Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание

Специальные налоговые режимы, в частности, упрощенная система налогообложения, были введены Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий из теневого в легальный бизнес.
Стимулирование развития перспективных отраслей и сфер экономики является одной из функций налоговой системы.

Работа состоит из  1 файл

готовая распечатать.docx

— 151.17 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Специальные налоговые режимы, в частности, упрощенная система налогообложения, были введены Правительством РФ для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий из теневого в легальный бизнес.

Стимулирование развития перспективных отраслей и сфер экономики  является одной из функций налоговой  системы.

Налоговая проверка позволяет  налоговым органам во время заметить налогоплательщиков, старающихся укрыться от уплаты налогов. А это значит с  большей вероятностью предотвратить  какие-либо маневры в данном направлении. Для налогоплательщиков специальных  налоговых режимов проверка осуществляется не только для отражения правильности исчисления и уплаты налога, но и  для права на применение данного  режима.

С каждым годом увеличивается  количество предприятий, применяющих  упрощенную систему налогообложения, поэтому выбранная тема работы актуальна  как никогда, ведь от контроля над  своевременной уплатой налога зависит  благополучие всей экономики и развитие государства.

Подробно выстроенные  действия по регулированию налогообложения  упрощает налоговым органам осуществлять свою профессиональную деятельность.

Следовательно, цель данной работы – рассмотреть организацию и методику проведения проверки упрощенной системы налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать сущность упрощенной системы налогообложения;

2) проанализировать организацию и методику проведения налоговой проверки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения  является объектом исследования.

Предметом исследования выступает  методика проведения налоговой проверки упрощенной системы налогообложения.

В первом разделе курсовой работы в соответствии с темой  излагается сущность специального налогового режима, а также упрощенной системы  налогообложения, как одного из спецрежимов. Здесь рассматриваются порядок  перехода на УСН, порядок применения, исчисления налога, предоставление отчетности.

Порядок проведения налоговой  проверки упрощенной системы налогообложения  рассмотрен во второй части работы, отражена специфика выездной и камеральной  проверок. Показаны результаты и показатели эффективности контрольной работы по налоговым проверкам налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в Алтайском крае за период с 2009 по 2011гг.

Информационной базой  исследования послужили нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности по Алтайскому краю, работы ведущих российских экономистов: Волкова А.С., Захарьина В.Р., Крымова Д.В. Дадашева А.З., Гончаренко Л.И. и другие, а также материалы с сайтов информационно-правовых баз «Консультант Плюс», «Министерство финансов», «Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю».

 

 

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Понятие упрощенной системы налогообложения

 

Понятие «специальный налоговый  режим» было введено в налоговое  законодательство РФ в 1999г. Со вступлением в силу части второй Налогового кодекса в ст. 18 было определено, что «специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами» В декабре 2001 года в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» сказано, что налоговое законодательство РФ может устанавливать специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену совокупности налогов и сборов одним налогом [25, c.286]. 

В настоящее время законодательно урегулировано применение четырех  специальных налоговых режимов [23, c.240]:

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог  (гл. 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система  налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения  или упрощенный налоговый режим, была введена в действие в РФ с 1 января 2003 г. с целью уменьшения налогового бремени и облегчения ведения учета для небольших предприятий и предпринимателей [22, c.5].

Суть  упрощенного режима в том, что уплата ряда налогов заменяется

уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.

Основными достоинствами  упрощенной системы налогообложения являются [22,c.6]:

1) снижение налогового  бремени за счет замены многих  налогов уплатой единого налога (табл.1.1);

Таблица 1.1

Единый налог заменяет уплату [21, c.30]

Для организаций

Для предпринимателей

налог на прибыль

налог на доходы физических лиц

налог на имущество организаций

налог на имущество физических лиц в отношении имущества, которое используется для предпринимательской деятельности

НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате

 при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ)


 

2) упрощение бухгалтерского и налогового учета, а значит: сокращение затрат на бухгалтерию;

3) упрощение налоговых платежей. В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики должны платить квартальные авансовые платежи по единому налогу, в то время как при обычной системе налогообложения некоторые налоги платятся ежемесячно

Основными недостатками упрощенной системы налогообложения являются [22, c.8]:

1) сохранение следующих  обязанностей для налогоплательщиков:

- обязаны учитывать и  платить (ежемесячно) в качестве  налоговых агентов за своих  сотрудников налог на доходы  физических лиц, вести персонифицированный  учет и ежегодно отчитываться;

- обязаны учитывать и  платить (ежемесячно) страховые взносы  в Пенсионный фонд и отчитываться (Федеральный Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ в ред. от 03.12.2011г.);

- обязаны учитывать и платить (ежемесячно) страховые взносы по профессиональному травматизму в Фонд социального страхования и ежеквартально отчитываться [2];

- обязаны учитывать и  платить другие налоги, которые  не заменяют собой 

единый налог (например, транспортный налог и т.д.);

- обязаны предоставлять статистическую отчетность в соответствии с действующим порядком;

2) включение в налоговую  базу авансов полученных. В соответствии  со ст. 346.17 НК РФ датой получения  доходов признается день поступления  средств на счета в банках или кассу;

3) невозможность отказаться от упрощенки в течение года (п.3 ст. 346.13 НК РФ);

4) невыгодность незапланированного  перехода на обычный режим  налогообложения, который может  произойти в принудительном порядке  при несоответствии определенным  критериям. В этом случае налогоплательщик обязан пересчитать всю налоговую базу и исправить весь учет в соответствии с п.4 ст.343.13 НК РФ;

5) возможность потери  клиентов – плательщиков НДС 

 

 

1.2. Порядок перехода и применения УСН

 

Переход к упрощенной системе  налогообложения осуществляется добровольно  на основании заявления налогоплательщика. Рекомендуемая форма заявления утверждена Приказом ФНС от 13.04.2010 №ММВ-7-3/182@ (форма №26.2-1).

Однако применять УСН  имеют право лишь те налогоплательщики, которые соответствуют специальным критериям, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей они различны (табл. 1.2).

По итогам девяти месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.248 НК РФ, не должен превышать (без учета НДС) в 2010, 2011, 2012 гг. – 60 млн. руб. (Федеральный закон от 19.07.2009 №204-ФЗ). При этом величина предельного размера доходов не индексируется на коэффициент-дефлятор. На 2013 год значение коэффциента-дефлятора Минэкономразвитием опубликовано не было, поэтому остается лишь догадываться каково будет его значение на следующий год: останется на уровне 2009г. – 1,538, или же изменится.

Таблица 1.2

Критерии права перехода на УСН [12, c.69-71]

Показатель

Предельно допустимый размер перехода на УСН

Нормативное регулирование

для юридических лиц

для предпринимателей

Объем выручки (доход от реализации) за 9 месяцев

до 30.09.2012г. – 45 млн.руб.

с2013г. - 15 млн. руб. и коэффициенты-дефляторы

не установлен

п.2.1ст. 346.12 НК РФ

 

п.2 ст.346.12 НК РФ

Средняя численность работников

100 человек

подп.15 ст. 346.12 НК РФ

Остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов

100 млн. руб.

не установлен

подп.16 ст.346.12 НК РФ

Доля уставного капитала юридических лиц

25%

не установлен

подп.14п.3ст. 346.12 НК РФ

Наличие филиалов и представительств, отраженных в учредительных документах

0

не установлен

подп.1 п.3 ст.346.12 НК РФ


 

Доход от деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, не учитывается при  определении предельной величины дохода, обуславливающего право на применение УСН (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2010 № А27-17222/2008).

При подаче заявления о  переходе на упрощенный режим средняя  численность работников рассчитывается в соответствии с порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление (п.1 ст.346.13 НК РФ). В нее включаются работники списочного состава, внешние совместители, работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера.

Не учитываются физические лица, с которыми заключены договора на передачу имущественных прав (например, по авторским договорам), при расчете  средней численности работников (письмо Минфина России от 16.08.07

№03-11-04/2/199).

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., не могут перейти на УСН. Основные средства и нематериальные активы подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии со ст.346.12 НК РФ.

Данное ограничение относится только к юридическим лицам. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН и применять ее независимо от того, какова остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов [12, c.71].

Категория лиц, перечисленных  в п.3 ст.346.12 НК не вправе перейти на упрощенный режим (рис.1.1.).

Рис.1.1.Ограничение по применению УСН [17, c.69-72]


 

Применять УСН организации  и индивидуальные предприниматели  могут:

1) с момента создания. Для этого необходимо в пятидневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, в налоговую инспекцию подать заявление (п.2 ст.346.13 НК РФ);

2) в процессе деятельности  со следующего налогового периода, при соответствии установленным критериям.

Если все условия соблюдены, то для перехода на упрощенный режим  со следующего года организация должна подать заявление с 1 октября по 30 ноября текущего года (п.1 ст.346.13 НК РФ). В заявлении налогоплательщики указывают: объект налогообложения, размер доходов за девять месяцев текущего года, среднюю численность работников, остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Объект налогообложения  налогоплательщик выбирает самостоятельно. Им могут быть доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект    налогообложения   может    изменяться    ежегодно   с     начала

налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода менять объект налогообложения запрещено.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения