Оплата услуг арбитражного
управляющего производится в
виде вознаграждения, ежемесячный
размер которого определяется
собранием кредиторов и утверждается
арбитражным судом. Его размер,
как правило, приблизительно равен
размеру заработной платы руководителя
организации должника и не
может составлять менее 10 тыс.
руб. Вознаграждение выплачивается
за счет имущества должника
вне очереди.
При возбуждении дела
о банкротстве не делается
различия между задолженностью
в бюджет и внебюджетные фонды
и задолженностью другим кредиторам
(поставщикам и подрядчикам, персоналу
по оплате труда и т.д.), поскольку
с заявлением в суд могут
обращаться как кредиторы, так
и налоговые органы и органы государственных
внебюджетных фондов. Однако в процессе
судебного разбирательства не все кредиторы
оказываются в равных условиях.
Во-первых, закон о банкротстве
делит всю задолженность на
денежные обязательства кредиторам
и на обязательные платежи
в бюджет и внебюджетные фонды.
Во-вторых, в соответствии
с законом о банкротстве во
время конкурсного производства
кредиторы делятся на несколько
очередей, согласно которым и
происходит удовлетворение их
требований при ликвидации должника.
Логично было бы
предположить, что с точки зрения
государства в первую очередь
необходимо расплатиться по обязательным
платежам. Однако законодатели поставили
на первое место социальный
аспект: в первую очередь удовлетворяются
требования граждан, перед которыми
юридическое лицо несет ответственность
за вред, причиненный их жизни
и здоровью, а во вторую –
задолженность по оплате труда
работникам, выплата вознаграждения
по авторским договорам. Законодательство
различных стран по-разному защищает
интересы работников. Например, в
Германии при ликвидации предприятия
в рамках процесса банкротства
неудовлетворенные требования работников
погашаются за счет особой
кассы, формирующейся из взносов
всех работников. Российским законодательством
работники (как кредиторы) поставлены
в привилегированное положение,
поскольку:
– задолженность работникам
по заработной плате, авторским
договорам, выходные пособия,
выплаты за вред, причиненный
жизни и здоровью, выплачиваются
раньше всех остальных долгов;
– мировое соглашение
заключается только после погашения
задолженности нерпой и второй
очереди;
– после признания
мирового соглашения недействительным
кредиторы первой и второй очередей не
обязаны возвращать полученные ими средства.
Поэтому работники
не относятся к конкурсным
кредиторам, не имеют права голоса
на собрании кредиторов. Однако
там их интересы может отстаивать
представитель (без права голоса).
Представителями работников в
соответствии со ст. 29–31 ТК РФ
являются профсоюзы и их объединения,
а также иные избранные работниками
на общем собрании (конференции)
представители в том случае, если
в организации отсутствует профсоюзная
организация или она объединяет
менее половины работников.
Участвующие в деле
о банкротстве конкурсные кредиторы
– это кредиторы по денежным
обязательствам, за исключением
граждан, перед которыми должник
несет ответственность за причинение
вреда жизни и здоровью, а также учредителей
(участников) должника – юридического
лица по обязательствам, вытекающим из
такого участия.
Интересы всех кредиторов
в процессе осуществления процедур
банкротства представляют собрание
кредиторов и комитет кредиторов
(ст. 12 закона о банкротстве). Полномочия
участников собрания кредиторов
и комитета кредиторов отражены
в табл. 1.2 и 1.3.
Закон о банкротстве
разделяет собрания кредиторов
на первое собрание кредиторов
и остальные собрания, так как
первому собранию присущи определенные
особенности.
Требования по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные
фонды в суде могут представлять
налоговые органы.
Таблица 1.2. Полномочия
участников собрания кредиторовУчастники
С правом голоса:
конкурсные кредиторы; уполномоченные
органы.
Число голосов определяется
суммой требований кредитора (за исключением
штрафов, пеней и финансовых санкций)
пропорционально общей сумме
требований, включенных в реестр на
дату проведения собрания
Без права голоса:
представитель работников должника;
руководитель должника; представитель
учредителей (участников) должника или
представитель собственника имущества
должника – унитарного предприятия.
Организация и проведение собрания
осуществляются арбитражным управляющим
Исключительная компетенция
Принятие решения о
введении и об изменении срока
проведения финансового оздоровления,
внешнего управления и об обращении
с соответствующим ходатайством
в арбитражный суд;
утверждение и изменение
плана внешнего управления;
утверждение плана финансового
оздоровления и графика погашения
задолженности; утверждение требований
к кандидатурам административного
управляющего, внешнего управляющего,
конкурсного управляющего; выбор
саморегулируемой организации для
представления в арбитражный
суд кандидатур административного
управляющего, внешнего управляющего,
конкурсного управляющего;
выбор реестродержателя из числа
аккредитованных саморегулируемой
организацией; принятие решения о
заключении мирового соглашения; принятие
решения об обращении в арбитражный
суд с ходатайством о признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства; принятие
решений об образовании комитета
кредиторов, определении количественного
состава, избрании членов комитета кредиторов
и о досрочном прекращении
полномочий комитета кредиторов; отнесение
к компетенции комитета кредиторов принятия
решений;
избрание представителя
собрания кредиторов.
Правомочность Если на собрании
присутствовали конкурсные кредиторы
и уполномоченные органы, включенные в
реестр требований кредиторов и обладающие
более чем половиной голосов от общего
числа голосов. Повторно созванное собрание
кредиторов правомочно в случае, если
на нем присутствовали конкурсные кредиторы
и уполномоченные органы, включенные в
реестр требований кредиторов и обладающие
более чем 30% голосов от общего числа голосов
Инициаторы созыва
Арбитражный управляющий;
комитет кредиторов;
конкурсные кредиторы
и (или) уполномоченные
органы, права, требования которых
составляют
не менее 10% общей суммы
требований, включенных
в реестр требований кредиторов
Таблица 1.3. Полномочия
комитета кредиторовФункции Представление
законных интересов конкурсных кредиторов,
уполномоченных органов и осуществление
контроля за действиями арбитражного
управляющего, а также иных предоставленных
собранием кредиторов полномочий
Права
Требовать от арбитражного управляющего
или
руководителя должника предоставить
информацию о финансовом состоянии
должника и ходе процедур банкротства;
обжаловать в арбитражный
суд действия арбитражного управляющего;
принимать решения о созыве
собрания кредиторов; принимать решения
об обращении к собранию кредиторов
с рекомендацией об отстранении
арбитражного управляющего от исполнения
его обязанностей; принимать другие
решения, а также совершать иные
действия в случае предоставления собранием
кредиторов таких полномочий
Количественный состав 3–11
человек (определяется собранием кредиторов)
В соответствии с
Налоговым кодексом (НК РФ) (ч.1 от
31 июля 1998 г. №146-ФЗ), налоговыми органами
являются Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам
и его подразделения. Полномочиями
налоговых органов обладают также
таможенные органы и органы
государственных внебюджетных фондов.
Налоговые органы имеют право
голоса на первом собрании
кредиторов и могут, таким образом,
влиять на дальнейшую судьбу
должника.
Государственным органом
по делам о банкротстве является
Федеральная служба по финансовому
оздоровлению и банкротству (ФСФО),
образованная в 1993 г9.
В соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации «Об утверждении положения
о Федеральной службе России
по финансовому оздоровлению
и банкротству» от 4 апреля 2000 г.
№301, ФСФО является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и
организационные функции, предусмотренные
законодательством Российской Федерации
о финансовом оздоровлении и
несостоятельности (банкротстве)
организаций.
Правила профессиональной
деятельности арбитражных управляющих
и их саморегулируемых организаций
определяются Правительством РФ.
В деле о банкротстве
могут участвовать федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления:
– соответствующий
орган местного самоуправления
по делу о банкротстве градообразующих
организаций (а также по решению
арбитражного суда – федеральные
органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти
соответствующего субъекта РФ);
– Банк России при
возбуждении производства по
делу о банкротстве кредитной
организации по его заявлению;
– федеральный орган
исполнительной власти в области
топливно-энергетического комплекса,
уполномоченный Правительством
РФ, при банкротстве субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса (а также орган исполнительной
власти субъекта РФ, орган местного
самоуправления по месту нахождения
организации-должника);
– федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
Правительством РФ осуществлять
надзор за страховой деятельностью
при банкротстве страховых организаций;
– федеральный орган
исполнительной власти по регулированию
рынка ценных бумаг при банкротстве
профессиональных участников рынка
ценных бумаг;
– федеральный орган
исполнительной власти, обеспечивающий
реализацию единой государственной
политики в отрасли экономики,
в которой осуществляет деятельность
стратегическое предприятия или организация
в случае их банкротства.
Кроме того, в арбитражном
процессе могут участвовать адвокаты
в качестве представителей граждан,
в том числе индивидуальных
частных предпринимателей, и организаций.
Арбитражный управляющий
вправе привлечь к работе экспертов,
например для квалифицированного
проведения анализа финансового
состояния или оценки имущества организации.
Они привлекаются к осуществлению своей
деятельности на договорной основе с оплатой
их услуг из средств имущества должника
вне очереди.
Производство по делу
о банкротстве возбуждается арбитражным
судом на основании заявления
о признании должника банкротом,
поданного лицом, имеющим право
на обращение в арбитражный
суд в соответствии с законом
о банкротстве, при наличии
признаков банкротства.
После принятия заявления
о признании должника несостоятельным
арбитражный суд решает вопрос о возможности
возбуждения производства по делу.
Заявление о рассмотрении
признания несостоятельности могут
подавать как должник, так и
конкурсный кредитор, а также
уполномоченные органы.
Заявление подается
в письменной форме, но в
зависимости от того, кто является
заявителем, закон устанавливает
различный порядок оформления
заявления.
Заявление должника
должно быть подписано руководителем
должника – юридического лица
или лицом, уполномоченным в
соответствии с учредительными
документами должника на подачу
такого заявления, а также представителем
должника, если такое полномочие
прямо предусмотрено в доверенности
представителя. Заявитель-гражданин
должен подписать заявление и
представить перечень сведений
об обязательствах, не связанных
с предпринимательской деятельностью
(это могут быть как обязательства,
носящие личный характер, так
и не являющиеся таковыми). Заявление
кредитора может быть подписано
не только руководителем кредитора,
но и его представителем.
Должник должен направить
копии заявления кредиторам и
иным лицам, участвующим в деле.
При отсутствии какого-либо
из документов, представление которого
является обязательным, арбитражный
суд возвращает заявление о
признании несостоятельности.
Заявление может быть
основано на объединенной задолженности
по различным обязательствам. Тогда
заявление подписывается кредиторами,
объединившими свои требования.
Если объединения не произойдет,
то один из кредиторов будет
выступать заявителем, а остальные
– конкурсными кредиторами.
В случае обращения
в суд конкурсного кредитора
или уполномоченного органа с
заявлением о признании должника
несостоятельным копия этого
заявления направляется должнику.
После принятия заявления арбитражным
судом у должника появляется
право в течение пяти дней
со дня получения определения
суда о принятии заявления
предоставить отзыв на заявление
кредитора. Отзыв должника должен
быть направлен в арбитражный
суд и заявителю. Однако отсутствие
отзыва не препятствует рассмотрению
дела.