Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:54, дипломная работа

Описание

Исходя из этого целью дипломной работы является изучение организации учета налогоплательщиков юридических и физических лиц.
Цель исследования обозначает совокупность задач, которые сводятся к следующему: рассмотреть структуру налоговых органов Российской Федерации; изучить организационно-экономическую структуру МР ФНС России № 1 по Амурской области; изучить организацию учета налогоплательщиков юридических и физических лиц; выявить недостатки в организации учета налогоплательщиков и указать пути их ликвидации с целью увеличения налоговых поступлений.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические основы организации налогового контроля 8
1.1 Задачи налогового контроля на современном этапе 8
1.2 Учет налогоплательщиков и налоговых поступлений налоговыми органами Российской Федерации

14
2 Особенности организации учета налогоплательщиков - юридических и

физических лиц в МР ФНС России № 1 по Амурской области
30
2.1 Организационно-экономическая характеристика МР ФНС России №1 по Амурской области
38
2.2 Особенности регистрации и учета налогоплательщиков 59
2.2.1 Государственная регистрация налогоплательщиков 60
2.2.2 Учет налогоплательщиков 70
2.2.3 Постановка на учет иностранных организаций 85
2.2.4 Анализ работы по учету налогоплательщиков, борьба с

уклонением от постановки на учет
89
2.2.5 Учет сведений о банковских счетах юридических и физических

лиц
95
3 Проблемы и пути совершенствования учета и регистрации

налогоплательщиков
99
3.1 Проблемы учета и регистрации налогоплательщиков 99
3.2 Пути совершенствования учета и регистрации налогоплательщиков 105
Заключение 116
Библиографический список 122

Работа состоит из  1 файл

учет налогоплательщиков.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

    В настоящее время широко распространена ситуация, когда у организации в учредительных документах в качестве места нахождения организации указан один адрес («юридический» адрес), а фактически организация находится по другому адресу, по которому, как правило, и осуществляется основная деятельность – имеется арендованное (в собственности) помещение, оборудованы стационарные рабочие места. При этом постановку на налоговый учет организация осуществляет по «юридическому адресу» /23, с. 163/.

    Проблема  несоответствия «юридического» и «фактического» адреса становится очень острой, когда речь касается вопроса о необходимости постановки на учет в налоговых органах по «фактическому» адресу.

    Вопрос  несоответствия «юридического» и «фактического» адресов особо принципиален в случаях, когда у организации юридический адрес в одном городе, а фактическое место нахождение организации – в другом, поскольку непосредственно затрагиваются интересы бюджетов разных субъектов.

    Согласно  ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

    В соответствии со ст. 11 НК РФ местом нахождения организации является место ее государственной регистрации. К сожалению, на этом и заканчиваются все определенности.

    Согласно  п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место  нахождения юридического лица определено как место его государственной регистрации, если иное не установлено законом.

    К сожалению, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129 - ФЗ «О регистрации юридических лиц» не устранил все пробелы, существовавшие до его принятия. Закон не вносит абсолютной ясности в вопрос, касающийся определения места государственной регистрации. Пункт 2 ст. 8 закона определяет, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Путем логических умозаключений можно предположить, что место государственной регистрации – это адрес, по которому была осуществлена государственная регистрация организации. Однако, это только предположение /29,с. 109/.

    Так, если все-таки у организации не совпадают  адрес, указанный в уставе и адрес, где организация фактически расположена, можно встать на учет как обособленное подразделение по месту фактического нахождения и настаивать на том, что по месту юридического адреса находятся органы управления организации, даже если нет никаких прав на помещение по данному адресу. Положение о регистрации запрещает требовать документы, подтверждающие место нахождения по юридическому адресу. Налоговые инспекции тоже не имеют право требовать такие документы при постановке на учет.

    Вариант второй – регистрировать изменения в устав каждый раз, как только организация меняет адрес своего места нахождения. Этот вариант юридически более корректен, поскольку в случае, когда организация регистрируется по месту фактического нахождения как обособленное подразделение, очень большой соблазн проверить, есть ли что-нибудь по юридическому адресу и если нет, то настаивая на том, что организация фактически внесла изменения в устав, изменив свое место нахождения и не зарегистрировала изменения.

    Не  совсем понятен порядок, в котором  налоговые органы должны привлекать к ответственности за не постановку на учет по месту нахождения организации или месту нахождения обособленного подразделения. Да, действительно, ст. 116 и 117 НК РФ предусматривают ответственность за нарушение сроков постановки на учет и уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Если организация нарушает сроки постановки на учет – это одно, а если она вообще не встает на учет по месту нахождения обособленного подразделения или новому месту нахождения? Ст. 117 НК РФ сформулирована нечетко, в ней идет речь о ведении деятельности без постановки на учет вообще, но ведь, как правило, организации стоят на учете хотя бы по “юридическому” адресу. Это, во-первых.

    Во-вторых, если налогоплательщик не уплачивает штрафные санкции самостоятельно, налоговая инспекция может взыскать их только через суд. Это предусмотрено ст. 104 НК РФ. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании штрафных санкций (при этом обязателен претензионный порядок урегулирования спора: налогоплательщику направляется предложение добровольно уплатить сумму штрафа). В общем случае, вынесение решения о привлечении налогоплательщика к ответственности производится по итогам выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ). По результатам камеральной проверки направляется требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При этом в НК РФ нигде не указано в какой форме должно составляться требование об уплате штрафных санкций. Условия, содержащиеся в ст. 69 - 71 относятся к требованиям об уплате налогов, пеней, но ничего не сказано про штрафы /21, с. 99/.

    Внесение  в НК РФ поправки, устанавливающей, что постановка на учет осуществляется налогоплательщиком по месту нахождения не менее 70 – 80 % его основных фондов, а также по месту осуществления им не менее 50 % своей финансово-хозяйственной деятельности и запрещающей регистрацию юридических лиц – коммерческий организаций в жилых помещениях, позволит исключить возможность недобросовестным налогоплательщикам бросить предприятие, а налоговым органам позволит иметь объект для принудительного взыскания накопленной недоимки. Здесь же должны быть четко регламентированы  сроки и место регистрации хозяйствующих субъектов, порядок постановки на налоговый учет.

    Предложенные  выше меры по повышению эффективности  учета налогоплательщиков ориентированы, прежде всего, на исключение из ЕГРН налогоплательщиков, не представляющих бухгалтерскую и налоговую отчетность и предотвращению случаев их появления.

    Для разрешения проблемы «мертвых душ»  надо разработать упрощенную процедуру  исключения «мертвых» организаций  из Единого государственного реестра  юридических лиц. В законодательство необходимо внести соответствующие изменения.

    Подспорьем  может стать опыт других государств. Упрощенная процедура ликвидации недействующих  организаций существует в Швеции и Великобритании. В этих странах непредставление в течение полугода в регистрирующий орган отчета служит основанием для внесения в реестр записи о ликвидации организации. Естественно, организация может оспорить это решение в суде.

    В нашем случае процедура могла  бы быть такой. На основании данных банков и собственной информации налоговые органы публикуют перечень организаций, не представивших сведения о себе. Затем в ЕГРЮЛ вносится запись об исключении таких лиц из государственного реестра. Сведения об этом представляются во внебюджетные фонды и другие ведомства. Если организация, исключенная из государственного реестра, все же заявит о себе, на основании решения суда либо налогового органа запись о ее исключении из реестра будет отменена /29, с. 115/.

    Подобный  порядок не ущемляет права организаций  и позволяет создать систему  сбора достоверной информации об организациях, ведущих деятельность на территории России.

    Руководитель  Департамента государственной регистрации  и учета юридических и физических лиц министерства Сергей Дуканов предложил, каким образом, не нарушая Закон о регистрации можно ликвидировать фирмы, которые физически не существуют. Прежде всего процедура упрощенной  ликвидации будет проходить публично. МНС опубликует соответствующее объявление о ликвидации в своем специализированном печатном издании, и если в течение шести месяцев с момента публикации налоговые инспекции не почувствуют никакого движения ни со стороны кредиторов этой организации, ни с других юридических и физических лиц, то будут вправе принять решение о закрытии этой фирмы. «Поскольку процедура осуществляется публично, - утверждал С.Дуканов, - ни о каком нарушении прав кредиторов – главном пункте преткновения закона – речь не идёт» /33 .с.3/                    

    Для исключения случаев создания и регистрации  новых предприятий одним физическим лицом, необходимо в законодательном  порядке разрешить регистрацию нового предприятия в том случае, если за его учредителями не числится задолженность перед бюджетом по ранее созданным предприятиям. Для этого в пакет документов на регистрацию предприятия следует включить справку из налоговой инспекции о сдаче отчетности, отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и штрафам и наличии на балансе имущества, достаточного для формирования уставного фонда нового предприятия (предприятий). Если юридическое лицо ранее уже учреждало предприятия, такие справки должны быть представлены по каждому из                                                                                  них /30, с.45/.

    Граждан, выступающих в качестве учредителей, необходимо проверять по базе данных МВД России на предмет реальности их паспортов. В случае если гражданин учреждает предприятия одно за другим, необходимо в пакет документов на регистрацию нового предприятия включить справку налоговой инспекции о представлении этим гражданином декларации о доходах, а также справку о налоговой дисциплине ранее учрежденного предприятия (предприятий).

    ФНС производится работа по формированию справочника недействительных паспортов. Применение такого справочника позволит выявить и пресечь использование данных недействительных паспортов при государственной регистрации.

    Для предотвращения случаев укрывательства от постановки на налоговый учет с целью уклонения от уплаты налогов, необходимо законодательно предусмотреть взыскание штрафа за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет в размере всей суммы доходов, полученных за период деятельности без постановки на учет. Штрафные санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ нужно применить именно к должностным лицам организаций, не обеспечившим своевременную постановку на учет.

    Необходимо  законодательно оформить процедуру розыска предприятий и организаций, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, а так же тех, кто, встав на учет, не предоставляет никакой отчетности.

    Следует установить жесткий контроль за деятельностью  «юридических» фирм и отдельных граждан, занимающихся за вознаграждение созданием и регистрацией в различных государственных организациях новых предприятий, для чего нужно ввести лицензирование деятельности по регистрации предприятий. Номер лицензии регистратора должен проставляться на всех учредительных документах созданных при его участии предприятий. Деятельность регистраторов без лицензии должна быть запрещена /21,с. 97/.

    Следовало бы также предусмотреть в отношении  предприятий-недоимщиков запрет на создание новых зависимых и дочерних обществ, передачу имущества каким-либо организациям.

    Конечно, процедура государственной регистрации  должна быть не сложной, однако необходимо предъявлять более жесткие требования к документам, представляемым на государственную регистрацию.

    Решить  проблему значительных затрат времени  и средств при получении информации из банков об открытых налогоплательщиком счетах, можно путем отказа от порядка, установленного Указом № 1212, то есть от информирования налоговой инспекцией банка о том, что его сообщение об открытии счета получено.

    Для решения проблемы с ограниченностью  учетной сферы применения ИНН  предлагается организовать единую базу данных о физических лицах для  их учета в регистрирующих органах. Кроме того, для лучшей сохранности  документа о присвоении ИНН, необходимо изготавливать его в виде пластиковой карточки или меньшего размера, например как пенсионные страховые свидетельства государственного пенсионного страхования

    В целях ликвидации излишних административных барьеров и упрощения процедуры начала хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя разработана концепция «одного окна», предусматривающая одновременную с государственной регистрацией постановку на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах (ПФ России, ФСС России, ФФОМС), а также присвоение соответствующих кодов органами Госкомстата России на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы /33,с. 3/.

    Реализация  концепции «одного окна» предполагает однократное обращение в регистрирующий орган (ФНС России) организации или индивидуального предпринимателя с одним пакетом документов. На шестой день обратившиеся получают свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и свидетельство о постановке на налоговый учет, служащие основанием для открытия счета в банке.

    Организации и индивидуальные предприниматели будут полностью освобождены от необходимости обращения во внебюджетные фонды. Вес данные о заявителе будут передаваться налоговыми органами во внебюджетные фонды и органы статистики /33,с. 3/.

    Особое  значение, имеют поправки, вносимые в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет осуществляться только на основании свидетельств о государственной регистрации, а также свидетельств о постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе.

Информация о работе Учет налогоплательщиков юридических и физических лиц в МИ №1 управления ФНС по Амурской области