Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить характер взаимодействия органов государственного и местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………..3
Полномочия государственных органов управления…………………...7
Полномочия местных органов управления………………………….14
Международная практика деятельности органов местного самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21
2.1 Взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления……………………………………………………………………….28
2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных уровней ………………………………………………………39
3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41
Выводы и предложения…………………………………………………..43
Список использованной литературы…………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Система государственного управления Word.docx

— 66.17 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………..2

  1. Теоретические основы взаимодействия государственных и муниципальных  уровней управления…………………………………..3
    1. Полномочия государственных органов управления…………………...7
    2. Полномочия местных органов управления………………………….14
    3. Международная практика деятельности органов местного   самоуправления (Великобритания)…………………………………..18
  2. Современная ситуация в области взаимодействия органов государственного и местного самоуправления…………………….…..21

     2.1  Взаимодействия государственных и муниципальных  уровней управления……………………………………………………………………….28

     2.2 Проблемы взаимодействия органов государственных и муниципальных  уровней ………………………………………………………39

      3. Совершенствование системы взаимодействия государственных и муниципальных уровней управления…………………………………………41

Выводы и предложения…………………………………………………..43

           Список использованной литературы…………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления и общественного самоуправления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Становление местного самоуправления находится на самом начальном  этапе современного переходного  состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и  правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его  организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению  места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует  о том, что оно всегда было тесно  связано с государством, государственным  управлением, выступало как его  продолжение на местном уровне и  одновременно обладало значительными  полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных  структур.

Цель курсовой работы –  выявить характер взаимодействия органов  государственного и местного самоуправления.

Предмет исследования –  государственное управление.

Объект исследования – органы государственного и местного самоуправления.

 

1. Теоретические  основы взаимодействия государственных  и муниципальных  уровней управления.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании  оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия  содержания этого руководства, его  функционального значения. Общетеоретические  позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для  следующих выводов:

Управление есть функция  организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

Управление служит интересам  взаимодействия составляющих ту или  иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий  элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Под закономерностью понимаются наиболее устойчиво действующие  причинно-следственные связи изучаемых  явлений. Эту же сущность выражает и закон.

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

- единство методов и  основных функций социального  управления на всех уровнях  гос. и мун. управления;

- единство общих и частных  функций гос. и мун. управления  и образуемых на основе их  реализации процессов управления  на каждом уровне управления;

- оптимальное соотношение  централизации и децентрализации  полномочий органов гос. и мун.  управления.

В литературе по госуправлению  разделяют законы госуправления  на законы функционирования и законы развития. К первым относится закон  оптимального дополнения и уравновешивания  гос полномочий полномочиями органов  общественного самоуправления. Ко вторым – закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности. Эти законы свойственны  любому демократическому государству, в котором проявляется действие закона участия граждан в гос. и мун. управлении.

Под принципами гос. и мун. управления понимаются объективные  основы, на которых базируются структура  и процесс управления и в которых  абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.

Принципы управления разделяются  на:

А) общие, частные и организационно-технологические;

Б) обеспечивающие функционирование объекта управления и обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой  системы.

Общие принципы управления (действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления):

- принцип объективности  (научности) предполагает целенаправленное  воздействие субъекта управления  на объект управления на основе  познания и использования закономерностей и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления.

- принцип системности  основан на рассмотрении объекта  управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов,  которые связаны между собой  таким образом, что изменение  свойств одного или нескольких  из них влечет изменение других  элементов или системы в целом.  Чтобы управлять целым, надо  раскрыть его сущность, состав, структуру,  функции, интегративные факторы,  коммуникацию с внешней средой, историю развития.

- Принцип комплексности  позволяет проводить исследования  и оценки, экспертизу принимаемых  решений и позиций разных отраслей  знания и разнопланового опыта,  обеспечивая их взаимное согласование  и интеграцию.

- Конкретно-исторический  принцип предполагает исследование  возникновения, формирования и  развития управленческих проблем  в хронологической последовательности, с учетом влияющих на них  факторов и условий. Например, в организации можно выделить  несколько стадий жизненного  цикла: зарождение, ускорение роста,  замедление роста, спад. В связи  с различиями целей управления  на разных стадиях используют  различные методы, соответствующие  конкретным условиям управления.

- Принцип состязательности. Состязание, соперничество - это  коренные свойства, признанные атрибуты  всей живой природы и общества. Состязания принизывают всю историю  общества.

- Принцип главного звена  – это отыскание из множества  задач основной задачи, решение  которой позволяет решить весь  комплекс вопросов управления.

К частным принципам управления, сфера действий которых локальна, относятся принципы управления отдельными фирмами и организациями.

К организационно-технологическим  принципам управления относятся  принципы:

- сочетание централизма  и децентрализма;

- единоначалия и коллегиальности;

- приоритет общего над  частным;

- единство федерального, регионального и местного управления.

К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления относятся:

- принцип правовой защищенности  управленческого решения;

- принцип оптимизации  управления;

- принцип делегирования  полномочий;

- принцип соответствия;

- принцип автоматического  замещения отсутствующего.

К принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой  системы, относят:

- принцип первого руководителя;

- принцип одноразового  ввода информации;

- принцип новых задач;

- принцип повышения квалификации  персонала. 

К общим принципам государственного и муниципального управления относятся: верховенство Конституции РФ, народовластья, ответственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализма, сочетание  централизации и децентрализации  управления, гласности, законности, двойного подчинения, сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий, и т. д.

    1. Полномочия государственных органов управления.

Современное понимание сущности государственной службы сформировалось в России, как и сами соответствующие  институты, лишь в 90-х гг. XX в.

Полномочия органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом (N 95- ФЗ от 04.07.2003), другими федеральными законами, конституцией (уставом) и  законами субъекта Российской Федерации  и могут быть изменены только путем  внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации  и (или) пересмотра ее положений, путем  внесения соответствующих изменений  и (или) дополнений в настоящий Федеральный  закон, путем принятия новых федеральных  законов, конституции (устава) и законов  субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих  изменений и (или) дополнений в указанные  действующие акты.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором  и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок  разграничения предметов ведения  и полномочий путем заключения договоров  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются  настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному  соглашению передавать друг другу осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.

Правовое регулирование  по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  по предметам совместного ведения:

1. По вопросам, отнесенным  частью 1 статьи 72 Конституции Российской  Федерации к предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации,  издаются федеральные законы, определяющие  основы (общие принципы) правового  регулирования, включая принципы  разграничения полномочий между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, а также федеральные  законы, направленные на реализацию  полномочий федеральных органов  государственной власти.

2. До принятия федеральных  законов по вопросам, отнесенным  к предметам совместного ведения,  субъекты Российской Федерации  вправе осуществлять по таким  вопросам собственное правовое  регулирование. После принятия  соответствующего федерального  закона законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации приводятся в соответствие  с принятым федеральным законом. 

Информация о работе Система государственного управления