Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

жест.обр.с.детьми.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

 

3) единичные запросы по  вопросам, касающимся концептуального  аспекта, с нашей точки зрения, немаловажного:

 

. определение понятия  "насилие";

 

. характеристика групп  риска: потенциального преступника  и потенциальной жертвы;

 

. истоки и причины насилия.

 

4) блок вопросов о службах  помощи, существующих в городе (какие;  где; кому помогают).

 

Выше говорилось, что с  теоретической точки зрения насилия  над детьми можно рассматривать  как проявления страха: страха насилия  и страха виктимизации.

Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое  состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны  и разнообразны. Различия многообразных  проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны  с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой  меняющаяся в обществе криминогенная  ситуация. Вместе с тем, интенсивность  проявлений страха зависит, конечно, и  от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме  того, нельзя не помнить о том, что  у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его).

 

Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с  насилием, у школьного психолога  есть три приоритетных направления  в работе:

 

. профилактика насилия;

 

. работа с проблемой,  связанной с фактом насилия;

 

. профилактика виктимности.

 

Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении  жертвы, изучение причинной цепочки  ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить  сумму обстоятельств, повлиявших как  на формирование

"насильника", так и  на формирование уязвимой личности  с деформированным личностным  профилем, ставшей жертвой. Дети  представляют собой группу риска,  а профилактика насилия по  отношению к ребенку, в том  числе и между детьми одновременно  является и профилактикой правонарушений.

 

Отдельно следует рассмотреть  особенности социально-психологических  подходов к сексуальному насилию, которое  характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения  этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности  определения границ насилия, а также  из-за часто встречающихся сочетаний  разных видов насилия, в которые  входит и сексуальное.

 

В этом случае сексуальное  насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое  насилие. М.: ВНИИ

Проблем исследования,1990.[28].

 

Конечно, объектом воздействия  социального психолога должны стать  опосредованные виновники возникшей  проблемы – взрослые: родители и  учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

 

 

4.2 Анализ позиций насилия

 

Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный  физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок  до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления  со стороны родителя или иного  лица, его заменяющего, минимальной  степени заботы.

 

Социально-психологические  теоретические исследования насилия  выделяют ее как органическую часть  агрессии и жестокости. Точнее понятия  «жестокость» и

«насилие» – «более узкие  и входят в понятие агрессия»  Руководство по предупреждению насилия  над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:

ВЛАДОС,1997.[32, с.48].

 

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям  или вызывающее у них психологический  дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение  чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28].

 

Определяют 4 типа позиции  насилия и жестокого обращения  с ребенком.

Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –

М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:

 

. физическое насилие;

 

. пренебрежение;

 

. сексуальное насилие;

 

. психологическое жестокое  обращение.

 

Насилие над детьми может  быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится  на происходящее в настоящем и  случившееся в прошлом. По месту  происшествия и окружения насилие  бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов  или детей, на улице – со стороны  детей или со стороны незнакомых взрослых.

 

Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие  их виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:

 

. психологическое пренебрежение  – это последовательная неспособность  родителя или лица, осуществляющего  уход, обеспечить ребенку необходимую  поддержку, внимание и привязанность.

 

. психологическое жестокое  обращение – хронические паттерны  поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и  высмеивание ребенка.

 

Ранее говорилось, что в  связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь  дело с большим количеством симптомов  и поведенческих индикаторов. К  ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения  обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. [24]. Такой  ребенок имеет забитый вид, поведение  замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими  проявлениями насилия.

 

Особенности психического состояния  и поведения ребенка, позволяющие  заподозрить физическое насилие, в  зависимости от возраста ребенка.

 

1. Возраст 0-6 месяцев:

 

. малоподвижность;

 

. безразличие к окружающему  миру;

 

. отсутствие или слабая  реакция на внешние стимулы;

 

. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

 

2. Возраст 6 месяцев –  1,5 года:

 

. боязнь родителей;

 

. боязнь физического контакта  со взрослыми;

 

. постоянная беспричинная  настороженность;

 

. плаксивость, постоянное  хныканье, замкнутость, печаль;

 

. испуг или подавленность  при попытке взрослых взять  на руки.

 

3. Возраст 1,5 – 3 года:

 

. боязнь взрослых;

 

. редкие проявления радости,  плаксивость;

 

. реакция испуга на  плач других детей;

 

. крайности в поведении  – от чрезмерной агрессивности  до безучастности.

 

4. Возраст 3 года – 6 лет

 

. примирение со случившимся,  отсутствие сопротивления;

 

. пассивная реакция на  боль;

 

. болезненное отношение  к замечаниям, критике;

 

. заискивающее поведение,  чрезмерная уступчивость;

 

. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

 

. негативизм, агрессивность;

 

. лживость, воровство;

 

. жестокость по отношению  к животным;

 

5. Младший школьный возраст:

 

. стремление скрыть причину  повреждений и травм;

 

. одиночество, отсутствие  друзей;

 

. боязнь идти домой  после школы;

 

6. Подростковый возраст:

 

. побеги из дома;

 

. суицидальные попытки;

 

. делинквентное поведение;

 

употребления алкоголя, наркотиков.

 

Определенные позиции  насилия имеет и сексуальное  насилие над детьми.

Выделение и фиксация специфических  признаков данных, имеет место  сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия  с целью оказания своевременной  помощи жертве.

Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок  не может прямо сказать о случившемся  насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций  признаков.

 

Эти признаки подробно перечислены  в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков  и психологов, работающих с указанной  проблемой

М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].

 

В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К  ним относятся как:

 

o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

 

o поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

 

Возраст 3-4 года:

 

. чрезмерная мастурбация;

 

. частая демонстрация  гениталий;

 

. сексуальные игры навязчивого  характера, хотят сделать что-нибудь  маленькой сестре или брату;

 

. поведение ребенка становится  сексуальным;

 

. периодические ночные  кошмары;

 

. энкопрез и анурез;

 

. нарушения сна;

 

. боязнь оставаться наедине  с взрослым, братом, сестрой или  идти в детский сад;

 

. регрессивное поведение;

 

1. Возраст 4-6 лет:

 

. чрезмерная мастурбация,  частая демонстрация гениталий;

 

. сексуальные игры навязчивого  характера, хочет сделать что-нибудь  младшей сестре или брату;

 

. агрессивное сексуальное  поведение с детьми;

 

. псевдовзрослое поведение;

 

. некоторая враждебность  и агрессивность поведения, уменьшающаяся  при взрослении;

 

. ребенок ни на что  не жалуется во время осмотра  (ребенок боится);

 

. нарушения сна;

 

. боязнь оставаться наедине  с взрослыми и сверстниками, нежелание  идти в детский сад.

 

. устраивает поджоги.

 

. регрессивное поведение

 

. соматические жалобы.

 

2. Возраст 6-8 лет:

 

. сексуальные игры навязчивого  характера со сверстниками;

 

. усиливающаяся агрессия  по отношению к сверстникам;

 

. нерегулярное посещение  школы или приходит рано и  уходит поздно;

 

. внезапное ухудшение  успеваемости;

 

. не может найти друзей  и ему никому не верит;

 

. не может сконцентрировать  внимание.

 

3. Возраст 8-10 лет:

 

. сексуальные игры навязчивого  характера;

 

. усиливающаяся агрессия  по отношению к сверстникам;

 

. нерегулярное посещение  школы.

 

Возраст 10-12 лет:

 

. социальный уход;

 

. агрессия по отношению  к сверстникам;

 

. нерегулярное посещение  школы и несвоевременный приход  и уход;

 

. внезапное ухудшение  успеваемости;

 

. никому не верит;

 

. не может сконцентрировать  внимание;

 

. часто прогуливает школу;

 

. приходит в школу рано  – уходит очень поздно;

 

. начальные признаки клинической  депрессии.

 

Возраст 12-18 лет:

 

. симптомы клинической  депрессии;

 

. нарушения сна;

 

. суицидальные наклонности;

 

. изоляция от окружающих;

 

. побеги из дома;

 

. промискуитет;

 

. асоциальное поведение;

 

. не участвует в школьных  мероприятиях;

 

. аддитивное поведение  (никотин, алкоголь, наркотики);

Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы