Система государственного управления

Автор работы: d*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 10:17, лабораторная работа

Описание

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
правовой подход;
политический подход;
управленческий подход.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная СГУ1.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники 

Факультет заочного обучения 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  курсу «Система государственного управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

Вопрос 13. Государственное  управление как высший уровень менеджмента. 

     Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому  воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического  курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

     В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.

     Согласно  правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

     Согласно  политическому подходу, основной задачей  государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

      Согласно  менеджеристскому подходу, основными  ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность  и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

     Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

     Исходя  из определения «менеджмента, как  науки и искусства управления интеллектуальными, финансовыми и  материальными ресурсами в интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», мы видим, что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих организаций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента проявляются в управлении государственными организациями.

     Под менеджментом в государственной  службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной  службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.

     Но если реформировать государственную службу всерьез и надолго, государство должно учитывать тенденции развития государственной службы развитых стран, и, прежде всего, мировых лидеров – США и Японии. Очевидно, что во многом благодаря именно высокому качеству государственных чиновников, эти страны заняли ведущие роли в мировом сообществе. Что касается современной японской государственной службы, то она базируется на двух ключевых показателях: минимальной стоимости и максимальной эффективности. Показатель минимальной стоимости достигнут в результате строгого ограничения числа административных органов, включая и министров (как правило, чуть больше десятка), а также численности персонала каждого государственного органа. Существует правило, согласно которому партия или коалиция партий у власти могут назначить в министерство в результате смены правительства не более трех своих сторонников (министр и два заместителя).

     Высокая эффективность государственного аппарата Японии достигнута в том числе  за счет создания элитарной государственной  службы, привлечения в нее самых  ярких талантов и умов страны. Это  стало возможным благодаря организации конкурсных экзаменов при замещении госдолжностей на основе их полной открытости. А для того чтобы гарантировать и поддерживать высокий уровень эффективности своих работников, государственные органы предоставляют такие зарплаты и пенсионные льготы, которые вполне конкурентоспособны с аналогичными выплатами в частном секторе. Следует обратить также внимание и на то, что в Японии менеджмент государственной службы почти на всех уровнях, включая набор, продвижение, повышение, санкции и пенсии, поручен органу, не зависящему от правительства — Национальному управлению по кадрам.

     В США, как известно, конкурсный отбор  государственных служащих введен еще  в 1883 году, и в настоящее время 90% федеральных чиновников поступают  на государственную службу на основе конкурса.

     По  пути конкурсного отбора и продвижения  государственных служащих уже пошел  партнер нашей республики по таможенному союзу — Казахстан. Здесь создано специальное Агентство по делам государственной службы, подчиненное Президенту страны. Согласно казахскому законодательству, предполагается формировать на конкурсной основе свыше 90% корпуса государственных служащих. Данная новация кадровой политики в сфере государственной службы является для Казахстана настоящей революцией, поскольку раньше государственные должности были чуть ли не предметом наследования.

     Эти и другие факты говорят о том, что если Беларусь желает войти в круг цивилизованных государств, то ей предстоит создать элитарную государственную службу, в которую стремились бы лучшие представители белорусского общества. Как показывает мировая практика, в том числе отечественная, наилучшим способом гарантирования элитарной государственной службы является организация конкурсных экзаменов на основе их прозрачности. В этой связи РБ нуждается в законе о конкурсном отборе государственных служащих, который очертил бы правовые рамки создания системы открытого соревнования за должности государственной службы. Только таким путем можно гарантировать конституционный принцип равного доступа граждан на государственную службу.

     Конкурсный  отбор и продвижение государственных  служащих позволит провести масштабную ротацию политической элиты, оказавшейся  неспособной провести в жизнь  политику эффективной модернизации страны. Он включит зеленый свет для поступления на государственную службу молодежи, в том числе получившей образование по специальности “Государственное и муниципальное управление”.

     Важную  роль в модернизации государственной  службы могла бы сыграть аттестация всех “карьерных” чиновников независимыми аттестационными комиссиями на основе разработанных критериев. В этих комиссиях большинство должны составлять наиболее авторитетные представители кадрового менеджмента, специалисты в области государственного и муниципального управления.

     Независимо  от природы организации, в ее управлении проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Менеджмент в министерстве, в областной администрации, в университете, в транснациональной корпорации имеет общие черты. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля.

     Менеджмент  в государственной службе имеет  свои особенности, проявляющиеся в: целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.

     Реализация  каждой функции менеджмента в  государственной службе обладает соответствующей  спецификой:

     - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими государственными органами, а в конечном счете – народом, гражданским обществом на основе демократического выбора руководства страны;

     - организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие этой иерархии управленческие процедуры. В связи с этим в рамках государственной службы складывается особый административнобюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

     - мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере – на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры);

     - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.

     «Администрирование» и «бюрократия» – данными терминами  часто обозначается специфика традиционного  менеджмента в государственной  службе. Эти термины обозначают тяготение традиционного менеджмента в государственной службе к автократической модели управления, основополагающими характеристиками которой являются:

     - следование инструкциям;

     - разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет;

     - концентрация власти и политической воли;

     - ограничение свободы действий;

     - административный контроль;

     - авторитарный стиль управления.

     Итак, государственный менеджмент необходим  в организации государственной  службы. Хотя сегодня в сферах государственной службы, в которых преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, преобладают традиционные бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается наилучшим. Однако во все большем числе конкретных сфер государственной службы требуются нестандартные решения постоянно возникающих новых задач. В этих сферах и должно происходить реформирование согласно новым веяниям времени.

     В процессе реформ происходит серьезное  переосмысление концептуальных основ  административной организации, и в  частности государственной службы. Так, получили популярность идеи «постбюрократической организации», то есть отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, кооперации, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания», к развитию «нового государственного менеджмента». 

     Новый государственный менеджмент, возникший примерно в середине 80х годов нацелен на повышение эффективности государственного сектора, на его соответствие новым требованиям. Отличительную особенность этого направления составляют новые акценты, новые технологии, заимствованные из менеджмента коммерческих организаций, ориентированные на результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  № 13. 

     Проанализировать  состояние бюджета по показателям  его дефицита и структуры бюджета  по доходам и расходам и сформулировать предложения по улучшению его  структуры.

1. Определить сумму статей расходной и доходной частей бюджета и рассчитать дефицит государственного бюджета.

2. Найти  удельные веса статей доходов  в доходной части бюджета и  статей расходов в расходной  части бюджета.

3. Сравнить  структуру государственного бюджета моего варианта с примерной структурой бюджета страны с рыночной экономикой, сгруппировав удельные веса 1.2 и 1.3, 2.2 и 2.3. 

Примерная структура бюджета  страны с рыночной экономикой: 

<

Информация о работе Система государственного управления