Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:08, реферат

Описание

В современных условиях все более возрастает значение учетной политики в хозяйственной деятельности организации. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...5
1.2 Требования к учетной политике организации……………………..7
1.3 Процесс формирования учетной политики………………………..8
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики………………………10
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ………..14
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Рабочий план счетов……………………………………………….17
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации………………………………………………………………………18
2.3 Методологические аспекты учетной политики…………………..22
2.3.1 Учет основных средств……………………………………...22
2.3. 2 Учет нематериальных активов…………..………………….27
2.3.3 Учет материально-производственных запасов……………31
2.3.4 Учет займов и кредитов……………………………………..37
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Работа состоит из  1 файл

готовая бухуч..docx

— 81.04 Кб (Скачать документ)

На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения  учета влияют различные факторы.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться  важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

 

1.4 ИЗМЕНЕНИЕ  И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Изменение учетной политики организации может производиться  в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;

- не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации.

Пример:

Компания «А» начала развитие новой производственной линии с 1 января 2001 года и все затраты, связанные  с запуском линии, в соответствии с МСФО 16 «Основные средства»  и МСФО 38 «Нематериальные активы» (предполагалось, что введение в  действие новой линии приведет к  увеличению стоимости гудвилла компании) отражала как вложения в основные средства и нематериальные активы. В 2004 году директора компании решили, что в этом году и в будущем  затраты на развитие производства должны отражаться как текущие расходы  по счету прибылей и убытков. Данное изменение было вызвано тем, что  будущая экономическая эффективность  вложений была поставлена под сомнение. Финансовая информация до внесения изменений  в учетную политику приведена  в табл. 1.

В отчете об изменении капитала за 2003 год была отражена следующая  информация (в тыс. долл. США): – нераспределенная прибыль прошлых лет – 3040;

– прибыль отчетного периода  – 2150;

– нераспределенная прибыль  на конец отчетного периода – 5190.

В связи с изменением в  учетной политике предприятия требуется  внести корректировки в отчетность прошлых периодов, которая подпадает  под данное изменение, как если бы новая учетная политика применялась  и в прошлых периодах (списание всех затрат на развитие как текущих  расходов по счету прибылей и убытков). Следовательно, необходимо скорректировать (увеличить) затраты на текущие расходы прошлых периодов:

+ 400 тыс. долл. США за 2001 год;

+ 340 тыс. долл. США за 2002 год;

+ 350 тыс. долл. США за 2003 год. Таким образом, нераспределенная  прибыль компании по состоянию  на конец 2004 года должна быть  на 1090 тыс. долл. США меньше, чем  ранее отраженная прибыль в  размере 5190 тыс. долл. США (см. табл. 2).

При внесении изменений в  учетную политику компании необходимо раскрыть в отчетности следующие  данные о произошедших изменениях:

– наименование стандарта  или ПКИ, повлекшего за собой изменения  в учетной политике;

– характер изменений в  учетной политике;

– описание принципов осуществления  перехода на новую учетную политику;

– сумма корректировки  за текущий и предыдущие периоды;

– описание и объяснение того, как будут вноситься изменения  в учетной политике в отчетность в тех случаях, когда корректировка  предыдущих периодов неоправданна.

Таблица 1 – Затраты на развитие новой производственной линии, тыс. долл. США

Год

Вложения в основные средства и  нематериальные активы

Затраты на текущие расходы (учтены в отчете о прибылях и убытках)

Всего затраты на развитие

2001

400

-

400

2002

340

300

640

2003

350

460

810


 

Таблица 2 – Скорректированный отчет об изменениях капитала за 2004 год, тыс. долл. США

 

Статья

2004 год

2003 год

Нераспределенная прибыль на начало года: до корректировки корректировка  после корректировки

5190 (1090) 4100

3040 (740) 2300

Чистая прибыль отчетного периода

4760

18001

Нераспределенная прибыль на конец  отчетного периода

8860

4100

1 Прибыль по первоначальной отчетности за 2003 год до корректировки 2150 тыс. долл. США за вычетом затрат по развитию, несписанных в течение года в сумме 350 тыс. долл. США, составляет 1800 тыс. долл. США.


 

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом  его утверждения. Если иное не следует  из причин ее изменения. Например, при  проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной  политики не с начала отчетного года.

При изменении или дополнении учетной политики нет необходимости  переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые уже в действующую учетную  политику предприятия.

Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).

Обязанность по приданию гласности  бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с  пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие  свою бухгалтерскую отчетность полностью  или частично:

- согласно законодательству Российской Федерации;

- согласно учредительным документам;

- по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие  учетной политики организации не является обязательным.

Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет  отнести к заинтересованным пользователям  бухгалтерской отчетности, в частности:

- учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

- территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

- орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

- вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

- налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

 

1.5 НОРМАТИВНАЯ  БАЗА ПО СОЗДАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  В РФ

 

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и  составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень – законодательные документы (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны.

Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н).

Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня.

Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной  политики организаций являются следующие  документы:

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика  организации»,утвержденное приказом  Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

- Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

- ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

- ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

- ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;

- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

- ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых  также рассматриваются вопросы  учетной политики и которыми следует  руководствоваться при ее выборе, являются:

-  Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА  УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 РАБОЧИЙ ПЛАН  СЧЕТОВ

 

Согласно закона о бухгалтерском  учете, при принятии учетной политики, организация должна утвердить рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности.

В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности является типовым для  предприятий всех организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета  по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов.

Переход на новый план счетов можно было осуществлять либо с 1 января 2010 г., либо на 31 декабря 2009 г., так как  переход на новый план счетов в  течение года может вызвать определенные трудности с составлением промежуточной  бухгалтерской и налоговой отчетности. Переход организации с нового года на новый план счетов должны быть зафиксирован в приказе об учетной  политике.

На основании результатов  проведенной инвентаризации организация  приступает к переносу остатков по счетам плана действующего и вновь  введенного.

Бухгалтерские проводки, выполненные  в целях перехода к новому плану  счетов бухгалтерского учета, необходимо отразить во внутреннем документе организации  – бухгалтерской справке, которая  также составляется бухгалтером  организации в данном отчетном периоде.

Основная цель разработки рабочего плана счетов – построить  такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности  в аналитике не только для структурных  подразделений, но и для всех целей  ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение  статистического учета.

 

2.2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ  ОРГАНИЗАЦИИ

Информация о работе Учетная политика организации