Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

В настоящее время немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с покупателями и заказчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты за товары, сырье, материалы, прочие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1 Виды расчетов. Понятие расчетов с покупателями и заказчиками и особенности их организации. 5
1.2 Отражение в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.3 Нормативно – правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭРГУС» 20
2.1 Краткая характеристика деятельности 20
2.2 Организация бухгалтерского учета 25
ГЛАВА 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ООО «ЭРГУС» 34
3.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 34
3.2 Синтетический и аналитический учет с покупателями и заказчиками 39
3.3 Совершенствование учет с покупателями и заказчиками 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 758.00 Кб (Скачать документ)

Рационально организованная система бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности позволяет обеспечить:

     своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

     контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, контрагентами ;

     контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

     своевременную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности [16, c. 105]. 

Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

      формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками;

      контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

      контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями;

      своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

 

1.2 Отражение в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками.

 

Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое – сумму полученных авансов; оборот по дебету – отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту – суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности [23, c. 135].

Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные товары ведется в журнале-ордере №11 (оборот по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар. В зависимости от объема учетной работы и необходимости получения данных по различным группировкам можно вести несколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).

Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте (иностранными покупателями). Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки [10, c. 367].

При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Условиями договора партнеры могут предусмотреть аванс в определенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций учет поступивших авансов ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должна обеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условия целесообразно открыть отдельные субсчета, выделив расчеты по авансам, полученным от российских и иностранных покупателей и заказчиков [21, c. 68]. 

При получении аванса с него начисляют в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

После того как произошла отгрузка, в счет оплаты засчитывается сумма полученного аванса:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным».

При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранее в бюджет:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетов являются расчеты товарными векселями. Товарный вексель подтверждает обязательства покупателя оплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю. Организация – получатель денег по векселю (векселедержатель) при получении суммы, указанной в векселе, отражает ее:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным» или счет 90 «Продажи».

Претензии, возникающие у организаций в связи с использованием векселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет в целях исчисления НДС по моменту оплаты за реализованные товары, работы, услуги, то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на дату погашения векселя.

В случае неоплаты векселедержателем векселя в установленный срок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Векселя полученные», переводится 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» [9, c. 446]. 

В настоящее время распространены взаиморасчеты между организациями, в которых участвуют три и более партнера. Для взаимного погашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Эти операции нельзя отнести к товарообменным, поскольку условия, сроки возникновения и величины задолженностей разные. Если в данном случае и применимо понятие обмена, то оно относимо к самим задолженностям, а не товарам. Сделки по взаимозачету задолженностей можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования. Таким образом, удается погасить задолженность без применения расчетов через банк [14, c. 349].

Порядок налогообложения таких операций налогом на добавленную стоимость установлен ст.155 НК РФ. Налоговая база по НДС при реализации новым кредитором, получившим требование финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Налоговая база по НДС при реализации новым кредитором, получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, определяется в порядке, установленном ст.154 НК РФ [22, c. 35].

Налогообложение операций по уступке прав требований в целях налога на прибыль регламентируется ст.279 НК РФ. При этом убыток, полученный от реализации прав, принимается в целях налогообложения. Порядок признания и сумма убытка в целях налогообложения зависит от срока, в течение которого была осуществлена переуступка.

При уступке продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в следующем порядке [17, c. 216]:

- 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования;

- 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 дней от даты уступки права требования.

Данные положения также применяются к кредитору по долговому обязательству.

При дальнейшей реализации права требования долга организацией, купившей это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этой организации при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы организация вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга [22, c. 38]. 

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций продажа прочих активов, в том числе переуступка дебиторской задолженности проводится с использованием счета 62:

1) на сумму переуступленных прав требования :

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 6 «Расчеты по переуступке прав требования» - Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;

2) на сумму списанной дебиторской задолженности :

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2 «Расчеты с покупателями в рублях».

3) на сумму результата от переуступки права требования:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки») - Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов») [21, c. 76].

В соответствии с пунктом 6.3 ПБУ 9/99 и пунктом 6.3 ПБУ 10/99 величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).

Учет расчетов с заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» точно так же как и с покупателями.

Организации, формирующие резерв сомнительных долгов, направляют числящиеся в составе резервов суммы на списание долгов, не погашенных в сроки, установленные договором.

Списание долгов покупателей и заказчиков (дебиторской задолженности, нереальной для взыскания), а также просроченной дебиторской задолженности за счет резервов по сомнительным долгам [19, c. 372]:

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При недостаточной величине резервов сомнительных долгов, созданных организацией в отчетном периоде, не покрываемая ими сумма дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, подлежит списанию в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве внереализационных расходов организации.:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

1.3. Нормативно – правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками.

 

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня [20, c. 78]:

      первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета;

      второй - положения по бухгалтерскому учету;

      третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета;

      четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах).

Основными договорами, которыми оформляется продажа товаров, являются договор купли-продажи и договор поставки. В статье 454 ГК договор купли-продажи определяется как договор, по которому одна сто­рона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность дру­гой стороне (покупателю), а другая сторона (покупатель) обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор поставки относится к одному из видов договоров купли-продажи. В соответствии со ст. 596 ГК договор поставки предполагает, что поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок про изводимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками