Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:08, реферат

Описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...5
1.2 Требования к учетной политике организации……………………..7
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………..8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………10
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………..14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Рабочий план счетов……………………………………………….17
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации………………………………………………………………………18
2.3 Методологические аспекты учетной политики…………………..22
2.3.1 Учет основных средств……………………………………...22
2.3. 2 Учет нематериальных активов…………..………………….27
2.3.3 Учет материально-производственных запасов……………31
2.3.4 Учет займов и кредитов……………………………………..37
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Работа состоит из  1 файл

готовая бухуч..docx

— 81.04 Кб (Скачать документ)

Срок товарного кредита  прошел, организации пришло время  возвращать его. Это оформляется  следующими записями:

Д-т 66 К-т 91- отражена в составе  прочих доходов организации сумма  займа, указанная в договоре.

Д-т 91-2 К-т 10 - списана стоимость  материалов, подлежащих передаче организации-заимодавцу.

Д-т 91-2 К-т 68 - отражен НДС  по передаваемым ценностями.

Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету входящий НДС по принятым ранее по договору товарного кредита ценностям.

Теперь рассмотрим учет тех  же товаров у организации-заимодавца.

При выдаче займа делаются такие записи:

Д-т 58 К-т 91 - отражена стоимость  имущества, указанная в договоре займа, на счете 58 "Финансовые вложения".

Д-т 91 К-т 68 - НДС по операции, подлежащий уплате (моментом реализации признается отгрузка ценностей).

Д-т 91 К-т 10 - учетная стоимость  материалов, передаваемых по договору займа.

Теперь заимодавцу возвращают материалы:

Д-т 10 К-т 91 - возвращены материалы.

Д-т 19 К-т 91 - возвращен НДС, который можно будет принять  к зачету.

Д-т 91 К-т 58 - списана стоимость  финансовых вложений (займа) на расходы  организации.

Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету НДС, относящийся к возвращенным материалам.

Здесь надо отметить счет 58 "Финансовые вложения" - помимо, собственно, финансовых вложений, он используется для учета займов, которые дает организация.

Если договор предусматривает  уплату процентов, например, в денежной форме, то у заемщика мы делаем такие  записи:

Д-т 91 К-т 66 - на сумму процентов, начисленных к уплате.

Д-т 66 К-т 51 - уплачены проценты за пользование товарным кредитом.

У получателя денежных средств (у заимодавца) мы делаем такую запись:

Д-т 51 К-т 76 - на сумму полученных процентов.

В соответствии с подпунктом 15 п. 3. ст. 149 НК РФ, НДС не облагаются операции по предоставлению займов в  денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Если бы проценты были возвращены в виде материалов, операции по их получению  подлежали бы обложению НДС.

Кредиты можно подразделить на нецелевые - то есть такие, средства которых организация-заемщик может  потратить на любые цели, и целевые - такие, которые берутся для определенной цели. Если заемщик использовал полученный кредит на цели отличные от тех, которые  указаны в договоре, его ждут неприятности.

 

ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ  ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

В настоящее время организации  должны оформлять как минимум  два вида внутренних нормативных  документов: учетную политику для  целей бухгалтерского учета и  учетную политику для целей налогообложения. Все аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского учета регламентируются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ 1/2008, утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Впервые понятие "учетная  политика для целей налогообложения" получило нормативное закрепление  со вступлением в силу главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Так, согласно п.1 ст. 167 НК РФ в учетной  политике для целей налогообложения  определяется дата возникновения обязанности  по уплате НДС (дата реализации): по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов или по мере поступления денежных средств. В  том случае, если организация не указала в учетной политике для  целей налогообложения, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) она будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то применяется способ определения  даты реализации по мере отгрузки и  предъявления покупателю расчетных  документов.

Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вступил в  действие с 1 января 2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость  формирования учетной политики для  целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие  обязательного отражения в учетной  политики для целей налогообложения.

В учетной политике необходимо указать – какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет  применяться при их списании в  производство, а также какой метод  списания себестоимости покупных товаров  и ценных бумаг следует применять  при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие  методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени  приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров  налогоплательщик вправе уменьшить  доходы от реализации на стоимость  приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени  приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических  особенностей невозможно применение методов  ФИФО и ЛИФО).

1) При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

2) Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

3) В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту.

4) Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.

5) В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.

6) В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

7) Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

8) Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению.

Кроме вышеперечисленных  элементов учетной политики, которые  являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые  рекомендуется отразить в учетной  политике для целей налогообложения.

1) В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация - метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

2) Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3) В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

4) В соответствии со ст. 266 НК РФ организации имеют право на формирование резерва по сомнительным долгам. При этом, под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января 2002 года организации смогут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию, товары, работы, услуги, а по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам.

5) Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.

6) Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. [17, С.35]

Необходимо отметить, что  в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена  обязанность организации представлять в территориальные налоговые  органы, утвержденную приказом организации  учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить  копию учетной политики в налоговый  орган по месту нахождения, хотя единственным элементом учетной  политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход  на уплату ежемесячных авансовых  платежей исходя из фактической прибыли.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие моменты  бухгалтерского учета, как учетная  политика предприятия, основные положения  и значения, нормативная база регулирования.

Учетная политика трактуется как выбранная совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным наблюдением, стоимостным измерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием для обоснования и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. В ней должны быть отражены все особенности методов ведения бухгалтерского учета в организации.

Информация о работе Учетная политика организации