Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

жест.обр.с.детьми.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

 

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные  родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в  отношениях с ним.

 

 

2.2 Психологические последствия  плохого обращения в неблагополучных  семьях

 

Главным вопросом о психологических  последствиях плохого обращения, который  встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о  характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени  и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение  нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями  такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.

 

Настоящее время российское общество характеризуется таким  положением, когда каждая отдельная  семья остается одни на один с проблемами своих детей

(уходы из дома и  бродяжничество, алкоголизация и  наркотизация, нарушения сексуальной  ориентации и другие, грозящие  риском проблемного развития  нарушения поведения) и вынуждена  действовать вслепую. При этом  неблагополучные семьи демонстрируют  образцы злоупотребления алкоголем  и наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих

«экспериментов» с наркотиками  или злоупотребления ими.

 

Необходим учет следующих  форм неадекватного семейного воспитания (в качестве примера рассмотрим явление  наркотизации как наиболее негативного  вида девиантного поведения) Моделирование воспитательных систем:теория- практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год.

[26, с.67-68]:

 

Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения.

 

Воспитание с возложением  на ребенка повышенной моральной  ответственности.

При этом воспитательном подходе  требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются  необходимостью «строгого контроля». Высокие запросы к ребенку  могут сочетаться с пониженным вниманием  к его актуальным интересам и  потребностям или не соотноситься с  его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.

 

Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье, один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу.

С началом наркотизации ребенка  семейный кризис, как правило, усиливается, и одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и ответственность  за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся  подросток и активно вовлеченная  в его проблемы мать легко образуют своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной  причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал материнский стиль отношения  и пр.). За этой позицией стоит неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в употребление наркотиков.

 

Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной  для ребенка сменой отношений  с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к  эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в  своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть  и негативный характер последствий  такого отношения. Неустойчивый стиль  воспитания формирует у ребенка  черты упрямства, постоянного намерения  поступать наоборот.

 

Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.

 

На основе выше сказанного можно заключить, что понимание  и учет семейных отношений позволяют  избежать прямолинейных попыток  разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе семьи, о характере  семейного воспитания, о личных проблемах  родителей, определяющих особенности  воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой  системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют  использовать семейный потенциал в  предупреждении девиантного поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и

"срывов" при воздержании  от их употребления.

 

 

2.3 Школа и насилие в  школе – критическое отношение

 

Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности  семья приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в целом, улице. Это, возможно, представляется несколько  утрированным, но адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей культуры в целом, для  нашей традиционной педагогики –  это какое-то изначальное воплощение зла... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок вырос человеком» Каган В. Е. Семейные и половые  установки у подростков//Вопросы  психологии 1987.[16].

 

Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что  приобретаются знания, так же формируется  самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме  самого ребенка участвуют так  же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые  вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.

 

Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической  точки зрения является последствием органических психопатий, среди которых  наиболее часто встречается возбудимый тип, более распространенный среди  мальчиков. Его клинической основой  является аффективная и двигательная возбудимость.

Лубовский Д.В.Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский практический психолог.1995. [22], ссылается на ранее проведенные В.В.

Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную  характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.

 

В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной  вязкости, но из- за конфликтности, связанной  с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости. В  подростковом возрасте у детей с  органической психопатией возбудимого  круга складывается стойкая конфликтная  ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в  асоциальное внешкольное окружение.

 

Нередко именно школа провоцирует  проявление насилия со стороны родителей  по отношению к ребенку. Учитель  сообщает родителям о том, что  их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее  прогнозировать характер этих мер: минимум  – моральное воздействие, максимум – физическое.

 

Практика показывает, что  чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального  проступка ребенка, сколько степень  пережитого родителями стыда при  общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому  нет никаких оснований ожидать  изменений к лучшему в поведении  ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что  мог.

 

Глава 3. Виктимность поведения ребенка

 

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть  нашего общества. Жестокое обращение  с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических  и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

 

Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [38, с.97-101; 39, с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. [38]. Теоретические и практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов поведения жертвы.

 

Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который

«опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения»[3]. О поведении стоит говорить, когда  субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В  поведении человека и в его  отдельных действиях сложно переплетаются  осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное.

Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются  во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.

 

Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.

 

Различные формы физического  и сексуального насилия, такие как  инцест, физические наказания в детстве  являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились  свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.

 

Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении  жертвы, способах ее защиты.

 

И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[19, с.267] указывает, что  природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их

"добровольность" может  быть фиктивной. Он также обращает  внимание, что в области сексуальных  злоупотреблений детьми бытует  много ложных представлений. Среди  них мнение о том, что:

Информация о работе Жестокое обращение с детьми как проблема социальной работы