Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

жест.обр.с.детьми.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

 

. совершение преступлений.

 

Наличие у ребенка симптомов  или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение  с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

 

Существует концепция  фрустрации – агрессии, которая  разрабатывалась многими зарубежными  авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые  может испытывать взрослый, могут  сформироваться у ребенка, как следствие  стереотипного агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит  сила агрессивных привычек:

 

частота и интенсивность  случаев, в которых индивид был  атакован, фрустрирован, раздражен;

 

. частое достижение успеха  агрессией;

 

. культурные и субкультурные нормы;

 

. темперамент, характеризующийся  импульсивностью, интенсивностью  реакций, высокой активностью  и зависимостью.

 

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев  насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального и т.п.

 

Конфликтная природа позиций  фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.

Применение позиций насилия  к такому ребенку формирует у  него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности  видеть глазами других

(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.

 

 

Заключение

 

В заключение работы можно  сказать, что жестокое обращение  с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и  формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко  – угроза его жизни или даже смерть.

 

Жестокое обращение с  детьми делиться на физическое и психологическое  насилие.

 

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями  или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и  лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная  от подзатыльников и шлепков до порки  ремнем.

Необходимо сознавать, что  физическое насилие – это действительно  физическое нападение (истязание), оно  почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической  травмой. Под жестоким обращением с  детьми при помощи физического насилия  понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с  использованием самых различных  предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие  физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских  препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных  врачом). Многие авторы отдельно рассматривают  попытки убийства ребенка, в том  числе через удушение или утопление.

 

Следует отметить, что абсолютно  все авторы рассматривают сексуальное  насилие или совращение, как отдельную  категорию жестокого обращения  с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным  насилием понимается – использование  ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения  выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

 

С психологической точки  зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное  оскорбление ребенка, угрозы со стороны  родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем  он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни  к ребенку.

К этому виду насилия относятся  также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие  к взрослому), а также предъявляемые  к ребенку требования, не соответствующие  возрастным возможностям.

 

Пренебрежение интересами и  нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей  или лиц, их заменяющих, в силу объективных  причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения  к детям является оставление их без  присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным  для жизни и здоровья ребенка  последствиям.

 

 

Семья занимает важное место  в формировании личности ребенка, поэтому  одним из проявлений жестокого обращения  с детьми является отсутствие любви  к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины  любви к ребенку, когда он еще  находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

 

Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или  опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции  какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического  насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются  смертью жертвы насилия. Следствиями  физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и  др.

Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени  и усилий требуется для того, чтобы  залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

 

Дети, подвергшиеся жестокому  обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже  начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в  школе, чем их одногодки. У таких  детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

 

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются  дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

 

Список литературы

 

1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

 

1997

 

2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

 

3. Антонов А.И., Сорокин  Н.А. – М.: Речь, 2000

 

4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995

 

5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999

 

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001

 

7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,

 

1997

 

8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997

 

9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,

 

1993

 

10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994

 

11. Дети России: насилие  и защита: Материалы Всероссийской  научно- практической конференции  (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997

 

12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",

 

№3, 1995

 

13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.

 

Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998

 

14. Захарьева И.А. Нет  Насилию! (Анализ проблемы насилия  и его профилактики среди детей  и подростков) – СПб.: изд-во СПб.  Университета МВД России,

 

2000

 

15. Ильина С.В. Влияние  пережитого в детстве насилия  на возникновение личностных  расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998

 

16. Каган В.Е. Семейные  и половые установки у подростков // Вопросы психологии 1987, №2

 

17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера;

 

Юрайт, 2001

 

18. Колосова С. Агрессия  и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-

 

28

 

19. Кон И.С. Введение  в сексологию – М.: Речь, 1997

 

20. Кон И.С. Совращение  детей и сексуальное насилие  // Педагогика, №5,

 

1998

 

21. Курасова Н.В. Сексуальное  насилие в семье: К вопросам  диагностики психологических последствий  у детей // Семейная психология  и семейная терапия, №1, 1997

 

22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //

 

Детский практический психолог, №7, 1995

 

23. Мельниченко С.А. Предотвращение  жестокости по отношению к  женщине и детям // Семья в  России, №2, 1996

 

24. Меньшикова Е.С. Жестокое  обращение с детьми и его  возможные отдаленные последствия  // Психологический журнал, №6, 1993

 

25. Минеева О.А. Работа  с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //

 

Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999

 

26. Моделирование воспитательных  систем: теория – практике // под  ред. Л.И.

 

Новиковой, Н.Л. Селивановой  – М.: Изд-во РОУ, 1995

 

27. Нагаев В.В. Преступления  против половой неприкосновенности  несовершеннолетних: психологическая  экспертиза и правовая защита: [По данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы, №4, 1998

 

28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование  – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990

 

29. Ольшанский Д.В. Психология  масс – СПб.: Питер, 2001

 

30. Педагог в гуманистической  воспитательной системе школы  // сост. А.И.

 

Григорьева, Л.Г. Егорова  – Тула: ТОИРО, 1996

 

31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал

 

"Детский практический  психолог", №7, 1995

 

32. Руководство по предупреждению  насилия над детьми // под ред.  Асановой

 

Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997

 

33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –

 

Ярославль, Филинъ, 1996

 

34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и педагогика, 1993

 

35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное образование, №5, 1995

 

36. Сборник тезисов международной  конференции: Подростки и молодежь  в меняющимся обществе (проблемы  девиантного поведения) – М.: Новый отсчет,

Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы