Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:08, реферат

Описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...5
1.2 Требования к учетной политике организации……………………..7
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………..8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………10
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………..14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Рабочий план счетов……………………………………………….17
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации………………………………………………………………………18
2.3 Методологические аспекты учетной политики…………………..22
2.3.1 Учет основных средств……………………………………...22
2.3. 2 Учет нематериальных активов…………..………………….27
2.3.3 Учет материально-производственных запасов……………31
2.3.4 Учет займов и кредитов……………………………………..37
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Работа состоит из  1 файл

готовая бухуч..docx

— 81.04 Кб (Скачать документ)

– фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);

– планово-расчетные цены;

– средняя цена группы материалов.

Исчисление фактической  себестоимости заготовления каждого  вида сырья и материалов требует  значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость  заготовления исчисляет лишь небольшая  часть организаций по основным видам  сырья или материалов. В большей  части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам.

При синтетическом учете  материальных ценностей по фактической  себестоимости отклонения фактической  себестоимости материалов от средней  покупной цены или от плановой себестоимости  учитывают на отдельных аналитических  счетах по группам материалов.

При синтетическом учете  материальных ценностей по учетным  ценам отклонения фактической себестоимости  материальных ценностей от стоимости  их по учетным ценам учитываются  на синтетическом счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Сырье и материалы поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного  расчета, от списания пришедших в  негодность основных средств и собственного производства.

При отсутствии расхождений  между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки  приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют  штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при  этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет  акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в  качестве первичного документа применяют  товарно-транспортную накладную. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Отпуск материалов со складов  производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной  на замену (дополнительный отпуск материалов). При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом  на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией  с участием материально ответственного лица.

В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации  по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах  первый сдается в бухгалтерию  под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Синтетический учет производственных запасов ведется на синтетических  счете 10 "Материалы". Учет материальных ценностей ведется по фактической  себестоимости или по учетным  ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости в  дебет материальных счетов относят  все расходы по их приобретению. Отражается проводками:

Д-т 10 К-т 60 – получены МПЗ  на склад от поставщика

Д-т 10 К-т 71 – израсходованы  подотчетные суммы на приобретение МПЗ.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости, отражается проводкой  Д-т 10 К-т 91.

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются  на учет по рыночной стоимости, отражается проводкой Д-т 10 К-т 98. По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия их стоимость отражается проводкой Д-т 98 К-т 91.

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают  с кредита материальных счетов в  дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в  течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую  проводку:

Д-т 20 К-т 10 – материалы  отпущены основному производству.

Д-т 23 К-т 10 – материалы  отпущены вспомогательным производствам.

Проданные материалы списывают  с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

При списании материалов вследствие непригодности их фактическая себестоимость  списывается со счета 10 "Материалы" (а при использовании учетных  цен для синтетического учета  материалов и со счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей") в дебет счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

В зависимости от конкретных причин списания со счета 84 списанные  материалы относят на счета учета  затрат на производство и издержек обращения, расчетов по возмещению материального  ущерба (счет 76) или финансовых результатов (счет 91).

При синтетическом учете  материальных ценностей по учетным  ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и  приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в  обороте (материалы, товары).

В дебет счета 15 относят  покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили  расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке  и доставке материальных ценностей  в организацию.

МПЗ, фактически поступившие  в организацию, списывают по учетным  ценам, отражается проводкой Д-т 10 К-т 15.

Сумму разницы в стоимости  приобретенных МПЗ, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения и учетных ценах, отражают проводкой Д-т 16 К-т 15. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Израсходованные или проданные  МПЗ списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи  с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонения в стоимости  материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости  приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных  ценах. Этот счет используют только в  том случае, если на счетах 10, 41 синтетический  учет ведут по учетным ценам.

Накопленные на счете 16 разницы  между фактической себестоимостью приобретенных материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным  ценам списывают с кредита  счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или  других счетов, как правило, пропорционально  стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается  списание отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их выявления.

В бухгалтерском балансе  сальдо по счету 16 включается в стоимость  материально-производственных запасов  без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет по счету 16 ведут по группам МПЗ с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

2.3.4 УЧЕТ ЗАЙМОВ  И КРЕДИТОВ

Кредиты и займы играют важную роль в жизни коммерческих организаций. Не стоит думать, что  наличие кредиторской задолженности  организации - это, безусловно, плохо. Дело в том, что кредиты обычно вполне органично вписываются в хозяйственную жизнь организаций. Конечно, если организации достаточно собственных средств для тех или иных операций, она вполне может обойтись без кредита. Ведь кредит - это еще и проценты по нему. Но в некоторых случаях, например - при нехватке денег на текущие операции, при крупных обновлениях основных средств, при сезонном характере работы, когда средства прошлого года подходят к концу, а следующие поступления денег ожидаются не скоро, кредиты способны серьёзно помочь организации. Фактически, "здоровый", с точки зрения финансового анализа, баланс, обычно содержит некоторую долю кредиторской задолженности.

Кредиты и займы - это разные понятия. Кредитам и займам посвящена  гл. 42 ГК РФ "Заем и кредит". Главная  разница между займом и кредитом заключается в том, что денежные средства в кредит могут давать лишь специальные кредитные организации - обычно это банки. А заём может  быть выдан любой организацией.

Еще одно важное различие заключается  в том, что кредит предусматривает  выплату процентов за пользование  им, а заём, в его исходном определении  рассматривается в беспроцентном  виде.

Так же кредит обычно подразумевает  выдачу денежных средств, а заём вполне может быть сделан как в вещественном, так и в денежном виде.

Так, в ст. 819 ГК РФ сказано, что по кредитному договору банк или  иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и  на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В то же время, в ст. 807 ГК РФ дается такое определение займа: по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

На практике для того, чтобы быть уверенными в том, что  заём, который получила ваша организация, беспроцентный, в договоре по данному  займу должно быть прямо указано  на то, что он беспроцентный.

Выдача кредита или  займа обязательно оформляется  в виде договора.

Рассмотрим особенности  отражения кредитов и займов на счетах бухгалтерского учета.

С точки зрения бухгалтерского учета, кредиты и займы бывают краткосрочными (до 12 месяцев) и долгосрочными (свыше 12 месяцев).

Бухгалтерский учет краткосрочных  кредитов и займов ведется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", учет долгосрочных ведется  на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это счета, которые обычно используются как  пассивные. Кредитовый остаток по такому счету означает наличие непогашенных кредитов.

Особенности учета расходов по займам и кредитам регулирует Положение  по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008). В  частности, ПБУ 15/2008 применимо для  учета и отражения в отчетности информации по любым кредитам и займам для всех юридических лиц кроме  кредитных организаций и бюджетных  учреждений.

Основная сумма кредита  или займа отражается в бухгалтерском  учете как кредиторская задолженность. Помимо кредиторской задолженности  на сумму кредита или займа, у  организации появляются расходы, связанные  с выполнением обязательств. Так, это - проценты, причитающиеся оплате заимодавцу (кредитору). В качестве дополнительных расходов здесь могут  появляться суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора) и другие. Расходы по займам и кредитам учитываются обособленно  от основных сумм займов и кредитов. Это обычно делается на различных  субсчетах счетов 66 и 67.

Расходы по займам признаются прочими расходами, исключая ту их часть, которая подлежит включению в  стоимость инвестиционного актива. Инвестиционный актив - это имущественный  объект, подготовка которого к использованию  требует длительного времени. Например, строящийся объект (промышленное сооружение), который после окончания строительства  будет принят к учету. Инвестиционным активам посвящена немалая часть  ПБУ 15/2008.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, по кредиту счетов 66 и 67 учитываются  полученные кредиты. Обычно при получении  кредитов делается запись по дебету счетов учета денежных средств и кредиту  счета 66 или 67.

В общем случае, проценты, причитающиеся к уплате по полученным кредитам и займам отражаются так  же по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции  с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При поступлении материалов делается такая запись:

Д-т 10 К-т 66 - поступили материалы  по договору товарного кредита.

Д-т 19 К-т 66 - отражен НДС  по поступившим материалам. Данный НДС может быть принят к вычету с соблюдением обычных условий  приема НДС к вычету и только после  возврата данного товарного кредита  организацией.

Информация о работе Учетная политика организации