Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:34, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы- изучение процедуры конкурсного производства в системе арбитражного управления.

Исходя из цели задачами работы являются:

– рассмотреть понятие банкротства и правовое регулирование процедур несостоятельности предприятия;

– охарактеризовать порядок проведения процедуры наблюдения на предприятии ОАО «Совтрансавто-Ростов;

– сделать анализ финансового состояния ОАО «Совтрансавто-Ростов»;

– изучить процедуру конкурсного производство на примере ОАО «Совтрансавто-Ростов».

Работа состоит из  1 файл

пример работы.docx

— 105.62 Кб (Скачать документ)

 

 Кроме того, процедуры  банкротства регулируются:

 

 – ГК РФ (ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч.2 от 26 января 1996 г.  № 14 ФЗ);

 

 – Арбитражным процессуальным  кодексом (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. №  95-ФЗ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.);

 

 – Трудовым кодексом (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. №  197-ФЗ;

 

 – УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;

 

 – Федеральным законом  «Об особенностях несостоятельности  (банкротства) субъектом естественных  монополий топливно-энергетического  комплекса» от 24 июня 1999 г. № 122 – ФЗ (действует до 1 января 2005 г., после чего вступает в действие  § 6 главы 9 нового Закона о  банкротстве «Банкротство субъектов  естественных монополий»);

 

 – Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций» от 25 февраля  1999 г. № 40-ФЗ.

 

 В соответствии с  законом о банкротстве, несостоятельность  (банкротство) – это признанная  арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника  в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей.

 

 Из законодательства  о банкротстве вытекают следующие  положения:

 

1) должник может быть  признан банкротом только на  основании решения арбитражного  суда или объявить себя банкротом  сам (в случае добровольной  ликвидации);

 

2) критерием несостоятельности  должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью  расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия  между задолженностью перед кредиторами  по уплате обязательных платежей  в бюджет и внебюджетные фонды  и кредиторами по другим обязательствам.

 

 Признаки банкротства:

 

1) неспособность должника  удовлетворить требования кредиторов  в течение трех месяцев со  дня наступления сроков их  исполнения; в течение одного  месяца для кредитных организаций;  в течение шести месяцев для  субъектов естественных монополий  топливно-энергетического комплекса  и для стратегических предприятии  и организаций;

 

2) сумма задолженности  (за исключением начисленных штрафов  и пеней) на день обращения  в суд должна быть не менее:

 

 – 100 тыс. руб. (по  закону о банкротстве 1998 г.  – 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)) для юридического лица;

 

 – 10 тыс. руб. (по  закону о банкротстве 1998 г.  – 100 МРОТ) для гражданина; кроме  того сумма обязательств должника  – гражданина должна быть больше  стоимости принадлежащего ему  имущества;

 

 – 50 000 МРОТ для субъектов  естественных монополий топливно-энергетического  комплекса, кроме того сумма  задолженности должна превышать  балансовую стоимость имущества  должника, в том числе права  требования (с 1 января 2005 г. –  500 тыс. руб.);

 

 – независимо от  размера кредиторской задолженности  при банкротстве отсутствующего  должника;

 

 – не менее 1000 МРОТ  для кредитной организации.

 

 Не подлежат банкротству  в порядке, предусмотренном законом  о банкротстве, казенные предприятия.

 

 Закон «О несостоятельности  (банкротстве) предприятий» 1992 г.  не выделял особых категорий  должников, вследствие чего ко  всем применялись единые нормы.  Закон 2002 г. предусматривает особенности  банкротства отдельных категорий  должников: градообразующих организаций,  сельскохозяйственных организаций,  финансовых организаций (страховых  организаций, кредитных организаций,  профессиональных участников рынка  ценных бумаг), стратегических предприятий  и организаций, субъектов естественных  монополий, граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, и др.

 

 Процедуры банкротства  можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства, к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

 

 Судебное разбирательство  может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

 

 Конкурсное производство  приводит к ликвидации организации,  все остальные процедуры –  к ее финансовому оздоровлению  и, в конечном счете, к привидению  организаций в нормальное состояние.  Таким образом, процесс по делу  о банкротстве не всегда приводит  к ликвидации должника.

 

 

1.2 Банкротство как неотъемлемая  часть рыночной экономики

 

 

 Темп проводимых в  стране реформ и рост экономического  потенциала в значительной мере  зависят от эффективности осуществления  процедур финансового оздоровления  в реальном секторе экономики.  Здесь не последнюю роль играет  применение механизма банкротства.

 

 До недавнего времени  объявление о банкротстве воспринималось  как финансовый крах и ликвидация  предприятия. За прошедшее время  изменилось очень многое, и прежде  всего общественное сознание. Революция  в умах произошла не в начале 90-х, когда экономические реформы  казались чем-то вроде скоростной  езды по гладкой магистрали, а  только теперь, когда мы осознаем, с какой жесткой, болезненной,  неотвратимой ответственностью  связана рыночная экономика. Понадобился  длительный процесс адаптации  к этому понятию и самому  институту банкротства. Сегодня  все большее число людей, в  том числе должностных лиц  всех уровней, начинают понимать, что без цивилизованного, эффективного  рычага воздействия на неплательщиков  долгов невозможно функционирование  нормальной рыночной экономики.  Банкротство – вовсе не чье-то  изобретение, это неизбежный спутник  эффективно функционирующей рыночной  экономики.

 

 Система несостоятельности  является одним из важных факторов  надежного экономического развития. Она повышает доступность кредита,  стимулирует выполнение договоров,  обеспечивает предсказуемое распределение  рисков в случаи возникновения  финансовых кризисов». Именно  эта позиция является главной.  Предсказуемость распределения  рисков и возврата денежных  средств должны обеспечиваться  Законом о банкротстве.

 

 Юридические лица и  граждане вступают в многочисленные  отношения друг с другом, с  государственными, в том числе  налоговыми органами, банками и  другими организациями. В этих  отношениях возникают денежные  обязательства, определенные законом  или договорами. В тех случаях,  когда денежный размер этих  обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).

 

 Таким образом, банкротство  является той гранью, которая  может быть обусловлена различными  причинами: это и неполучение  средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного  производства продукцией, не имеющей  сбыта, и неэффективная финансовая  деятельность, и прямые злоупотребления  топ-менеджеров3. Однако необходимо  учитывать и объективные причины  – опыт прошлого. Ведь государственные  предприятия в нашей стране  долгое время действовали на  основе централизованного планирования  при низкой оплате труда, низких  транспортных и энергетических  тарифах, в условиях монополизма,  когда имели возможность повышать  цены произвольно, в зависимости  от конкретных затрат. Сказывается  и несовершенство нашего законодательства, особенно налогового, а также  общеэкономические условия, в  частности, нехватка оборотных  средств (отсутствие нормальной  системы кредитования).

 

 Институт банкротства  известен всем странам с рыночной  экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы.

 

 В то же время  процедура банкротства является  положительной мерой и для  должника. Она позволяет ему погасить  свои обязательства за счет  имеющегося имущества и затем,  освободившись от долгов, начать  новое дело. Другое дело, что в  наших условиях, когда произошли  коренные изменения в принципах  хозяйствования, банкротство приобретает  невиданный размах.

 

 Наибольшее количество  дел о банкротстве, находящихся  в настоящее время в производстве, связано с ликвидационной процедурой (90,8%). Более 40 тысяч предприятий  – так называемые отсутствующие  должники, давно не работающие, брошенные  юридические лица. Всего в стране  более 1 млн. таких предприятий,  и их необходимо ликвидировать.  Хотя общее количество дел  о банкротстве возрастает, число  процедур внешнего управления  изменяется непропорционально общему  росту количества дел, более  того, имеет устойчивую тенденцию  к снижению4.

 

 

1.3 Порядок осуществления  процедур банкротства

 

 

 При рассмотрении дела  о банкротстве должника – юридического  лица применяются следующие процедуры  банкротства5:

 

1) наблюдение;

 

2) финансовое оздоровление;

 

3) внешнее управление;

 

4) конкурсное производство;

 

5) мировое соглашение.

 

 В случае проведения  процедур банкротства обязательному  опубликованию подлежат сообщения  о введении в отношении должника  процедуры наблюдения, признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства, о прекращении  производства по делу о банкротстве.

 

 При отсутствии возражений  кредиторов должник – юридическое  лицо может объявить о своем  банкротстве и добровольной ликвидации.

 

 Государственную политику  в сфере финансового оздоровления  и несостоятельности (банкротства)  проводит государственный орган  по финансовому оздоровлению  и банкротству, имеющий территориальные  органы – Федеральная служба  финансового оздоровления (ФСФО  России). Ее структура представлена  на рис. 1.1 (см. приложение А).

 

 В случае возникновения  признаков банкротства руководитель  должника обязан сообщить об  этом своим учредителям. Предписание  о необходимости такого уведомления  направляет должнику ФСФО России. Все соучастники до момента  подачи в арбитражный суд заявления  о признании должника банкротом  обязаны принимать меры по  предупреждению банкротства предприятий,  т.е. меры, направленные на финансовое  оздоровление. В этом случае должнику  может быть представлена финансовая  помощь в размере, достаточном  для погашения денежных обязательств  и обязательных платежей и  восстановления платежеспособности  должника (досудебная санация).

 

 Дела о банкротстве  юридических лиц, в том числе  зарегистрированных в качестве  индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным АП К РФ, месту нахождения должника.

 

 Заявление о признании  должника банкротом принимается  арбитражным судом, если требования  к должнику – юридическому  лицу в совокупности составляют  не менее 1000 МРОТ и указанные  требования не погашены в течение  трех месяцев.

 

 Дело о банкротстве  не может быть передано на  рассмотрение третейского суда.

 

 Лицами, участвующими  в деле о банкротстве, являются:

 

1) должник;

 

2) арбитражный управляющий;

 

3) конкурсные кредиторы  с момента предъявления ими  требования к должнику;

 

4) уполномоченные органы  по требованиям по обязательным  платежам с момента предъявления  ими требования к должнику;

 

5) органы местного самоуправления  по месту нахождения должника, а также федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной  власти субъектов РФ по месту  нахождения должника в случаях,  предусмотренных Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве)»;

 

6) лица, предоставившие обеспечение  для проведения процедуры финансового  оздоровления.

 

 В арбитражном процессе  по делу о банкротстве участвуют:

 

1) представитель работников  должника;

 

2) представитель собственника  имущества должника – унитарного  предприятия;

 

3) представитель учредителей  (участников) должника юридического  лица;

 

4) представитель собрания  кредиторов;

 

5) представитель комитета  кредиторов;

 

6) саморегулируемые организации.

 

 Производство по делу  о банкротстве возбуждается арбитражным  судом в течение пяти дней  с момента поступления заявления  о признании должника банкротом  в арбитражный суд.

 

 Кредиторы вправе объединить  свои требования к должнику  и обратиться в суд с одним  заявлением кредитора. Такое заявление  подписывается кредиторами, объединившими  свои требования.

 

 Заявление уполномоченного  органа о признании должника  банкротом должно отвечать определенным  требованиям. Порядок подачи заявления  уполномоченного органа определяется  Правительством Российской Федерации.

 

 К заявлению уполномоченного  органа о признании должника  – юридического лица банкротом  должны быть приложены доказательства  принятия мер к получению задолженности  по обязательным платежам в  установленном Законом порядке.

Информация о работе Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления