Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Объектом исследования являются семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава I.Теоретико-методологические основы социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья…….9
1.1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………..9
1.2. Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..24
1.3. Технология социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..33
Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии социальной работы с семьями с ограниченными возможностями здоровья………………49
2.1. Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………..49
2.2. Реализация технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья….………………………………….55
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..61
Заключение ….………………………………………………………………….64
Список литературы ……………………………………………………………..68

Работа состоит из  1 файл

Диплом по детям-инвалидам.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Предлагаем конкретный пример  тесной взаимосвязи специалистов различных служб, учреждений, ведомств оказание социальной помощи семье имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  по г. Лангепасу [приложение 2].

С семьями была проведена следующая работа

Проводя социальный патронаж, обращаем внимание на вид,  окружение дома, подъезда, квартиры. Встречаясь с семьей, стараемся увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи. Беседуем с родителями о потребностях, проблемах, ресурсах семьи, расспрашиваем о внешкольных занятиях ребенка, а так же отвечаем на вопросы всех членов семьи. Между тем ведётся целенаправленное наблюдение за тем как в семье обращаются с ребёнком обучают и развивают его. При взаимодействии с другими специалистами членам семьи демонстрируются стратегии поведения, обучения и решения проблем. По итогам социального патронажа оформляем акт посещения семьи [приложение 9].

С родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья систематически проводятся индивидуальные и групповые консультации, при тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения. На консультациях специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают полученную информацию. Помогаем воспитателям в организации родительских собраний по разным вопросам, касающимся воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же предлагаем рекомендации для использования средств реабилитации в домашних условиях. Родителям предлагаем подборку методической литературы по различным вопросам воспитания

              При взаимодействии с психологом для родителей проводятся социально-психологические тренинги личностного роста. Совместно с воспитателями был проведён день открытых дверей (социально-трудовая реабилитация). Периодически для родителей предоставляем необходимую информацию по телефону, например информацию о способах организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказываем помощь в организации совместных познавательно-развлекательных мероприятий для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи.

              Для того чтобы практика работы с семьёй была успешной и наиболее эффективной необходим регулярный контакт с семьей, в беседах с родителями о воспитании ребёнка делать акцент на способности ребёнка, его успехи, удачи. Примерные темы различных форм взаимодействия с семьей специалистов учреждения представлены в табл. 5.

 

Таблица 5

Примерные темы различных форм взаимодействия с семьей специалистов учреждения

Форма взаимодействия

Тема

Ответственный

1

Беседа

«Здоровье ребёнка в руках его родителей»

Врач-невролог, врач - педиатр

2

Групповая консультация

«Стили семейного воспитания и эмоциональное самочувствие ребёнка»

психолог

3

Родительское собрание

«Трудовое воспитание детей в семье»

Воспитатель, инструктор по труду

4

«Острые углы семейного круга»

Информационный лекторий с элементами дискуссии

психолог

5

Профилактическая беседа

«Об алкоголизме и пагубном влиянии его на растущий организм

Врач - нарколог, врач психиатр

6

Дискуссия

«Супружеские отношения и влияние их на воспитательную атмосферу семьи»

психолог

7

День открытых дверей

«Доктор Айболит на службе здоровья детей»

Врач - невролог, специалист по соц. работе.

8

Социально-психологический тренинг

«Семейные роли, общение и умение слушать»

Психолог

9

Групповая консультация

«Авторитет родителей и его влияния на развитие личности ребёнка»

Социальный педагог, психолог.

10

Групповая консультация

«Как организовать игры во время болезни ребёнка»

Врач-педиатр

 

Для реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья можно использовать вспомогательные материалы и пособия для родителей:

1.      Памятка для родителей «Внимание эмоциональному благополучию ребёнка».

2.      Папка-передвижка «Как избавиться от никотиновой зависимости».

3.      Памятка для родителей «10 заповедей родителям».

4.      Рекомендации родителям «Стратегии поведения родителей с детьми с девиантным поведением».

5.      Рекомендации для родителей «Шпаргалка для взрослых или правила поведения с детьми с различными психофизическими отклонениями»

Главное нужно помнить, что семья должна быть в центре внимания. Нужно уделять внимание более широкому спектру потребностей (речь идёт не только о ребенке, но и обо всей семье).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

     

Контрольный эксперимент проводился по той же методике, что и констатирующий эксперимент. Были использованы те же критерии оценки. Проводя анализ повторной диагностики с каждой семьей, мы наблюдаем улучшения, внутрисемейных и межличностных отношений, результаты обследования занесены в таблицы 6 - 7.

Таблица 6

Оценка  результатов обследования семьи №1

Результаты обследования семьи

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Эпизодические нервозоподобные реакции, повышенная тревожность к болезненным эмоциональным реакциям в случаях конфликтных ситуаций, снижение толерантности к фрустрациям

удовлетворительный уровень психического здоровья

2

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

удовлетворительный уровень психического здоровья

2

Реабилитационная компетентность родителей

Достаточно полные знания и совершенные навыки, которые реализуются на практике, адекватность и заинтересованность в проведении реабилитационных мероприятий в сочетании с затруднениями социально – экономического характера.

Удовлетворительный уровень реабилитационной компетентности

2

 

Общий балл - 6

Определилась РАЦИОНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка

Таблица 7

 

Оценка результатов обследования семьи №2

Результаты обследования семьи

Оценка результатов

Условная балльная

оценка

Психологическое здоровье родителей

Выраженные нервозоподобные расстройства, частые эмоциональные срыва, недостаточно адекватное поведение, тенденции к асоциальному поведению

Пониженный уровень психического здоровья

4

Психологический климат (характер взаимоотношений)

Эпизодические, но болезненные конфликты, повышенная напряженность эмоциональных взаимоотношений, повышенная фиксация на негативных элементах взаимоотношений

Относительно удовлетворительный уровень психического здоровья

3

Реабилитационная компетентность родителей

Бессистемные  знания, владения некоторыми навыками помощи ребёнку и их эпизодическое, нерегулярное использование на практике, фетишизация значения отдельных видов реабилитации и отрицание других.

Относительно пониженный уровень реабилитационной компетентности

3

 

Общий балл – 10.

Определились УСЛОВНО РАЦИОРНАЛЬНАЯ позиция родителей в отношении перспектив ребёнка.

После проведённой работы с семьями получены следующие результаты:

Семья №1 многодетная, состоит из пяти человек, проживает семья в 4х комнатной квартире КПД. Ребёнок занимает отдельную комнату, где созданы все условия для комфортного проживания. Материальное состояние семьи благополучное оба родителя работают. В семье единство требования в воспитании детей, соблюдение традиции, почитание старших. В семье удовлетворительный психологический климат. Между братьями дружеские отношения.

Семья №2. Семья неполная, состоит из двух человек. Мать подала на развод, отец переехал жить к своим родителям. Ребёнок стал более уравновешенный, весёлый. Стал реагировать на стрессовые ситуации более спокойно. Решив основную семейную проблему, мать стала больше уделять внимания вопросам воспитания ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Проведенное исследование позволило подвести следующие итоги:

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, делает первые шаги, познает первые радости и огорчения. Из семьи уходит в большой мир, к ней устремляется тогда, когда ему становится особенно не уютно.

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный социально - психологический климат, ощущение любви и поддержки. Именно эти защитные ресурсы дают силу эмоционально сплочённой семье справляться с жизненными трудностями и проблемами.

Если попробовать описать роль семьи в нескольких словах, то это,  прежде всего, любовь и внимание друг к другу, бережное отношение, уважение и поддержка. Судьба семьи всегда была тесно сплочена с судьбой нашей страны, отечественной культурой. Образ жизни семьи неразрывно  связан с экономической, социальной, политической, духовной сферами жизнедеятельности общества и, в конечном счёте, определяет образ жизни  в целом.

В соответствии с поставленными задачами делаем выводы:

Проблема детской инвалидности не может быть понятна вне социокультурного контекста, в котором живет человек – семьи. Семья, как известно наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. К анализу проблем семьи инвалида и ребенка-инвалида в современной России применима социально-экологическая модель, рассматривающая семью как динамическую систему, в которой изменения в одной части порождают  нужду в системной адаптации (уравновешивании).

Установление инвалидности ребенка является для его родителей чрезвычайно сильным и значительным психотравмирующим фактором. Рассмотрели 5 основных наиболее характерных психологических реакций близких на ребенка-инвалида: шок, отрицание, агрессия, депрессия, принятие. Как мы видим, взаимоотношения в семьях после появления ребенка-инвалида, становятся неоднозначными, сложными. В них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой – больной ребенок. В этой связи семья переживает целый ряд кризисов, во время которых при уже имеющихся материальных нагрузках значительно возрастают психологические и эмоциональные нагрузки, повышается риск возникновения у ее членов стрессов и депрессий. Чтобы успешно справиться с этими кризисами, члены семьи нуждаются не только в материальной, физической, но и психологической консультационной поддержке. И поддержка эта только в том случае окажется полезной, если будут учитываться особенности семьи, в которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, связанные с этапами развития семейных отношений.

В настоящее время вопрос реабилитации и абилитации семей детей с ограниченными возможностями стоит очень остро. В наш век прогресса число детей, имеющих ограничения в социальном, умственном и физическом развитии увеличивается, а это значит, что мы должны осознать всю нравственную глубину проблемы детей-инвалидов в обществе. Основная цель ранней социально-реабилитационной работы – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка имеющего нарушения, и попытка максимального развития его потенциала для обучения.

Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.

Третья цель – абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с психофизическими отклонениями для того, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.

Рассмотрели пять тактик работы социального работника с родителями, шесть существующих компонентов успешной практики.

Рассмотрев систему социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями можно сделать вывод: очень важно проводить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития. Дали определение ранней интервенции. Набор услуг, объединенных в систему ранней интервенции, значителен. Помимо тех, что направлены на помощь самим детям, есть целый ряд услуг для родителей, для семей в целом и для более широкого окружения.

Информация о работе Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья