Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:54, дипломная работа

Описание

Исходя из этого целью дипломной работы является изучение организации учета налогоплательщиков юридических и физических лиц.
Цель исследования обозначает совокупность задач, которые сводятся к следующему: рассмотреть структуру налоговых органов Российской Федерации; изучить организационно-экономическую структуру МР ФНС России № 1 по Амурской области; изучить организацию учета налогоплательщиков юридических и физических лиц; выявить недостатки в организации учета налогоплательщиков и указать пути их ликвидации с целью увеличения налоговых поступлений.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы организации налогового контроля 8
1.1 Задачи налогового контроля на современном этапе 8
1.2 Учет налогоплательщиков и налоговых поступлений налоговыми органами Российской Федерации

14
2 Особенности организации учета налогоплательщиков - юридических и

физических лиц в МР ФНС России № 1 по Амурской области
30
2.1 Организационно-экономическая характеристика МР ФНС России №1 по Амурской области
38
2.2 Особенности регистрации и учета налогоплательщиков 59
2.2.1 Государственная регистрация налогоплательщиков 60
2.2.2 Учет налогоплательщиков 70
2.2.3 Постановка на учет иностранных организаций 85
2.2.4 Анализ работы по учету налогоплательщиков, борьба с

уклонением от постановки на учет
89
2.2.5 Учет сведений о банковских счетах юридических и физических

лиц
95
3 Проблемы и пути совершенствования учета и регистрации

налогоплательщиков
99
3.1 Проблемы учета и регистрации налогоплательщиков 99
3.2 Пути совершенствования учета и регистрации налогоплательщиков 105
Заключение 116
Библиографический список 122

Работа состоит из  1 файл

учет налогоплательщиков.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

    Сведения  об открытых счетах будут также поступать в государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта информация будет открытой.

    При постановке на статистический учет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю присваиваются коды видов деятельности в соответствии с введенным в действие с января 2003 года Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

    Главным преимуществом концепции «одного окна» является упрощение процедуры создания юридического лица, процедуры приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя. Кроме того, более чем в 2 раза сократится период, в течение которого созданное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не осуществляет свою деятельность из-за отсутствия регистрации. Таким образом, реализация концепции «одного окна» окажет положительное влияние на экономику России, поскольку будет способствовать режиму благоприятствования предпринимательской деятельности в стране /33 ,с. 3/.

    Для исключения случаев уклонения от уплаты налогов при получении доходов от продажи и аренды имущества можно предложить следующие пути по привлечению физических лиц к декларированию своих доходов, а следовательно и для постановки на учет налогоплательщиков по этому признаку. Учитывая, что рынок жилья затрагивает широкие слои населения, можно начать с информационно – разъяснительной работу через региональные и местные СМИ, стенды, бюллетени. Кроме того, организовать громкую связь в местах большого скопления людей /45, с. 76/.

    Также по окончании декларационной кампании  исчислить налоговыми органами НДФЛ всем физическим лицам с полной стоимости проданного имущества. Для этого использовать сведения, полученные от налоговых агентов, о гражданах, которые продали личное имущество. Регистрирующие органы также предоставляют сведения о сделках купли-продажи имущества /45, с. 76/.

    На  основании полпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, в соответствии, с которым налоговые органы вправе определять суммы налога расчетным путем, всем налогоплательщикам будут направлены налоговые уведомления на уплату исчисленной суммы НДФЛ. Безусловно, это резко ухудшит налоговую статистику: возрастет недоимка по группе федеральных налогов. Но после получения уведомлений граждане станут обращаться в налоговые инспекции за разъяснениями.

    Это может пойти на пользу и самим  плательщикам НДФЛ. Ведь после обращения  многие из них смогут оформить имущественные налоговые вычеты. Вместе с тем часть граждан будет привлечена к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление декларации.

    Хочется надеяться, что существующие недостатки системы государственной регистрации юридических лиц будут устранены, а полученный опыт использован для создания эффективной системы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей /45, с. 76/. 
 
 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В Российской Федерации для осуществления  налогового контроля за деятельностью  организаций и физических лиц  на всей территории России создана  система учета налогоплательщиков. Главным образом она определяется присвоением идентификационных налоговых номеров, как организациям, так и физическим лицам.

    Учет  налогоплательщиков на современном  этапе ведется главным образом  для обеспечения контроля за наиболее полным выполнением бюджетного и  налогового законодательства. НК РФ установлены новые, более жесткие сроки и правила постановки на учет как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

    Плательщики налогов и сборов по новому законодательству подлежат постановке на учет в налоговых органах в установленные законодательством сроки соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения их обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Физические лица ставятся на налоговый учет в установленные сроки  по месту жительства.

    Главной задачей отдела регистрации и  учета налогоплательщиков является осуществление в установленном порядке государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей

    В организации учета налогоплательщиков с 2004 года произошли значительные изменения, которые показаны в работе. Рассмотрены  такие понятия как: Единый государственный  реестр налогоплательщиков (ЕГРН) и  Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Показаны основные недостатки в организации учета налогоплательщиков.

    В настоящее время существуют следующие  проблемы учета и регистрации  налогоплательщиков:

    1) проблема обеспечения полноты  и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему путем пресечения уклонения от уплаты налогов;

    2) проблема загруженности базы ЕГРН организациями, прекратившими свою деятельность, но не ликвидированными и не снятыми с учета в ЕГРН;

    3) значительные затраты на работу  с «мертвыми душами»;

    4) создание и регистрация новых предприятий одним физическим лицом;

    5) получение информации из банков об открытых налогоплательщикам счетах;

    6) весьма ограниченная сфера применения  ИНН;

    7) сложная процедура регистрации  в различных государственных органах;

    8) проблема привлечения физических лиц, получающих доходы от продажи и аренды имущества.

    Существенный  недостаток Закона о регистрации  — фактическое отсутствие государственного контроля за процессом создания юридического лица, что создает благоприятную почву для всевозможных злоупотреблений. В Законе ничего не говорится о проведении регистрирующим органом какой-либо проверки соответствия представленных учредителями документов требованиям действующего законодательства; об ответственности учредителей за представление недостоверных (неточных или заведомо ложных) сведений.

    У регистрационных отделов различных  территориальных инспекций нет  единых требований по составу представляемых документов, что прямо противоречит букве Закона.

    Не  требует Закон и проверки наименования предприятия на уникальность. То, что на первый взгляд может быть принято за упрощение, на самом деле ошибка, чреватая волной мошеннических проделок и судебных разбирательств. Ведь никто (кроме суда) теперь не запретит нечестному конкуренту зарегистрировать предприятие, с именем известных и уважаемых фирм.

    Одной из проблем учета налогоплательщиков является проблема загруженности базы ЕГРН организациями, прекратившими  свою деятельность, но не ликвидированными и не снятыми с учета в ЕГРН.

    Этих  проблем можно было бы избежать, если в законодательном порядке изменить процедуру регистрации нового предприятия. В настоящее время, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и частью первой НК РФ регистрация предприятия, организации производится по месту нахождения. Понятие «место нахождения» законодательно не определено.

    Проблема  несоответствия «юридического» и «фактического» адреса становится очень острой, когда  речь касается вопроса о необходимости  постановки на учет в налоговых органах  по «фактическому» адресу.

    Закон не вносит абсолютной ясности в вопрос, касающийся определения места государственной  регистрации. Не совсем понятен порядок, в котором налоговые органы должны привлекать к ответственности за не постановку на учет по месту нахождения организации или месту нахождения обособленного подразделения.

    Ст. 117 НК РФ сформулирована нечетко, в ней  идет речь о ведении деятельности без постановки на учет вообще, но ведь, как правило, организации стоят  на учете хотя бы по “юридическому” адресу.

    Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с «мертвыми душами»: разыскивать должностных лиц, привлекать их к ответственности, добиваться уплаты санкций и т. д. Казалось бы, вывод очевиден: ликвидировать организации, нарушающие требования законодательства. Основание - статья 61 Гражданского кодекса. Однако все не так-то просто. Ликвидировать в соответствии со статьей 61 ГК РФ можно лишь действующую организацию. К организациям же, не ведущим деятельность, положения данной статьи не применимы. Таким образом, процесс ликвидации «мертвых душ» может растянуться на долгие годы. А это означает огромные затраты на предъявление соответствующих исков, ведение дел. И все это время информация о таких организациях будет храниться как о действующих юридических лицах, засоряя базы данных.

    Представляется, что для разрешения проблемы надо разработать упрощенную процедуру  исключения «мертвых» организаций  из Единого государственного реестра  юридических лиц. В законодательство необходимо внести соответствующие изменения.

    Подспорьем  может стать опыт других государств. Упрощенная процедура ликвидации недействующих  организаций существует в Швеции и Великобритании. В этих странах  непредставление в течение полугода в регистрирующий орган отчета служит основанием для внесения в реестр записи о ликвидации организации. Естественно, организация может оспорить это решение в суде.

    В нашем случае процедура могла  бы быть такой. На основании данных банков и собственной информации налоговые органы публикуют перечень организаций, не представивших сведения о себе. Затем в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись об исключении таких лиц из государственного реестра. Сведения об этом представляются во внебюджетные фонды и другие ведомства. Если организация, исключенная из государственного реестра, все же заявит о себе, на основании решения суда либо налогового органа запись о ее исключении из реестра будет отменена. Подобный порядок не ущемляет права организаций и позволяет создать систему сбора достоверной информации об организациях, ведущих деятельность на территории России.

    В настоящее время получила широкое  распространение практика, когда  одно и тоже физическое лицо является учредителем нескольких предприятий  и организаций. ФНС производится работа по формированию справочника недействительных паспортов. Применение такого справочника позволит выявить и пресечь использование данных недействительных паспортов при государственной регистрации.

    Для предотвращения случаев укрывательства от постановки на налоговый учет с целью уклонения от уплаты налогов, необходимо законодательно предусмотреть взыскание штрафа за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет в размере всей суммы доходов, полученных за период деятельности без постановки на учет. Необходимо законодательно оформить процедуру розыска предприятий и организаций, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, а так же тех, кто, встав на учет, не предоставляет никакой отчетности.

    Одной из проблем учета налогоплательщиков и ведения ЕГРН является получение информации из банков об открытых налогоплательщикам счетах. работа по учету открываемых счетов в налоговых инспекциях плохо поддается автоматизации. Она требует значительных затрат неквалифицированного труда, денег на почтовые и факсимильные отправления, расходов на бумагу и материалы.

    Серьезно  упростить решение этой задачи мог  бы отказ от порядка, установленного Указом № 1212, то есть от информирования налоговой инспекцией банка о том, что его сообщение об открытии счета получено.

    Другой  проблемой, связанной с учетом налогоплательщиков, является весьма ограниченная сфера  применения ИНН. В настоящее время  ИНН не является надежным идентификатором  плательщика по следующим причинам.

    Учет  физических лиц ведут, как минимум, три организации: МВД России (паспортные данные и регистрация граждан). Пенсионный фонд РФ (номера страховых свидетельств государственного пенсионного страхования) и МНС России. Эти номера также слабо связаны друг с другом.

    Важное  значение в работе по совершенствованию учета налогоплательщиков  имеет и форма документа о присвоении ИНН. Предлагаемое свидетельство о постановке на учет в определенной степени подходит для предприятий, в крайнем случае, — предпринимателей. Для граждан эта форма мало приемлема в связи с недолговечностью и нестойкостью к разного рода разрушительным воздействиям.

    Для лучшей сохранности документа о  присвоении ИНН необходимо изготавливать  его в виде пластиковой карточки или меньшего размера, например как  пенсионные страховые свидетельства государственного пенсионного страхования.

Информация о работе Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области