Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение расчетов с поставщиками и покупателями. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Методические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями 5

1.1. Нормативно-правовое регулирование расчетов в организации 5

1.2. Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолжности 8

1.3. Формы расчетов между организациями 10

1.4. Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями 16

ГЛАВА 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями. 19

2.1. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 19

2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками. 25

2.3. Учет авансов и взаимозачетов 29

ГЛАВА 3. Особенности учета расчетов с поставщиками и покупателями. 38

3.1. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями. 38

3.2. Резервы по сомнительным долгам. 43

3.3. Списание дебиторской задолжности 44

3.4. Списание кредиторской задолжности. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 278.50 Кб (Скачать документ)

Синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками  ведется в журнале-ордере № 11 отдельно по каждой организации и каналу реализации. В нем записывают в конце месяца результаты по счету 62 и сверяют  их с данными ведомости № 38. После  сверки оборот по кредиту счета 62 переносят  в Главную книгу.     

В ООО «Автостиль» к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" открываются следующие субсчета:     

62-01 "Расчеты с покупателями и  заказчиками";     

62-02 "Расчеты по авансам полученным";      

62-03 "Расчеты по векселям полученным".      

У покупателя могут быть транспортно-заготовительные  расходы, которые включаются в фактическую  себестоимость приобретенных материальных ценностей и отражаются в составе  материальных затрат. Организация должна выбрать и закрепить в своей  учетной политике метод учета  транспортных расходов.  В ОО «Автостиль» транспортные расходы учитываются в составе материальных затрат и увеличивают себестоимость материальных ценностей.     

Схема отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с расчетами с покупателями и заказчиками, которые используются в ООО «Автостиль», приведена ниже.     

Таблица 2. Журнал хозяйственных операций, связанных  с расчетами с покупателями и заказчиками.

п/п

Содержание  хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д-т К-т
1 Возврат покупателям, заказчикам ранее полученных авансов, излишне перечисленных сумм, уплата неустоек и штрафов  62 51,50,52,55
2 Зачет авансов  полученных и предварительной оплаты 62 62
3 Отражение отпуска  продукции и товаров посреднической организацией покупателю 62 76
4 Принятие права  требования задолженностей покупателей  и заказчиков от обособленных учреждений. 62 79
5 Отражение задолженности  по предъявленным расчетным документам за проданную продукцию и товары. Положительные суммовые разницы 62 90
6 Отражение задолженности  по предъявленным расчетным документам за проданные основные средства, МПЗ  и др. активы. Отражение положительных  суммовых разниц 62 91
7 Получение наличных и безналичных денег, переводов  в погашение задолженности покупателей. Получение предварительной оплаты и авансов. Оплата векселей покупателями 50,51,52, 55,57 62
8 Отражение зачетов  по товарообменным операциям 60 62
9 Зачет авансов  полученных и предварительной оплаты 62 62
10 Списание сомнительных долгов за счет ранее созданного резерва 63 62
11 Списание дисконтированных векселей после их оплаты и получения  извещения от банка 66,67 62
12 Предоставление  займа работникам путем индоссирования полученных векселей 73 62
13 Передача векселей по индоссаменту в счет оплаты задолженности  учредителям по выплате доходов 75 62
14 Предоставление  претензий за несвоевременную оплату векселей. Списание задолженности покупателей  при уступке права требования 76 62
15 Уступка права  требования долга с покупателей  и заказчиков в пользу обособленных подразделений. Передача в доверительное  управление задолженности покупателей  в состав др. активов 79 62

2.3. Учет авансов и  взаимозачетов

 

     Задаток – это сумма, передаваемая продавцу в счет платежей, которые покупатель должен по договору (ст. 380 ГК РФ).     

Аванс – денежная сумма или другая имущественная ценность, передаваемая в счет предстоящих платежей и предшествующая передаче материальных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг. Аванс является особой формой кредита, пополняющей величину оборотных средств поставщиков.     

Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. N 94н, для учета  авансов полученных предусматривает  использование специального субсчета к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".     

В соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина  России от 6 мая 1999 г. N 32н, поступления  от других юридических и физических лиц в порядке предварительной  оплаты продукции не будут признаваться доходами организации.     

Поступившую на расчетный счет организации сумму  предварительной оплаты в счет предстоящей  поставки товаров (работ, услуг) отражают в бухгалтерском учете следующей записью:     

Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам  полученным",     

- отражено поступление аванса  в счет предстоящей поставки  товаров (оказания услуг);      

Дебет 62, субсчет "Расчеты по авансам  полученным", Кредит 68, субсчет "Расчеты  по НДС",      

- отражено начисление в бюджет  НДС с аванса по ставке 18%.     

В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 выручка  от продажи продукции будет являться доходом от обычных видов деятельности. Выручка может признаваться в  бухгалтерском учете при наличии  условий, указанных в п. 12 ПБУ 9/99. В частности, принимается к учету  в сумме, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, определяемой исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем, что согласуется с нормами п. 6 ПБУ 9/99.     

В бухгалтерском учете бухгалтером  делаются следующие записи:     

Дебет 62 Кредит 90-1     

- отражена выручка от реализации  товара;     

Дебет 90-2 Кредит 41     

- списана себестоимость проданного  товара;     

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",      

- начислена сумма НДС с реализации, подлежащая уплате в бюджет.     

После фактической реализации продукции  или оказания услуг бухгалтер  организации производит зачет ранее  полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции. Это  отражается в бухгалтерском учете  следующей записью:      

Дебет 62, субсчет "Расчеты по авансам  полученным", Кредит 62     

- произведен зачет ранее полученного  аванса.     

При использовании расчетов авансами к счету 60 открывается субсчет "Расчеты по авансам выданным". По дебету этого субсчета организации-покупатели отражают суммы авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ) или под оплату при частичной готовности продукции, работ. По кредиту субсчета "Расчеты по авансам выданным" отражают зачтенные поставщиком суммы ранее выданных авансов при оплате готовности изделий или законченных работ.     

В бухгалтерском учете организации  возможны следующие записи:     

Дебет 60, субсчет "Расчеты по авансам  выданным", Кредит 50, 51, 52, 55     

- выданы поставщику авансы или  оплачена продукция, принятая  при частичной готовности;      

Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Расчеты по авансам  выданным"     

- зачтены поставщиками при оплате  законченных работ ранее выданные  им авансы.      

По  счету 62 у ООО «Автостиль» открыт субсчет 62-2 «Расчеты по авансам, полученным в рублях», который используется организацией-поставщиком для учета расчетов с покупателями и заказчиками. По кредиту данного субсчета отражаются суммы:     

полученных  авансов;     

полученной  платы при частичной готовности продукции и работ - в корреспонденции  со счетами денежных средств.     

По  дебету субсчета отражаются зачтенные  покупателем (заказчиком) суммы:     

полученных  авансов;     

платы по частичной готовности продукции  и работ - при предъявлении расчетных  документов за поставленные изделия  полной готовности и выполненные  работы. 

В бухгалтерском учете организации  возможны следующие записи:     

Дебет 51 Кредит 62-2     

- получены авансы под поставку  товарно-материальных ценностей;     

Дебет 62-2 Кредит 68     

- отражена сумма НДС на основании  документов о полученных авансах;     

Дебет 62-2 Кредит 62     

- зачтены покупателем суммы ранее  полученных авансов при предъявлении  расчетных документов за полностью  произведенную продукцию и выполненные  работы;     

Дебет 68 Кредит 62-2     

восстановлена сумма НДС, начисленная ранее в бюджет по полученным  авансам.     

В ООО «Автостиль» в последнее  время не проводилось операций, с  использованием авансовых платежей.        

Зачет встречных требований является одним из способов прекращения обязательств, предусмотренных гл. 26 ГК РФ.       

Порядок проведения взаимозачетов установлен ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство  одного участника договора прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.       

Необходимость проведения взаимозачетных операций возникает  тогда, когда между двумя организациями  заключены два различных самостоятельных  договора на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг, а расчет денежными средствами по каким-либо причинам невозможен. Такие договоры могут быть заключены одновременно или в разное время. В этих договорах  могут быть указаны различные  суммы, условия оплаты и сроки  выполнения обязательств. У организаций  образуются взаимные кредиторские и  дебиторские задолженности, и возможным  способом их погашения является зачет  взаимных требований.       

Проведение  взаимозачета возможно при соблюдении следующих условий (ст. 410 ГК РФ):       

- наличие встречных или "круговых" задолженностей, признанных и не  оспариваемых сторонами договоров.  Стороны, производящие зачет,  не вправе погасить требование, предъявленное одному из участников  зачетной операции сторонней  организацией, не участвующей в  сделке по зачету требований;        

- однородность встречных требований. Денежные обязательства признаются  однородными вне зависимости  от оснований их возникновения.  Неоднородные взаимные требования  погасить зачетом нельзя. Например, одна организация имеет задолженность  по оплате перед другой организацией  по договору купли-продажи, которая,  в свою очередь, должна выполнить  по договору подряда строительные  работы для первой. Обязательства  неоднородны, поскольку с одной  стороны возникло денежное обязательство,  а с другой - обязательство по выполнению строительных работ;       

- взаимозачетная операция подлежит  проведению лишь по обязательствам, срок которых наступил либо  срок которых не указан или  определен моментом востребования.  Это означает, что зачесть можно  только то обязательство, которое  не было выполнено в срок  и превратилось в задолженность.  Договор, в котором отсутствует  условие о сроке его действия, признается действующим до момента  окончания исполнения сторонами  своих обязательств.       

Согласно  ст. 314 ГК РФ обязательства, срок исполнения которых определен в договоре моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Течение срока  исковой давности начинает исчисляться  после 7 дней с момента предъявления претензий должнику. Поэтому началом  течения срока исковой давности в этом случае станет не день предъявления требований, а 8-й день с момента  его предъявления.        

Случаи  недопустимости зачета указаны в  ст. 411 ГК РФ. Применительно к юридическим  лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, не допускается зачет взаимных требований, если одной стороной предъявляется  требование о зачете задолженности, по которой истек срок исковой  давности (который в общем случае равен 3 годам с момента возникновения  задолженности) или этот срок наступит в момент оформления зачета.       

Кроме того, зачет взаимных требований может  быть произведен только при отсутствии в условиях встречных договоров  явно выраженной воли сторон о невозможности  взаимного зачета по любому из них.       

ГК  РФ допускает как полное, так и  частичное погашение взаимных требований при проведении взаимозачета. Следовательно, величина обязательств сторон может  быть различной и необязательно  равной. В этом случае зачет производится на сумму наименьшей задолженности. У стороны, чья задолженность  была больше, останется по-прежнему непогашенной часть обязательства.       

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками