократический – наличие у руководителя обширного аппарата власти,
· Бюрократический – авторитет руководителя обусловлен его формальным положением лидера,
· Патриархальный – руководитель пользуется авторитетом «главы семьи», сотрудники подчиняются на основе неограниченного доверия.
2.
Демократический (
· Коммуникационный – сотрудники могут выражать свое мнение, но должны в конце концов следовать распоряжениям,
· Консультативный – руководитель принимает решение только после получения подробной информации и обсуждения, сотрудники выполняют задания, в разработке которых они участвовали,
· Управление совместным решением – руководитель ставит проблему и ограничения, сотрудники сами принимают решение о мероприятиях, руководитель право голоса оставляет за собой,
·
Автономный – руководитель берет
на себя роль модератора, т.е. умеряющего,
сотрудникам предоставлена
Идеального стиля
управления не существует, и они
могут быть эффективными лишь при
учете конкретной ситуации. Руководитель
должен использовать ситуативный подход.
2 Проблемы управления персоналом в современных компаниях
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники?
Наем на работу — это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах? Есть два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого никак не связанных с организацией).
Существуют преимущества и недостатки привлечения персонала из внутренних и внешних источников. Преимущества привлечения из внешних источников: более широкие возможности выбора, появление новых импульсов для развития организации, прием такого человека покрывает абсолютную потребность в кадрах и др. Недостатки: более высокие затраты на привлечение работников, ухудшение социально-психологического климата среди давно работающих, длительный период адаптации и др. Преимущества привлечения из внутренних источников: появление шансов для служебного роста, низкие затраты на привлечение кадров, сохранение уровня оплаты труда и др. Недостатки: ограничение возможности для выбора кадров, нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в организации и др.
Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.
В нашей стране наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; средние школы; колледжи; лицеи; техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения; службы по трудоустройству; частные агентства по найму; объявления по радио, телевидению, в Интернете; профсоюзы.
Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции. При этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные работы приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.
В прошлом руководитель
нередко выбирал работника без
помощи кадровых служб. Он полагался
на свою интуицию и опыт, а также
на рекомендации с прежнего места
работы. Частые ошибки приводили к
увольнению работника и его замене
новым. Такой подход в современных
условиях становится не только неэффективным
с точки зрения обеспечения потребностей
в квалифицированной рабочей
силе, но и попросту дорогостоящим.
Работники кадровых служб давно
ощущали потребность в более
обоснованных и надежных процедурах.
Повышение эффективности и
Отбор кандидатов на
вакантную должность
1) общественно-гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, участие в общественное деятельности);
Информация о работе Эволюция подходов в управлении персоналом организации