Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методические аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование с поставщиками и заказчиками 5
1.2. Характеристика счетов для учета расчетов с покупателями и заказчиками 8
2. Учетная практика расчетов с покупателями и заказчиками на примере деятельности ООО «Легенда» 15
2.1. Первичные учетные документы при расчетах с покупателями и заказчиками 15
2.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями 21
2.2. Бухгалтерский учет расчетов с заказчиками 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложения. 29

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов с покупателями и заказчиками.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     Предприятия постоянно ведут расчеты с  покупателями - за купленные ими  товары; с заказчиками - за выполненные  работы и оказанные услуги.

     В условиях рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов может привести к снижению конкурентоспособности отдельного экономического субъекта, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

     Сомнительная  дебиторская задолженность и  просроченная кредиторская задолженность  свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной  дисциплины, что требует незамедлительного  принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

     Дальнейшее  развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с покупателями и заказчиками. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов.

     Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

     Поэтому бухгалтерский учет должен обеспечивать систематический контроль за отгрузками, кроме этого актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками предприятия.

     Целью данной курсовой работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решать следующие задачи:

     - определить и теоретически исследовать понятие расчетов с покупателями и заказчиками;

     - изучить учет расчетов с покупателями  и заказчиками в системе хозяйственно-экономической  деятельности предприятия;

     - изучить документальное оформление  расчетов с покупателями и  заказчиками;

     - выявить пути улучшения состояния расчетов с покупателями и заказчиками.

     В качестве объекта исследования в  курсовой работе выбрано предприятие  – ООО «Легенда».

     Методологической  основой для написания курсовой работы послужили: Федеральный Закон  о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых.

 

1. Теоретические  и методические  аспекты учета расчетов с покупателями и заказчиками

1.1. Нормативно-правовое  регулирование с  поставщиками и  заказчиками

     Нормативные документы (кодексы, законы, приказы  и т.д.) имеют своей целью законодательно закрепить те или иные аспекты деятельности физических и юридических лиц. Также нормативные документы представляют некие правила, указания, стандарты, позволяют лицам правильно организовать свою деятельность, предостеречь от неверных шагов. В отношении расчетов с покупателями и заказчиками и отражения данных операций в бухгалтерском учете также имеются нормативные документы.

     Федеральным законом от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» п. 1 ст. 2 [25] утверждено, что применение контрольно-кассовой техники (ККТ) предприятием должно быть в обязательном порядке при осуществлении денежных расчетов в случае продажи товаров, оказании услуг, выполнении работ. Но этот же закон п. 2 ст. 2 разрешает не использовать ККТ при наличных расчетах в случае, если предприятие при оказании услуг населению выдает им соответствующие бланки строгой отчетности. Учет таких бланков по их наименованиям, сериям и номерам должен вестись в книге по учету бланков. Таким образом, финансовый учет наличных расчетов с населением ведется на основании соответствующих бланков строгой отчетности и учитывается как выручка предприятия.

     Согласно  ст. 823 ГК РФ часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ предприятие может предоставлять своим покупателям коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг. Сумма процентов за пользованием коммерческого кредита устанавливается предприятием в соответствующем договоре с покупателем. Покупатель должен оплатить товары, работы или услуги в указанные сроки, а также соответствующие проценты.

     Формы расчетов между поставщиками и покупателями в отношении банковских счетов определены «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П [25]. К ним относятся:

     - платежные поручения;

     - аккредитивы;

     - чеки;

     - инкассо.

     Форма расчетов выбирается самостоятельно покупателем  и согласовывается с организацией, поставляющей ему товар, работу, услугу, в хозяйственном договоре.

     Поставщик и покупатель могут прекращать обязательства друг перед другом зачетом взаимных требований. Для зачета достаточно заявления одной из стороны. Статья 410 ГК РФ позволяет организациям проводить взаимозачет, если взаимные обязательства:

     - встречные (кредитор по одному обязательству является должником по другому и это не оспаривается);

     - однородные (их можно сопоставить, например, выражены в денежной форме);

     - срок их исполнения наступил либо вообще не указан в договоре или определен моментом востребования.

     При уступке права требования организация списывает дебиторскую задолженность покупателя за счет средств нового кредитора. При этом, согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», дебиторская задолженность, приобретенная на основании договора об уступке права требования, у нового кредитора относится к финансовым вложениям и принимается к бухгалтерскому учету по фактическим затратам на ее приобретение.

     Дебиторская задолженность, подлежащая списанию, выявляется по результатам инвентаризации обязательств. Выявленные результаты отражаются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту прилагается письменное обоснование. На основании этих документов руководитель издает приказ о списании долга. В соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н [25], списание дебиторской задолженности возможно в следующих случаях:

  1. Если она признана нереальной к взысканию. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации-должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчетам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учете в которой стоит организация-дебитор.
  2. Если истек срок исковой давности, т.е. период, в течение которого можно предъявить иск должнику, не исполнившему обязательство. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ отсчитывается с момента окончания срока исполнения обязательства и составляет три года. Статья 197 ГК РФ разрешает устанавливать для отдельных видов требований специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

     Срок  исковой давности может быть прерван. Согласно статье 203 ГК РФ течение срока  исковой давности после перерыва начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не зачитывается в новый срок.

     Перерыв возможен в двух случаях:

  1. Покупатель признал долг, т.е. частично погасил задолженность или уплатил проценты за просрочку платежа, подписал акт сверки взаимных расчетов, написал заявление о зачете взаимных требований и т.п.
  2. Организация-кредитор обратилась с иском в суд. Однако если суд рассматривать его не стал, то срок исковой давности не прерывается.

     В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №34н [25], дебиторская задолженность покупателей и заказчиков списывается на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации. В последнем случае, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №33н, такие расходы подлежат отражению в составе прочих расходов организации.

     Таким образом, нормативные документы  РФ регламентируют формы расчетов с покупателями и заказчиками, способ их учета, а также порядок списания дебиторской задолженности организации.

1.2. Характеристика счетов  для учета расчетов  с покупателями  и заказчиками

     Каждое  предприятие в зависимости от того, какой вид расчетов с покупателями и заказчиками оно использует, ведет определенный способ учета данных расчетов.

     Если  предприятие ведет наличные расчеты  со своими покупателями и заказчиками (населением, юридическими лицами), то оно должно в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). При этом организация должна выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием наличных денег. Копии чеков (контрольные ленты) и другие подобные документы организация хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов. Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и т.п.; ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах; выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и т.п., относящиеся к бланкам строгой отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением [27, с. 29 – 30].

     Предприятия оптовой торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут безналичные расчеты с  покупателями и заказчиками. Основные способы расчетов представлены в таблице 1.1.

     Таблица 1.1. Основные формы расчетов с покупателями и заказчиками

Форма расчета Когда имеет  место Основное содержание
1. Плановые  платежи При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг. Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а  путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки  в определенной сумме на основе графика  отпуска товаров, работ, услуг.
2. Предоплата Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими  своих обязательств по договору. Покупатель  перечисляет на счет организации  предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю.
3. Взаимозачет  требований Осуществляется  между предприятиями и организациями  при наличии постоянных хозяйственных  операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг. Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета [2,с.192].
4. Коммерческий  кредит Имеет место, когда  покупатель на данный момент не располагает  необходимой суммой. Представляет  собой отсрочку или рассрочку платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа.
5. Уступка  права требования [8, с. 117] Если предприятие  имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу. Уступка права  требования осуществляется на основании  договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга.
6. Соглашение  об отступном [27, с.436] Имеет место, когда  покупатель не располагает денежными  средствами и, соответственно, не может  погасить свою задолженность. Покупатель  передает организации за приобретенные  у него товары, работы, услуги свое имущество.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками