Дети в неполных семьях и задачи социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является систематизация сведений о проблемах неполной современной семьи и определение путей решения этих задач за счёт оптиматизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы:
- Исследование положения неполных семей в современном обществе;
- Рассмотрение проблем неполных семей;
- Изучение работы по оказанию помощи неполным семьям;
- Рассмотрение адаптации и социализации детей из неполных семей;
- Изучение проблем социализации детей из неполных семей;
- Рассмотрение путей выхода из сложившейся ситуации;
- Выявление специфики работы социального педагога с родителями и детьми из неполной семьи;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1.
Общая характеристика положения неполных семей в современном обществе…6
1.1 Понятие и причины образования неполных семей…………………….……...6
1.2. Основные проблемы неполных семей………………………………….……11
Глава 2.
Адаптация и социализация детей, и социализация детей из неполных семей…16
2.1.Социализация – понятие. Периоды социализации…………………………...16
2.2. Проблемы социализации детей из неполных семей………………………...21
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации……………………………………..27
Глава 3.
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи……..30
3.1. Специфика работы социального педагога с родителями и детьми в неполной семье……………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….. ………….... 36
Список используемой литературы………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Маша.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ 

Федеральное государственное  автономное образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

Южный федеральный университет

Факультет социологии и политологии

Социальная  работа

кафедра социальных технологий 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Дети в неполных семьях и задачи социальной работы»

 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила:

                                                                                   студентка гр. 3.1

                                                                                  Воронкова М.С. 
 

Научный руководитель:

                                                                                     Волощукова К.В. 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2011 год. 
 

Содержание  
 

Введение…………………………………………………………………………….4 

Глава 1.

Общая характеристика положения неполных семей в современном  обществе…6

1.1 Понятие и  причины образования неполных  семей…………………….……...6

1.2. Основные  проблемы неполных семей………………………………….……11

Глава 2.

Адаптация и  социализация детей, и социализация детей из неполных семей…16

2.1.Социализация  – понятие. Периоды социализации…………………………...16

2.2. Проблемы  социализации детей из неполных  семей………………………...21

2.3. Пути выхода  из сложившейся ситуации……………………………………..27

Глава 3.

Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи……..30

3.1. Специфика  работы социального педагога  с родителями и детьми в  неполной семье……………………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………….. …………....  36

Список используемой литературы………………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом.

     Семья – своеобразная система поддержки прав каждого её члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей или молодёжи.

     В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального  обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

     Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

     Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уроне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи не велика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня жизни.

     Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное  значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.

     Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получения образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль  этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.

     Сегодня семье, как никогда,  требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

     Поэтому объектом изучения курсовой работы является неполная семья, причём в работе особо выделены и исследованы наиболее актуальные проблемы неполной семьи.

     Число неполных семей растёт. По информации Министерства труда и социального развития, каждый седьмой российский ребёнок до 18 лет воспитывается в неполной семье, и всё больше женщин рожает детей, не состоя в браке (25 процентов в 1997 году против 20 процентов в 1994 году). Согласно докладу «Положение детей и молодёжи России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность», в 94 процентах случаев неполные семьи – без отца. Возможно отсутствие обоих родителей, проживание детей с дедушками и бабушками. Довольно распространен и такой тип семьи, как супружеская пара старшего поколения, вместе с которой проживает дочь (вдова, разведённая, одинокая мать с детьми).

     Рождение вне брака понижает шансы ребёнка на полную семью в будущем. «Вряд ли матери, которые рожают детей и отказываются выходить замуж,  будут вместе с ребёнком более счастливы, чем в семье, где есть отец, - говорит Галина Зайцева, президент фонда «Мир семьи». – Психологически человек стремится к полноте взаимоотношений, и даже если мать в состоянии устроить бездетную жизнь для своего малыша, он может быть несчастен. Вопрос: « Где наш папа?» - и соответствующие переживания всё равно возникнут на том или ином этапе» Чисто «женское», равно как и «чисто» мужское воспитание детей приводит к формированию искажённого образа поведения. В первом случае это «феминизация», во втором – «маскулинизация» и все связанные с ними комплексы проявляются особенно ярко, когда единственный родитель воспитывает ребёнка противоположного пола.

     Целью работы является систематизация сведений о проблемах неполной современной семьи и определение путей решения этих задач за счёт оптиматизации социального обслуживания.

     Задачи курсовой работы:

- Исследование  положения неполных семей в  современном обществе;

- Рассмотрение  проблем неполных семей;

- Изучение  работы по оказанию помощи  неполным семьям;

- Рассмотрение  адаптации и социализации детей  из неполных семей;

- Изучение  проблем социализации детей из  неполных семей;

- Рассмотрение  путей выхода из сложившейся  ситуации;

- Выявление специфики работы социального педагога  с родителями и детьми  из неполной семьи;

     Я считаю нужным освятить эти проблемы, так как в последние десятилетия, и особенно в начале нового тысячелетия они стали восприниматься обществом как само собой разумеющееся. В конце концов, неминуемо произойдёт распад семьи как социальной системы, и  считаю, что надо уже сейчас начинать делать всё возможное, чтобы этого не произошло.

     Для исследования проблемы, был, использован широкий спектр источников и литературы и, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, прежде всего документы, в которых содержаться основные положения государственной социальной политики.

Глава 1. Общая характеристика положения неполных семей в современном  обществе. 

    1. Понятие и причины образования неполных семей
 

Эта глава  будет посвящена о неполных семьях. Я особенно выделю негативные факторы  воспитания детей в неполной семье, влияющие на развитие личности ребёнка, а также обозначу пути и способы  предотвращения развития этого вида семей. Но сначала надо понять, что представляет собой семья с одним родителем.

О семьях с одним родителем.

     Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовой жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

     Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.

Такие семьи называют её « материнскими», а женщину воспитывающую ребёнка (детей) без отца – «одинокая мать».

Совокупность  неполных семей многообразна и крайне не однородна. Источниками их возникновения  традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель  неполной семьи объективно более  соответствует постиндустриальному  обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных  и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

     Переписи населения последних десятилетий фиксирует рост числа неполных семей в общей численности семей в России. Так, в 1979 г. Доля неполных семей составляла 14,7%; в 1989 г. Их стало уже 15,1%. Микро перепись 1994 г. Выявила в составе всех российских семей 16,6% неполных.

Неполные  семьи – сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но  и имеет постоянную тенденцию  к росту. Причины, по которым кто-то из родителей (в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребёнка один, могут быть самыми разными.

          Основными причинами увеличения  неполных семей являются:

1) Увеличение  количества разводов.

Развод  – частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Фактор  развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно – семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведённых и повторно не вступивших в брак женщин. О динамике нестабильности браков свидетельствует таблица:

                                  Динамика нестабильности браков

Год В тысячах На 1000 населения
Браков Разводов Браков Разводов
1992 1053,7 639,2 7,1 4,3
1993 1106,7 663,3 7,5 4,5
1994 1180,6 680,5 7,4 4,6
1995 1074,4 665,6 7,3 4,5
1996 867 562 5,9 3,8
1997 928 555 6,3 3,8

Информация о работе Дети в неполных семьях и задачи социальной работы