Технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Задачи:

рассмотреть сущность и содержание социальной технологии;
выделить основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, в отношении граждан, пострадавших от радиации;
определить основные группы граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
рассмотреть на примере юго-западных районов Брянской области основные формы и методы социальной защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретико-методологические основы технологий социальной работы


Понятие и сущность технологии социальной работы………………..…….6


1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы………………………………………………………………10



Глава 2 Основные направления социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области)



2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС…………………………………………………………16


2.2 Формы социальной защиты граждан, пострадавших от радиации …….20



Заключение……………………………………………………………………… 27


Литература……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

сохр.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Основные направления  и мероприятия по реабилитации населения  и территории Брянской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС19:

      • Строительство объектов здравоохранения (предполагается строительство несколько онкологических и специализированных медицинских центров в крупнейших городах Брянской области);
      • строительство и модернизация объектов образования – школ, высших и средних учебных заведений;
      • строительство газовых сетей, сетей водопровода, канализации и прочей инженерной инфраструктуры в юго-западных районах области;
      • создание льготных условий ведения бизнеса (как вариант – свободная экономическая зона) на территории юго-западных районов области;
      • создание условий для экономической самообеспеченности районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС;
      • закупка йодсодержащей продукции для населения юго-западных районов Брянской области;
      • улучшение жилищных условий населения, получившего или перенесшего лучевую болезнь в результате аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам, участвующих в ликвидации последствий катастрофы, и прочим участникам их семьям.
 

     Являясь одним из видов человеческой деятельности, социальная работа

тоже осуществляет определённые социальные изменения, используя  при этом, свои специфические средства и методы. При этом, главная задача основных технологий социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов20. 
 
 

2.2 Формы социальной  защиты  граждан, пострадавших от радиации 

      Социальная  защита – это деятельность государственных и негосударственных органов и организации по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального социального благополучия21.

      Соответственно, система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального социального благополучия.

      Социальная  защита граждан, подвергшихся воздействию  радиации в результате радиационных аварии, ядерных испытаний и инцидентов - система гарантированных государством специальных экономических, социальных, правовых, медицинских и организационно-технических мер, компенсирующих негативные последствия воздействия радиации и обеспечивающих пострадавшим охрану их здоровья, защиту имущественных интересов, условия для проживания и трудовой деятельности22.

      В социальной работе с гражданами, пострадавшими  от аварии на Чернобыльской АЭС выделяют два вида:

    1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).

  2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

     Практическая социальная работа с гражданами, пострадавшими вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-правовому, медико-социальному,  социально-экономическому, материальному, социально-информационному .

    1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным  фондом) включает в себя:

— проведение социальных консультаций;

— проведение мероприятий  по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

— выявление  лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

— социальная диагностика;

— помощь мигрантам  в получении пенсий и пособий;

— содействие организации  групп самопомощи и взаимопомощи;

— профилактика девиантного поведения;

 — организация  культурно-досуговой работы с инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС;

— содействие возвращению  имущества мигрантов и получению  ими компенсаций;

— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями  по вопросам помощи гражданам, пострадавшим от радиации.

    2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

— информирование мигрантов о деятельности социальных  служб;

— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

— информирование общественности относительно проблем  миграции и мигрантов (главным образом  через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

— содействие адекватному  освещению в средствах массовой информации темы миграции.

     3. Социально-психологическое направление:

−  разработку  концептуальных  вопросов  восприятия  радиационного риска населением;  

−  разработку  подхода  к  дифференциации  психологической  напряженности,  связанной  с  переживаниями  людей  по  поводу  социальных  и  других  факторов,  обостряющихся  в  современных  социально-политических условиях;

−  создание  постоянно  действующей  системы  социально-психологической  помощи  населению  на  территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.

    4. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):

— защита прав мигрантов;

— предоставление гражданам информации об их правах;

— социально-правовое консультирование.

      5. Медико-социальное направление (работа осуществляется  в контакте со службами здравоохранения):

— медико-социальное консультирование;

— содействие в  проведении диспансеризации;

— помощь в приобретении полисов ОМС;

— выявление  хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных  консультаций;

— оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;

—выделение  финансовой помощи на лечение;

— направление в медицинские учреждения;

— организация оздоровления населения;

— постоянный контроль  уровня радиации на загрязненных территориях.

     6. Социально-экономическое направление:

— консультирование по социально-экономическим вопросам;

— предоставление льгот и различного рода компенсационных выплат;

— своевременный  перерасчет выплат и пособий.

     На  территории Брянской области   реализуются федеральные программы, направленные на преодоление последствий аварии на ЧАЭС, и принимаются областные.

  • Программа оздоровления детей. Оздоровительные поездки на продолжительное время (от 1 до 3 месяцев в году) в чистые зоны своих стран или за границу.
  • Программа диспансеризации населения. Обязательные регулярные медицинские осмотры.
  • Программа обеспечения населения чистыми продуктами. Эта программа реализовывалась в первые годы после аварии, в настоящее время она фактически свернута.
  • Программа информирования населения о радиационной обстановке в регионе, в частности публикация в СМИ данных о замерах радиационного фона в населенных пунктах и состоянии местных лесов: опасные и безопасные места для сбора грибов и ягод, заготовки дров.
  • Программа, направленная на минимизацию последствий аварии, посредством выполнения определенных правил поведения, а именно, дозиметрический контроль продуктов, произведенных в личном подсобной хозяйстве и собранных в лесах, специальных правилах обработки продуктов перед употребление в пищу.
  • Ряд программ просветительского плана: встречи населения пострадавших районов с врачами, учеными и другими специалистами с целью информирования и просвещения.

     Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010г.» представляет собой комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, экономическую, социальную и психологическую защиту граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и реабилитацию загрязненных территорий.

     Целью Программы  является  завершение  в  основном  к  2011  году

мероприятий,   связанных   с   обеспечением    социально-экономической

реабилитации  территорий  и  радиационной  защиты  граждан  Российской

Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на

производственном  объединении  "Маяк",  Чернобыльской  АЭС и испытаний

ядерного оружия на Семипалатинском полигоне,  возвращение  радиоактивно

загрязненных  территорий к нормальным (без ограничений по радиационному

фактору) условиям проживания населения и  хозяйственной  деятельности,

снижение  риска  радиоактивного загрязнения объектов природной среды от

потенциально  опасных  источников  на   производственном   объединении

"Маяк"23.

    Среди подзаконных актов, действующих на территории Брянской области, можно выделить следующие: Постановление Правительства РФ от 04.11.2004 г. № 592, которым утвержден «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС …»; Указ Президента РФ от 06.05.2008г. № 685, которым предусмотрено в 2009 г. обеспечение инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы, вставших на очередь до 01.01.2005 г., автотранспортом либо денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей и др. 

    Правительством  Российской Федерации утверждены федеральные  целевые программы:  «Жилище» на 2002-2010 годы, «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».

    В соответствии с пп. «ж» п.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому в Брянской области сформирована региональная нормативно - правовая база, регулирующая вопросы дополнительного обеспечения прав граждан, проживающих на загрязненных территориях.

    Законом Брянской области от 13.12.2005 N 92-З «О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося  радиационному воздействию» дополнен объем мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности, увеличен объем оказания специализированной медицинской помощи населению области, проживающему на радиационно-загрязненных территориях. 

    Приняты и реализуются областные целевые  программы. С 01.01.2007 г. вступила в силу областная целевая программа «Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007 – 2010 годах» с общим объемом финансирования 538,5 млн. рублей. В 2007 году на ее реализацию было затрачено 42 млн. 77 тысяч рублей из областного бюджета.

    По  областной программе «Минимизация медицинских последствий экологического неблагополучия в Брянской области (2005-2009 годы)» выделяются средства из областного бюджета в целях сохранения и восстановления здоровья населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС