Учетная политика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие учетной политики, все его аспекты и особенности и, опираясь на нормативные документы, определить его значимость в бухгалтерском (и частично в налоговом) учете.
Задачи работы:
1. Раскрыть особенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и охарактеризовать основные допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики.
2. Рассмотреть организационный и технический аспекты учетной политики, раскрыть их содержание, а также выделить методологический аспект учетной политики, определить его значимость и наиболее полно охарактеризовать дынный аспект в части основных средств.
3. Рассмотреть все возможные варианты и случаи изменения учетной политики организации и все аспекты раскрытия ее в бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
§ 1. Понятие категории «учетная политика»………………………………………...5
§ 2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики организации……………………………………………………………………………8
§ 3. Организационно-технические аспекты учетной политики……………………17
§ 4. Методологический аспект учетной политики в части основных средств……23
§ 5. Изменение учетной политики и раскрытие ее в бухгалтерской отчетности…33
Заключение……………………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

курсач поменьше.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

(ГОУВПО ТвГУ)

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По бухгалтерскому финансовому учету

 

Тема: Учетная политика организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Введенская Елена Владимировна

Специальность бухгалтерский учет, анализ и аудит

2 курс

Группа 32

Дневная форма обучения

 

Научный руководитель:

Косарская Н. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь

2011

План курсовой работы.

 

Введение……………………………………………………………………………….3

§ 1. Понятие категории «учетная политика»………………………………………...5

§ 2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики организации……………………………………………………………………………8

§ 3. Организационно-технические аспекты учетной политики……………………17

§ 4. Методологический аспект учетной политики в части основных средств……23

§ 5. Изменение учетной политики и раскрытие ее в бухгалтерской отчетности…33

Заключение……………………………………………………………………………39

Список используемой литературы…………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

              Тема курсовой работы – учетная политика организаций. Несомненна актуальной данной темы, так как формирование рыночных отношений предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету. С одной стороны, эти требования определены в Законе «О бухгалтерской учете». С другой – при общей концепции организации бухгалтерского учета, регламентированной данным Законом и другими нормативными правовыми документами, организация должна самостоятельно, сообразуясь с накопленным опытом, переориентировать сложившуюся практику организации этого учета на решение новых задач, стоящих перед ней в условиях рынка. Речь идет о создании и освоении нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета, и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, а также методами анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений.

Эти подходы предприятие реализует путем разработки учетной политики. А правильно подготовленная и вовремя принятая учетная политика (как для налогового, так и для бухгалтерского учета) позволит организации минимизировать налоги, оптимизировать учетные процессы, ускорить получение информации для принятия управленческих решений и грамотно вести бухгалтерский учет.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия», утвержденном Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н, изменено приказом Минфина России от 11.03.2009 № 22н).

Об учетной политике также говорится в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», принятом Государственной Думой РФ 23.02.1996 N 129-ФЗ. (ред. от 28.09.2010), в части первой Налогового кодекса от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят Государственной Думой РФ 16.07.1998, ред. от 29.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) и некоторых других нормативных документах, на которые автор в основном и будет опираться в своей работе.

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие учетной политики, все его аспекты и особенности и, опираясь на нормативные документы, определить его значимость в бухгалтерском (и частично в налоговом) учете.

Задачи работы:

1.         Раскрыть особенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и охарактеризовать основные допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики.

2.         Рассмотреть организационный и технический аспекты учетной политики, раскрыть их содержание, а также выделить методологический аспект учетной политики, определить его значимость и наиболее полно охарактеризовать дынный аспект в части основных средств.

3.         Рассмотреть все возможные варианты и случаи изменения учетной политики организации и все аспекты раскрытия ее в бухгалтерской отчетности.

Методологический аспект является весьма обширным, поэтому, в целях ограниченности объема работы, автор описал его только в части основных средств.

Результаты проделанной работы представлены ниже.

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие категории «Учетная политика».

 

Учетная политика является вторым по значимости после Устава документом. При грамотном подходе к ее составлению можно оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации. Начиная с 1995 года разработка учетной политики как системы является обязательной для предприятий всех организационно - правовых форм.

              Учетную политику определяет несколько нормативных документов. В частности согласно Положению по бухгалтерскому учету, утвержденному Министерством Финансов РФ от 6 октября 2008 года №106н «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)  под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. А согласно Налоговому кодексу РФ, принятому Государственной Думой РФ 16.07.1998 года N 146 ФЗ (ред. от 29.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010), учетная политика для целей налогообложения - это «выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

              Учетная политика формируется для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

              Учетная политика для целей бухгалтерского учета.

              Учетную политику для целей бухгалтерского учета формирует главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Такое разделение обязанностей позволяет повысить эффективность системы внутреннего контроля за принятием документа.

              В Законе «О бухгалтерском учете» и в ПБУ 1/08 «Учетная политика предприятия», утвержденном приказам Министерством Финансов РФ от 9 декабря  1998 года № 60н, содержится перечень документов, которые составляют комплект учетной политики: положение об учетной политике; рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; форма бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок и правила внутреннего контроля за хозяйственными операциями; Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников учета; Номенклатура дел бухгалтерии; Классификатор нормативных актов по бухгалтерскому учету.

              В соответствии со статьей 6 Закона «О бухгалтерской учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

              Учетная политика должна применяться с 1 января того года, который следует за годом ее утверждения. Ее положения должны применяться всеми подразделениями и филиалами фирмы, независимо от их места расположения.

              Вновь созданная фирма должна оформить и утвердить учетную политику не позднее, чем через 90 дней со дня ее государственной регистрации.

Учетная политика для целей налогового учета.

Для целей налогового учета учетная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Учетная политика для целей налогообложения относится к документам, необходимым для исчисления и уплаты налогов. Законодательством РФ не установлено, что учетная политика для целей налогообложения является составной частью учетной политики для целей бухгалтерского учета. Поэтому, как правило, «налоговая политика» - это отдельный документ.

Детально её составление никак не регламентировано. Пунктом 12. статьи 167 НК РФ установлено, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. В связи с этим можно полагать, что учетная политика для целей налогообложения принимается отдельно в отношении тех налогов, которые уплачивает организация. Например, она может быть составлена по видам налогов, в частности, иметь разделы по ведению учета в целях исчисления НДС и налога на прибыль организаций. Если организация не применяет специальные налоговые режимы, то отражать правила ведения учета в целях исчисления данных налогов не следует.

В налоговой учетной политике не нужно закреплять положения, для которых в налоговом законодательстве четко установлены правила учета. Речь может идти только о ситуациях учета доходов и расходов и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, в которых допускается право налогоплательщика выбрать различные варианты учета. В этом случае выбор закрепляется в учетной политике и применяется, как правило, длительно, иногда не менее 2х лет.

Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику. Такая обязанность прямо не предусмотрена в статье 23 НК РФ, где перечислены основные обязанности организаций. В то же время налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов,  в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Специальной ответственности за непредставление в налоговую инспекцию учетной политике не установлено.

Учетная политика может быть запрошена налоговым органом в ходе проводимой проверки налогоплательщика, документ нужно представить в 10-дневный срок с момента получения требования.

Если организация производит операции, закрепленные в основных положениях НК РФ, содержащих ссылку на учетную политику для целей налогообложения, то следует сделать соответствующий выбор и описать его в своей учетной политике.

Безусловно, при разработке учетной политики также следует учесть те налоговые нововведения, которые действуют с января 2010 года, в частности замену ЕСН взносами в гос. внебюджетные фонды.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что правильно подготовленная и вовремя принятая учетная политика (как для налогового, так и для бухгалтерского учета) позволит организации минимизировать налоги, оптимизировать учетные процессы, ускорить получение информации для принятия управленческих решений и грамотно вести бухгалтерский учет.

 

§ 2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики организации.

 

Все допущения и требования сформулированы в ПБУ 1/08 «Учетная политика».

Термин «допущение» означает базовый принцип, отражающий определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета. Термин «требование» - это основной принцип, который предписывает соблюдение принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета и предполагает обязательное условие их выполнения.

Допущение, в отличие от требования, допускает возможность (то есть необязательность) применения. Однако моменты отступления от допущений должны быть раскрыты в пояснительной записке к годовому отчету с указанием причин. Поэтому допущение представляет собой объективную реальность, а требование – осознанную необходимость.

В основе бухгалтерской учетной политики лежат четыре допущения, перечисленные в п. 5 ПБУ 1/08. Нормативный документ использует термин «предполагается». И это означает, что могут быть исключения из тех норм, правил, которые определены этими четырьмя допущениями.

Допущения.

1. Допущение имущественной обособленности. «При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности)» [ПБУ 1/08 п.5].

В российском бухгалтерском учете предполагается следующая методика учета хозяйственных операций. На балансе организации, как правило, отражается то имущество, собственником которого она является.

Имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащее ей на праве собственности, учитывается за балансом (на забалансовых счетах) по правилам простой бухгалтерии, то есть без использования двойной записи по счетам.

Информация о работе Учетная политика организаций