Технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Задачи:

рассмотреть сущность и содержание социальной технологии;
выделить основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, в отношении граждан, пострадавших от радиации;
определить основные группы граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
рассмотреть на примере юго-западных районов Брянской области основные формы и методы социальной защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретико-методологические основы технологий социальной работы


Понятие и сущность технологии социальной работы………………..…….6


1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы………………………………………………………………10



Глава 2 Основные направления социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области)



2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС…………………………………………………………16


2.2 Формы социальной защиты граждан, пострадавших от радиации …….20



Заключение……………………………………………………………………… 27


Литература……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

сохр.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретико-методологические основы  технологий социальной  работы

 
    1. Понятие и  сущность технологии социальной работы………………..…….6
 

1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы………………………………………………………………10 
 

Глава 2 Основные направления  социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области) 
 

2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС…………………………………………………………16 

2.2 Формы социальной  защиты граждан, пострадавших от радиации …….20 
 

Заключение……………………………………………………………………… 27 

Литература……………………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  исследования. Авария на Чернобыльской АЭС  стала одной из самых масштабных катастроф 20 века. Пострадавшими от радиационного воздействия вследствие аварии числятся около 2 млн. человек (в том числе население 14 наиболее пострадавших областей и вынужденные переселенцы, а также  250 тыс. человек – ликвидаторов последствий аварии)1. Возникли новые социальные и экономические условия в районах, где сформировались зоны повышенного радиоактивного загрязнения вследствие аварии. Особое положение для граждан, вынужденных эвакуироваться или переселиться из загрязненных радионуклидами территорий либо продолжающих на них проживать, работать и проходить воинскую службу, а также для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. В связи с этим встал вопрос о необходимости разработки комплекса мероприятий по социальной защите граждан, оказавшихся жертвами катастрофы2.  

     Степень разработанности  проблемы. Проблемами социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС занимается большое количество исследователей не только в области социальной работы, но и политологии, юриспруденции, социологии.

     Такие исследователи как, Басов Н.Ф., Батурин  Л.А., Зайнышев И.Г.  Заяц  О. В., Игнатов  В.  Г.,  Кузнецова Л.П., Курбатов В.И., Павленок П.Д, Руднева М.Я., Тетерский С.В., Е.И.Холостова, А.А.Чернецкая, занимались разработками в области  технологий социальной работы.

     Отечественные исследователи социальной работы «Игнорируют» такой вид социальной работы, как  социальная работа с гражданами, пострадавшими вследствие аварии на чернобыльской АЭС.

     Российские  ученые обращаются к  исследованию проблем социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС (работы, Косевича Н.Р., Павленка П.Д., Рудневой М.Я.).

     Нормативно-правовая база по «чернобыльской проблематике» достаточно обширна. Она представлена разного рода законами, указами и постановлениями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

     Исследование, проведенное автором, показало, что проблеме разработки технологий социальной работы с гражданами, пострадавшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС научными деятелями в области социальной работы, уделяется недостаточное внимание.

     Проблема  исследования: в результате чернобыльской катастрофы   общество столкнулось с необходимостью обеспечения экологической безопасности, предупреждения экономических, социальных, психологических последствий, связанных с неблагоприятным воздействием радиации на окружающую среду.

     Объект  исследования: технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на ЧАЭС.

     Предмет исследования: формы и методы социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС (на примере юго-западных районов Брянской области). 

     Цель: рассмотреть основные технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

     Задачи:

    • рассмотреть сущность и содержание социальной технологии;
    • выделить основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, в отношении граждан, пострадавших от радиации;
    • определить основные группы граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
    • рассмотреть  на примере юго-западных районов Брянской области основные формы и методы  социальной защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
 
 

     Теоретические основы исследования. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных исследователей, заложивших  фундаментальные основы  технологии социальной работы (Басов Н.Ф., Кузнецова Л.П., Курбатов В.И., П.Д.Павленок, Тетерский С.В, Холостова Е.И., Чернецкая, А.А.).

           При разработке концептуальных основ исследования были изучены  и осмыслены подходы, наиболее полно раскрывающиеся в трудах Зайнышева И.Г.,Косевича Н.Р.,Матвеева А.В., Павленка П.Д., Рудневой М.Я., Фирсова М.В., Холостовой Е.И., Чернецкой А.А.и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретико-методологические основы  технологий социальной работы

    1. Понятие и  сущность технологии социальной работы
 

   Являясь частью материального мира и основным пространством существования и  жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий.

   В  словаре русского языка С.И.Ожегова  технология определяется как оптимальная  последовательность использования  средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок3.

     В научном обиходе понятие «социальная  технология» неоднозначно4. Чаще всего по данным термином подразумевается определенная последовательность процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, сложившаяся в реально действующий процесс.

     По  мнению исследователя Павленка П.Д.5 ,социальные технологии понимаются в двух аспектах. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Во-вторых, как совокупность приемов, методов, воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

      Данакин Н.С. конкретизирует определение социальных технологий как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп населения.

     Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить  и скептическое отношение к возможности  и необходимости ее технологизации6.  Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

       — объект воздействия должен  обладать определенной степенью  сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

       — должны быть выделены элементы  системы объекта социального  воздействия, особенности его  строения (структура) и  функционирования;

       — возможность формализации реально  происходящих процессов и представления  их в виде определенных операций,  процедур, показателей;

       — возможность воспроизводства  и повторяемость операций, процедур  или показателей в новых условиях.

       Социальная работа как специфическая  профессиональная  деятельность  и как самостоятельная система  научных знаний с  собственным  предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке  и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике. 

      При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

     Технологию  социальной работы можно рассматривать  в двух  аспектах. Во-первых, в  широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам  технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы7.

     Исследователь Басов Н.Ф. определяет технологию социальной работы как последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на профессиональном мастерстве, индивидуальной  технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента  и достижение выхода из трудной жизненной ситуации8.

     Технологии  социальной работы можно разделить  на три большие группы9:

    • общие и частные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное посредничество, социальное консультирование);
    • технологии социальной работы с различными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью;
    • технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека.
 

     Сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности10.

     Определение  и  конкретизация  целей  социальных  технологий  позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые  можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на  социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации11.  

1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы

 

     Социальные технологии рассматриваются, во-первых, как специфическая система знаний, исследующая  процессы  целенаправленного воздействия на  социальные  объекты, обосновывающая и разрабатывающая эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные  явления: социальная  группа или  социальный институт,  социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В  его  рамках понятие «социальные  технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и  воздействий  на  социальный  объект,  обусловленная  необходимостью  и  потребностью  достижения поставленных  целей  и  получения  заданного  результата.

Информация о работе Технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС