Учетная политика организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

Цель работы – наиболее полно раскрыть понятие учетной политики, все его аспекты и особенности и, опираясь на нормативные документы, определить его значимость в бухгалтерском (и частично в налоговом) учете.
Задачи работы:
1. Раскрыть особенности учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и охарактеризовать основные допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики.
2. Рассмотреть организационный и технический аспекты учетной политики, раскрыть их содержание, а также выделить методологический аспект учетной политики, определить его значимость и наиболее полно охарактеризовать дынный аспект в части основных средств.
3. Рассмотреть все возможные варианты и случаи изменения учетной политики организации и все аспекты раскрытия ее в бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
§ 1. Понятие категории «учетная политика»………………………………………...5
§ 2. Допущения и требования, реализуемые при формировании учетной политики организации……………………………………………………………………………8
§ 3. Организационно-технические аспекты учетной политики……………………17
§ 4. Методологический аспект учетной политики в части основных средств……23
§ 5. Изменение учетной политики и раскрытие ее в бухгалтерской отчетности…33
Заключение……………………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

курсач поменьше.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

              В случае создания резерва (дебет счета 91, кредит счета 63 «Резерв по сомнительным долгам») эта задолженность исчезла бы из активов организации. Ведь в балансе дебетовые остатки счета 62 уменьшаются на суммы резерва по счету 63.

              Таким образом, предметом учетной политики организации не является решение вопроса о том, создает или не создает организация резерв по сомнительным долгам. В определенных случаях она обязана его создавать. А вот как часто она создает резервы на основании проведенной инвентаризации – вот это является элементом учетной политики организации.

              4. Требование приоритета содержания перед формой. «Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности должно происходить исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования» [ПБУ 1/08 п.6]. Закон о лизинге и законодательство о бухгалтерском учете позволяют по соглашению сторон учитывать имущество либо на балансе собственника – лизингодателя, либо на балансе конкретного пользователя – лизингополучателя. А в соответствии с требованиями приоритета экономического содержания перед правовой формой, если риски и выгоды от использования активов перешли к арендатору (лизингополучателю), то арендуемое имущество (предмет лизинга) должно учитываться на его балансе, а не по выбору сторон.

              5. Требование непротиворечивости. «Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца» [ПБУ 1/08 п. 6].

              6. Требование рациональности. «Рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации» [ПБУ 1/08 п. 6].

             

§ 3. Организационно-технические аспекты учетной политики.

 

              Организационный аспект учетной политики.

В Законе «О бухгалтерском учете» и п. 4 ПБУ 1/08 приведен перечень вопросов, которые должны быть утверждены при формировании учетной политики:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета;

- формы первичных учетных документов, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, регистры бухгалтерского учета;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными организациями;

- способы оценки активов и обязательств;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

              Рабочий план счетов. Согласно статье 6 Федерального закона 21.11.96 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в организации должен быть утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности учета и отчетности.

              Установление единой формы и методов бухгалтерского учета в организации, а также рабочего плана счетов, необходимо для того, чтобы соблюдать сопоставимость данных бухгалтерской отчетности:

- во-первых, в рамках самого предприятия в течении отчетного года;

- во-вторых, в рамках объединения данных бухгалтерской отчетности головного предприятия и его обособленных подразделений;

- в-третьих, в рамках представления бухгалтерской отчетности установленного образца внешним пользователям.

              При наличии на предприятии обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений целесообразно предусмотреть одноименные субсчета по такому подразделению в разрезе всех синтетических и аналитических счетов.

              При наличии на предприятии нескольких видов деятельности также необходимо выделение одноименных субсчетов по различным видам деятельности.

              Выделение отдельных субсчетов является доказательством ведения организацией раздельного учета затрат в целях налога на прибыль и НДС.

              Формы первичных учетных документов. «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет» [Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ]. Установлено, что первичные учетные документы должны приниматься к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации или ведомственных и отраслевых инструктивных нормативных документах, утвержденных в установленном порядке.

              Для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, разрешено использовать формы, утвержденные приказом руководителя, или формы документов, утвержденные приказом руководителя организации-контрагента. Необходимо подчеркнуть, что первичные бухгалтерские документы должны содержать обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

              Бухгалтерии нельзя принимать к учету первичные документы, не содержащие всех обязательных реквизитов.

              В учетной политике организации, в частности в ее приказе, должны найти отражение вопросы об ответственности лиц, на которых возложена обязанность по оформлению и своевременной передаче в бухгалтерию качественно составленных первичных документов.

              Целесообразно также указать, что документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

              Законом РФ № 129-ФЗ установлено, что первичный документ не может быть принят бухгалтерией к учету, если он не подписан теми лицами, которые имеют на это право. В этой связи в организации должен быть специальный приказ о лицах, которым предоставлено право подписи отдельных документов согласно приказу, утвержденному руководителем по согласованию с главным бухгалтером организации.

              Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Одним из обязательных элементов организационной части учетной политики, утвержденных ПБУ 1/08, является утверждение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством.

              Кроме случаев, установленных законодательством, проведение инвентаризации определяется руководителем организации, как элемент учетной политики.

              Элементами учетной политики организации являются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, состав инвентаризационной комиссии.

              Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

              Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Законом РФ №129-ФЗ  специально оговорено, что важнейшей частью учетной политики является разработка и утверждение правил документооборота и технологии обработки учетной информации. Все организации самостоятельно разрабатывают документы, в которых содержится схема или график документооборота.

              В Приказе об учетной политике, как правило, указывается, что создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете надо производить в соответствии с графиком (схемой) документооборота, утвержденным в установленном порядке, однако сам график представляет собой очень часто отдельный документа. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График должен быть оформлен в виду схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения этих работ.

              При установлении сроков передачи документов необходимо учитывать требования ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» к промежуточной бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 48 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года.

              Порядок контроля за хозяйственными организациями. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации целесообразно поручить специальной постоянно действующей комиссии. К системе внутрихозяйственного контроля относятся следующие позиции:

- разделение функций по ведению бухгалтерского учета и контроля, оговоренных в должностных инструкциях;

- установление ответственности работников организации в соответствии с должностными инструкциями;

- соблюдение системы подписания и утверждения первичных бухгалтерских документов;

- организация хранения ценностей, бланков строгой отчетности;

- организация хранения бухгалтерских документов, сдача их в архив, порядок уничтожения после истечения сроков хранения.

              Порядок внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации и состава постоянно действующей комиссии должен быть определен в Приказе об учетной политике организации.

              Технический аспект учетной политики.

              Техническое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой комплекс процедур, реализация которых позволяет обеспечить методологический и организационный аспекты учетной политики на уровне современных требований к постановке бухгалтерского учета, что предполагает наличие:

- рабочего плана счетов, разработанного организацией на базе типового плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и инструкции по его применению;

- альбома форм первичных документов по каждому участку работы бухгалтерии;

- современных средств вычислительной техники, составляющих основу автоматизированной формы бухгалтерского учета;

- кодификаторов объектов систематического и аналитического учета;

- квалификационного уровня бухгалтеров, соответствующего современным требованиям управления организацией;

- комплекса организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по оптимизации учетного процесса;

- организации внутрифирменного контроля;

- соответствующего уровня культуры производственных отношений в коллективе бухгалтерии.

              В приведенном перечне требований, формирующих техническое обеспечение бухгалтерского учета, определяющим является обеспечение квалификационного уровня бухгалтеров, а также соответствующего уровня культуры среди сотрудников бухгалтерского аппарата. Эти два условия особенно важны на стадии внедрения системы управления базой данных (СУБД) и автоматизации документооборота.

              Система организации автоматизированного документооборота поддерживает на заданном уровне стратегическую систему управления, дает возможность учетной обработки всех видов и форм документов, в том числе аудио- и видеодокументов, обеспечивает согласованность с другими подсистемами. Наконец, достоинством данной системы документооборота является поддержка многоуровневой иерархической структуры обращения документов. В конечном итоге реализация таких подходов в организации автоматизированного документооборота означает переход на качественно новый этап постановки бухгалтерского учета на предприятии, а следовательно, и более эффективный уровень управления.

 

§ 4. Методологический аспект учетной политики в части основных средств.

Информация о работе Учетная политика организаций