Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:08, реферат

Описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...5
1.2 Требования к учетной политике организации……………………..7
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………..8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………10
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………..14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Рабочий план счетов……………………………………………….17
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации………………………………………………………………………18
2.3 Методологические аспекты учетной политики…………………..22
2.3.1 Учет основных средств……………………………………...22
2.3. 2 Учет нематериальных активов…………..………………….27
2.3.3 Учет материально-производственных запасов……………31
2.3.4 Учет займов и кредитов……………………………………..37
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Работа состоит из  1 файл

готовая бухуч..docx

— 81.04 Кб (Скачать документ)

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация имущества  производится по его местонахождению  и материально ответственному лицу. Инвентаризации подлежат все имущество  организации независимо от его местонахождения  и все виды финансовых обязательств.

В зависимости от степени  охвата проверкой имущества и  обязательств организации различают  полную или частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.п.

Инвентаризации могут  быть плановыми, которые проводят в  заранее установленные сроки, и  внезапными, которые проводят, чтобы  установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей  организации, по требованию ревизоров, следственных комитетов и контрольных органов. [15, С.155]

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными задачами инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) контроль за сохранностью ТМЦ и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3) выявление ТМЦ, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;

4) проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

5) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия в составе: председателя комиссии - руководителя организации или его  заместителя, членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных  подразделений, представителей общественности (Пример приказа о назначении инвентаризационной комиссии в приложении 3). В состав инвентаризационной комиссии можно  включать представителей службы внутреннего  аудита организации, независимых аудиторских  организаций. Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации  приказом или распоряжением.

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии проводят инструктаж рабочих  комиссий, осуществляют контрольные  проверки, рассматривают объяснения материально ответственных лиц, допустивших недостачу. Рабочие  комиссии непосредственно осуществляют инвентаризацию ТМЦ и денежных средств  в местах хранения и производства.

Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета  в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при  проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. (пример инвентаризационной описи в  приложении 4). Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем  порядке:

1) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты. [14, С.61]

Объекты основных средств, оказавшиеся  в излишке или ранее не учтенные, подлежат зачислению на баланс с отнесением остаточной стоимости на финансовые результаты, отражается проводкой :

Д-т 01 К-т 91/1 излишки ОС приходуются.

При недостаче остаточная стоимость списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей», отражается проводкой:

Д-т 94 К-т 01 списывается остаточная стоимость объекта на счет недостач и потерь.

Недостача относится на материально  ответственных лиц (в дебет счета 73/2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба») или расходы организации (дебет счета 91/2 «Прочие расходы»), а в случае стихийных бедствий в дебет счета 99 «Прочие убытки». Отражается проводками:

Д-т 73/2 К-т 94 – отражается дебиторская задолженность материально  ответственного лица.

Д-т 50 К-т 73/2 – отражается погашение задолженности по недостачам.

Д-т 73/2 К-т 94 – если вина материально  ответственного лица не установлена, то сумма недостачи списывается  на прочие финансовые расходы.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы  может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и  того же наименования и в тождественных  количествах.

 

 

 

2.3МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.3.1 УЧЕТ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

Основные средства (ОС)–  это имущество организации, используемое в качестве средств труда, и сроком использования более 1 года.

Особенностью основных средств  заключается в том, что свою первоначальную стоимость они переносят на готовую  продукцию путем начисления амортизации.

Существуют три оценки основных средств:

1) Первоначальная стоимость – совокупность затрат по приобретению, монтажу основных средств и по их строительству.

2) Остаточная стоимость – сумма разницы между первоначальной стоимостью объекта и амортизацией по этому объекту.

Остаточная стоимость  определяется в следующих случаях: при выбытии основных средств, при  составлении бухгалтерского баланса.

3) Восстановительная стоимость – стоимость основных средств на момент их переоценки (учитывается на счете 01 «Основные средства»).

При определении рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:

- о ценах на аналогичные активы, полученные в письменной форме от организаций изготовителей;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

- экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных активов.

Для учета амортизации  используется пассивный счет 02 «Амортизация ОС». По К-ту счета 02 отражается начисление амортизации. По Д-ту счета 02 отражается списание амортизации в связи  с выбытием объектов.

Поступление ОС в организацию  может быть:

1) в качестве вклада в уставной капитал. Это отражается проводками:

Д-т 75 К-т 80 - отражается дебиторская  задолженность учредителей по формированию уставного капитала.

Д-т 08/4 К-т 75 - отражается сумма  вложений во внеоборотные активы путем  взноса учредителя объектами ОС.

Д-т 01 К-т 08/4 – по акту приемки-передачи объекты приняты в состав ОС.

2) Приобретение ОС от поставщиков за плату:

Д-т 08/4 К-т 60 – отражаются затраты по приобретению ОС.

Д-т 19 К-т 60 – предъявлен НДС  поставщиком.

Д-т 08/4 К-т 60 – отражаются транспортные расходы по доставке ОС.

Д-т 19 К-т 60 – НДС по транспортным услугам, предъявленный поставщиком.

Д-т 01 К-т 08/4 – по акту приемки-передачи объект оприходован в состав ОС.

Д-т 68 К-т 19 – возмещается  НДС, предъявленный поставщиком  за счет бюджета.

3) Поступления ОС по договору дарения (безвозмездное поступление):

Д-т 08/4 К-т 98/2 – отражаются вложения во внеоборотные активы.

Д-т 01 К-т 08/4 – объект принят в состав ОС.

Д-т 20 К-т 02 – начисляется  амортизация по полученным объектам.

Д-т 98/2 К-т 91/1 – доля расходов будущих периодов учитывается в  составе прочих финансовых доходов  в сумме начисленной амортизации.

4) Строительство объектов для своих нужд:

Д-т 08/3 К-т 60 – отражаются затраты по строительству подрядным  способом.

Д-т 01 К-т 08/3 – объект принят в состав ОС.

В бухгалтерии на основании  актов приемки-передачи ОС заполняются  инвентарные карточки по учету ОС. При передаче ОС со склада в эксплуатацию (например, в цех или отдел) оформляется  накладная на внутреннее перемещение.

Если стоимость объекта  не превышает 20 000 рублей за единицу, то их стоимость можно списывать  в себестоимость продукции, работ, услуг. С Д-та 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу» в К-т 01 «Основные  средства».

Если стоимость объекта  более 20 000 рублей за единицу, то их передача со склада в эксплуатацию отражается как внутреннее перемещение.

Однако с 01 января 2011 года изменился стоимостной критерий для амортизируемого имущества  для основных средств. Лимит первоначальной стоимости таких объектов вместо прежних 20 000 рублей теперь равен 40 000 рублей. Это прописано в новой редакции п. 1 ст. 256 НК РФ. Причем срок полезного  использования амортизируемого  имущества остался тот же более 12 месяцев.

Пороговую сумму поправили  соответственно и в п. 1 ст. 257 НК, где  раскрывается понятие ОС. Это значит, что все, что не дороже 40 000 рублей, можно тепе6рь считать малоценным и смело списывать всю стоимость  единовременно на текущие расходы  отчетного периода.

Применять столь выгодный порядок можно лишь в отношении  того имущества, которое ввели в  эксплуатацию 01 января 2011 года и позже. Хотя приобрести его могли и в  конце прошлого года. [16, С.22]

Согласно пункту 17 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, стоимость ОС погашается путем  начисления амортизации. Амортизация  начисляется по всем объектам, кроме:

– объектов жилищного фонда;

– объектов внешнего благоустройства, объектов лесного и дорожного хозяйства;

– земельных участков и объектов природопользования и т.д.

Амортизация по каждому объекту  начисляется с 01 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к  учету.

В бухгалтерском учете  существуют следующие способы начисления амортизации:

1. Линейный. Сумма начисленной амортизации определяется путем умножения первоначальной стоимости объекта на норму амортизации.

При расчете нормы амортизации  необходимо знать срок полезного  использования объекта (определено в постановлении правительства  «О классификации ОС, включаемых в  амортизационные группы). Норма амортизации  определяется как деление единицы  на срок полезного использования.

2. По сумме чисел лет. Начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе указывается число лет, оставшихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе указывается сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

3. Способ уменьшения остатка. При этом способе начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости на начало каждого отчетного года и нормы амортизации.

Чтобы самортизировать объект за все 5 лет, обычно норма амортизации  увеличивается в 2 раза.

4. Пропорционально объему продукции, работ, услуг. Сумма амортизации определяется путем умножения нормы амортизации на фактический выпуск продукции. Норма амортизации определяется как отношение первоначальной стоимости объекта к предполагаемому объему выпуска продукции.

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного  использования объектов, входящих в  эту группу.

Информация о работе Учетная политика организации