Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
раскрыть содержание понятия «товарная стратегия»;
исследовать специфические особенности отдельных направлений формирования товарной стратегии;
провести анализ товарной стратегии исследуемого предприятия;
выявить особенности формирования рыночного сегмента ИП «Сайдашева»;
разработать рекомендации, направленные на совершенствование товарной стратегии, для наиболее полного удовлетворения потребностей рынка.

Содержание

Введение
1. теоретические основы товарной стратегии предприятия
1.1 сущность основные элементы товарной стратегии
1.2 Виды товарной стратегии предприятия
1.3 Методология оценки и управление эффективностью товарной стратегии предприятия
2 Анализ формирования товарной стратегии ИП «Сайдашева»
2.1 анализ основных технико-экономических показателей
2.2 Анализ товарной стратегии ИП «Сайдашева»
3. Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»

Работа состоит из  1 файл

товарная стратегия.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)
 

      Средний удельный вес занимают следующие  виды товаров:

    • конфеты  (6,5 % в 2007 году , 6,43 % в 2008 году, 5,53 % в 2009 году);
    • макароны  (6 % в 2007 году . 7,55 % в 2008 году, 5,63 % в 2009 году);
    • лапша быстрого приготовления (5,74 %  в 2007 году, 6,62 % в 2008 году, соответственно в 2009 году);
    • приправы пакетированные  (5,08 % в 2007 году , 8,75 % в 2008 году, 9,8 % в 2009 году).

      Кроме того, результаты анализа выявили  следующее: неравномерность доли в  общем объеме продаж, что характеризуется колебаниями спроса на вышеуказанные группы товаров. Товарный ассортимент ИП «Сайдашева» представлен продуктами питания, часть из которых является заменяемой, а часть имеет большое число конкурентов.

      Структура заменяемых товаров представлена в таблице 7. 

      Таблица 7 - Структура заменяемых товаров ИП «Сайдашева»

Наименование  продукции Товары  заменители
Конфеты Шоколад
Печенье -
Шоколад (батончики) Шоколад (плитка)
Шоколад (плитка) Шоколад (батончики)
Молоко  сгущенное Варенье, джемы, сахар
Варенье, джемы Сахар, молоко сгущенное
Хлопья  кукурузные -
Семечки пакетированные -
Кофе Чай
Чай Кофе
Макароны Лапша быстрого приготовления
Лапша быстрого приготовления Макароны
Приправы  пакетированные Кетчуп, майонез
Кетчуп Приправы  пакетированные, майонез
Сок натуральный -
Кукуруза  консервированная -
Оливки -
Фрукты  консервированные -
Консервы  рыбные -
Консервы  мясные -
Огурчики  маринованные -
Грибы маринованные -
Масло растительное Масло сливочное
Масло сливочное Масло растительное
Орешки  пакетированные -

      Как показывают данные таблицы 7 большая часть товарного ассортимента ИП «Сайдашева» является взаимозаменяемой - 13 из 25 наименований групп или 52%. Причем товары заменители предоставлены непосредственно в том же торговом зале. Это значит, что покупатель, придя в магазин за, к примеру, чаем и не найдя его вообще или нужной ему марки может выбрать в качестве альтернативы кофе. Кроме того, внутри каждой товарной группы имеется большой ассортимент продукции (рисунок 8). В любом случае покупатель приобретает товар, то есть упущенной выгоды нет.

      Как показывает рисунок 8, ИП «Сайдашева» предлагает не только группы заменяемых товаров (чай/кофе), но и предлагает замену внутри группы. Товарная группа «чай» представлена 23 позициями, которые отличаются страной - производителем, ценой, качеством, формой упаковки (пакетированный/ весовой), вкусом. Товарная группа «кофе» представлена 14 позициями, которые можно также дифференцировать по тем же признакам.

      Рисунок 8 – Структура заменяемых групп товаров 

      Внутри  товарной группы шоколад всего 20 позиций, из них 8 приходится на батончики («Марс», «Сникерс», «Натс», «КитиКет», «Леон» и  т.д.), а 12 – на плитки («АльпенГолд», «РитерСпорт», «Нестле» и т.д.).

      Кроме того, ИП «Сайдашева» предлагает покупателям 9 видов макарон: местного, российского производства и производства Италии; а также 5 видов лапши быстрого приготовления разных по весу, вкусу, цене и упаковки.

      Для анализа были взяты всего три  группы товаров, однако, проведенный анализ показал, что ИП «Сайдашева» имеет достаточно широкий ассортимент продукции, которая конкурирует между собой. Что касается конкуренции внешней, то есть с другими магазинами, то предлагаемый ими ассортимент практически идентичен товарному ассортименту ИП «Сайдашева», кроме приправ пакетированных.

      На  выбор магазина в данном случае влияет два фактора: местоположение и цена. ИП «Сайдашева» имеет удачное расположение: недалеко от центра города, среди жилого массива, рядом проходит автобусные и троллейбусные маршруты, кроме того, имеется парковка для легковых автомобилей и бесплатная стоянка для грузовых автомобилей.

      Что касается цены то здесь необходимо отметить следующее: фирмы конкуренты, в том числе и ИП «Сайдашева», уделяют излишнее внимание цене, как способу привлечения покупателей, не рассматривая такие инструменты привлечения покупателей как сервис, гарантии и т.д. 

      2.3 Анализ импульсивно купленных товаров 

      Долю  импульсивно купленных товаров (Iи) можно определить по следующей формуле:

                                            Iи= (N0-N3)/ N0                                                                                 (3

      где  N0 - общее количество наименований товаров, купленных опрошенными покупателями;

            N3 - количество наименований товаров, купленных опрошенными покупателями как запланированные.

            (88-45) / 88 =48,8%

   Таблица 8- Импульсивно купленные товары

п.п. покупателей Наименование

запланированных

покупок

Количество

запланированных

покупок

Наименование

купленных

импульсивных

покупок

Количество

купленных

импульсивных

покупок

1 Консервы мясные 2 Печенье 1
2 Фрукты консервированные 2 Молоко сгущенное 1
3 Масло растительное 2 Шоколад 1
4 Макароны 2 Сок натуральный 1
5 Молоко, конфеты 2   1
6 Сок 1 Семечки 2
7 Кофе 2 Молоко сгущенное 1
8 Макароны 2 Сок натуральный, кофе 2
9 Конфеты чай 2 Грибы маринованные 1
10 Огурчики  и грибы маринованные 2 - -
11 Сок натуральный 1 Фрукты консервированные 1
12 Консервы мясные 2 Конфеты, чай 2
13 Молоко сгущенное 2 Кетчуп  2
14 Консервы рыбные 1 Фрукты консервированные 2
15 Масло растительное 1 Семечки пакетированные 2
16 Чай 1 Шоколад 2
17 Конфеты 1 Печенье 1
18 Кофе  2   2
19 Масло сливочное 2 Масло 2
20 Фрукты консервированные 1 Приправы 1
21 Конфеты 1 Печенье 2
22 Огурчики маринованные 1 Сок натуральный 2
23 Грибы маринованные 1 Масло сливочное 1
24 Консервы мясные 1 Семечки пакетированные 1
25 Консервы рыбные 1 чай 2
26 Масло сливочное 1 Приправы 1
27 Молоко сгущенное 1 Приправы 1
28 Конфеты 1 Фрукты консервированные 2
29 Грибы маринованные 1 Шоколад 1
30 Макароны 2 Сок натуральный О
Итого - 45 - 43
 

      Опрос покупателей показывает, что импульсивно  приобретенные товары составляют свыше 48,8% в общем объеме продаж и являются устойчивым источником прибыли ИП «Сайдашева».

      Таким образом, можно сделать вывод, что  при разработке товарной стратегии ИП «Сайдашева» и при ее совершенствовании необходимо обращать внимание и на мерчандайзинг – месторасположение товаров в магазине. Так как импульсивно купленные продукты питания занимают достаточно большой удельный вес в общем объеме продаж.

      В заключении необходимо отметить, что  выбранная товарная стратегия ИП «Сайдашева» имеет ассортиментную концепцию.

      Ассортиментная  концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров. Цель концепции ассортимента - сориентировать предприятие на реализацию товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

      Ассортиментная  концепция является одной из важных решений в плане маркетинга, к  которой необходимо подойти очень  серьёзно, так как в дальнейшем исправление ошибок обойдётся предприятию  дорого. 
 

 

    3. Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева» 

     Как показал анализ, товарная стратегия ИП «Сайдашева»  представлена широким ассортиментом реализуемых товаров, однако следует обратить внимание на применение мерчендайзинга.

     В таблице 9 представлены рекомендации по внедрению системы мерчандайзинга в ИП «Сайдашева». 

     Таблица 9 - План мероприятий по внедрению системы мерчендайзинга

Наименование

мероприятия

Цель мероприятия Сроки выполнения Ответственный
Размещение

оборудования  и

формирование

характера

движения

посетителей

Чтобы покупатели не только посещали все отделы, но и совершали как можно больше покупок, с целью формирования прибыли Регулярно 1 раз  в год Мерчандайзер
Мерчандайзинговый  подход к выкладке товаров в магазине Выбор такой  планировки, при  которой покупатели, чтобы попасть в отделы основных покупок, вынуждены проходить через секции импульсивных товаров Регулярно 1 раз  в неделю Мерчандайзер

Продавцы-консультанты

Реклама товаров и оформление места продажи  ознакомление  потенциального покупателя с ассортиментом  товаров, имеющихся в продаже; рекламирование товаров Ежедневно Отдел рекламы, Мерчандайзер

Продавец-консультант

Введение  системы бонусов, накопительной  системы скидок Формирование  круга постоянных клиентов, привлечение  потенциальных покупателей Со 2 полугодия, постоянно Продавец-консультант, кассир
Упаковка  товаров в фирменные пакеты Реклама, формирование у покупателей чувства «эксклюзивности» Со 2 полугодия, постоянно Продавец-консультант
 

      В первую очередь необходимо обратить внимание на размещение оборудования и формирование характера движения посетителей.

   Правильная  планировка предполагает, с одной  стороны, предоставление покупателю достаточного для продвижения по залу пространства, а с другой - его эффективное, рациональное использование, ведь площадь торгового  зала довольно дорогой и ограниченный ресурс.

   Как показал анализ импульсивно приобретенные  товары составляют свыше 48,8% в общем  объеме продаж и являются устойчивым источником прибыли ИП «Сайдашева». Вопросами размещения товаров импульсивной покупки внутри торговой площади, также должен заниматься мерчандайзер.

   При планировке торговой площади предлагается:

  1. рассмотреть ее возможные варианты;
  2. распределить торговую площадь под отделы и прилавки;
  3. продумать варианты использования стен.

   При размещении оборудования площадь торгового зала должна быть распределена так, чтобы:

  1. 60% площади было отведено под покупателей, а 40% - под презентацию товаров;
  2. ширина проходов при покупательском потоке с односторонним движением составляла не менее 60 см, а при покупательском потоке с   двусторонним движением - не менее 120 см (по 60 см на каждый поток) плюс дополнительно 30 см;
  3. товары импульсивной покупки должны находится по мере движения покупателей к наиболее востребованным товарам и в непосредственной близости к кассе.

   И только после проведения рациональной планировки торгового зала можно приступать к вопросу размещения и представления товара.

     Следующий элемент предлагаемой системы –  это мерчандайзинговый  подход к  выкладке товаров в магазине.

     ИП  «Сайдашева» рекомендуется руководствоваться следующими правилами при выкладке товаров:

  1. Товары с высокой скоростью реализации (или в данный момент рекламируемые) должны занимать большую площадь, нежели медленно реализуемые товары. Важный момент состоит в том, что ни в коем случае нельзя размещать вышеуказанные товары рядом, поскольку они просто «отберут» друг у друга объемы продаж.
  2. Рекламируемые товары должны находиться на видном месте. Товары импульсивного спроса размещаются вокруг них и товаров с высоким уровнем спроса.
  3. Товары повышенного спроса необходимо размещать равномерно по всей зоне выкладки.
  4. Сопутствующие товары рекомендуется группировать.
  5. Выкладывая «свежие» продукты, необходимо учитывать контраст цветов.

Информация о работе Пути совершенствования товарной стратегии ИП «Сайдашева»