Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:02, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса

1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения

1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН

2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

3.1 Оптимизация системы УСН

3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

 

Для ведения бухгалтерского учета налогоплательщики обязаны иметь книги учета доходов и расходов, а также книги регистрации потоков денежных средств.

 

Налогоплательщики (физические и юридические лица), годовой оборот которых превышает $25000, обязаны подавать декларацию и платить НДС. Налогоплательщикам, годовой оборот которых ниже этого уровня, платить НДС не обязательно.

 

В Республике Беларусь применение упрощенной системы налогообложения предполагает замену уплаты совокупности разных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога.

 

Плательщиками являются малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством Беларуси.

 

Упрощенная система налогообложения не распространяется на субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары; предприятия и предпринимателей, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; на участников договора о совместной деятельности; на банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

Объектом налогообложения служит валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

 

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки.

 

Для сельскохозяйственных организаций – производителей сельскохозяйственной продукции, являющихся юридическими лицами, – предусмотрена замена целого ряда налогов и других платежей в бюджет уплатой единого налога в размере 5% от валовой выручки.

 

Под производителями сельскохозяйственной продукции для целей перехода на уплату единого налога понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции организации, созданные в установленном законодательством порядке в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. При этом выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства должна составлять не менее 70% общей выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за предыдущий финансовый (бюджетный) год.

 

В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

 

1) субъектов малого бизнеса;

 

2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

 

3) юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции;

 

4) отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

 

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции – могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

 

Специальный налоговый режим устанавливает для малых предприятий упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

 

Объектом обложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

 

Не являются объектом обложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.

 

Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, – квартал.

 

В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.

 

Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается.

 

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать только один из ниже перечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

 

1) общеустановленный порядок;

 

2) специальный налоговый режим на основе разового талона;

 

3) специальный налоговый режим на основе патента;

 

4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

 

Данное условие не распространяется на лиц, реализующих товары на рынках (за исключением осуществляющих торговлю в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды).

 

Следует отметить, что в налоговом законодательстве Казахстана предусмотрена очень важная для воспитания законопослушного налогоплательщика норма, согласно которой при переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка.

 

Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году.

 

Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных законодательных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.

 

Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

 

1) не использующие труд наемных работников;

 

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

 

3) доход за год не превышает 1,0 млн. тенге.

 

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

 

Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3 процентов к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов.

 

Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме.

 

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту обложения за отчетный налоговый период соответствующей ставки налогов.

 

Доход индивидуального предпринимателя подлежит обложению в зависимости от уровня доходности, дифференцированно, в пределах 4-18% с суммы дохода, а доход юридического лица установлен в пределах 5-19% с суммы дохода.

 

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

 

Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, равными долями в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

 

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

 

Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса позволяет сделать вывод о том, что законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем.

 

 

 

1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России

 

До 1996 г. в России все предприятия платили налоги одинаково, в соответствии с традиционной системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись следующие льготы:

 

·  льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);

 

·  более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса (например, освобождение от уплаты налога на прибыль впервые два года работы после регистрации предприятия);

 

·  налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);

 

·  льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;

 

·  льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);

 

·  возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.

 

Во многом именно благодаря этому набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России развивался довольно динамично. Хотя особых перспектив в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения у него, тем не менее, не было.

 

Не случайно в конце 1995 г. был принят (а вначале 1996 г. вступил в силу) Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Закон). Рассмотрим его основные положения.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения