Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Технологии социальной работы".

Работа состоит из  1 файл

Технологии социальной работы ОТВЕТЫ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

1 Технологии социальной  работы как отрасль  социальных технологий

Технология  – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию  знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. (Стефанов Никола, 1976)

Проблемы  технологизации социальной сферы упирались  в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания.

Социальные  технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! система знаний  об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология  социальной работы – одна из отраслей соц технологий, ориентированных на соц обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний  и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий.

Технологию  ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР  отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров. 

     2. Задачи учебного  курса «Технологии  социальной работы» 

     Сначала говорим, кто такой специалист по соцработе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, способный оказать помощь в ТЖС и т.п.

     Как специалист по соцработе он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику соцработы с отдельными категориями граждан, традиции соцработы в России и за рубежом.

     Кроме теории нужна и практика (навыки в области социально-психологического анализа, диагностики, проведения социологических исследования и т.п.)

     Критерии  профессионализма:

    • организаторские способности;
    • высокая общая и правовая культура;
    • психолого-педагогический такт.
 

     Цель  курса «ТСР» - формирование профессионализма у будущих специалистов. 

     Задачи  курса ТСР:

  1. овладение теоретическими основами технологии соцработы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
  2. развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
  3. формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.
 

 

3. Содержание технологического  процесса 

     Процесс – это изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В соцработе внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние – его нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы.

     Сущностная  характеристика ТП – устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. 

     Структура ТП:

    • алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными (в соцработе это последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта соцработы и перевод его в искомое состояние);
    • операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели);
    • инструментарий – арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.
 

     Этапы ТП:

  1. формулирование цели воздействия;
  2. выработка и выбор способов воздействия;
  3. организация воздействия;
  4. оценка и анализ результатов воздействия.
 

     Содержание  ТП:

     Самое главное – выявить социальную проблему. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

     Социальная  проблема – это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

     Условие решения социальной проблемы – это ее точное формулирование. Т.е. проблема должна быть реальной, существующей. Разрешение любой проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий.

     Социальное  противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.

     Если  ничего не делать, то противоречие пройдет  следующие стадии:

  1. стадия тождества (противоречие может возникнуть даже из-за несущественных различий);
  2. стадия существенных различий (несущественные различия => существенные);
  3. стадия противоположностей (поляризация антагонизма, существенные различия => во взаимоотрицающие противоположности);
  4. стадия конфликта (крайняя степень обострения, открытое противоборство).
 

     Цикл  ТП:

     Предварительный этап (выявление проблемы, подготовка) => Этап целеполагания (первичное формулирование цели деятельности соц.работников) => Этап обработки инфо (поиск доп.источников инфо, обработка, выводы) => Этап процедурно-организационной работы (реализация мер соц.воздействия) => Контрольно-аналитический этап (анализ итогов, плюсы и минусы работы, перспективы).

 

      4 вопрос. Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе. 

     Целеполагание – фундаментальное понятие в  теории деятельности – широко используется в общественных науках.

     Во-первых, Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

  • Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;
  • Предполагает активное функционирование всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

     Основной  проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.

     Во-вторых, Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деятельность – процесс осуществления цели.

     Особое  место занимает Ц. в организации  и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.

     Ц. в соц.работе следует рассматривать  с т.з. ее методологии и организации.

     Методологический  аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.

     Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.

     Функции цели в технологии с.р.:

  • Определяет рациональный вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;
  • Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;
  • Обеспечивает конкретизацию проблемы;
  • Помогает определить способы действия.

     Основополагающим  принципом технологизации социального  действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

     Это способ формирования структуры целей  социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей  разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.

     Постоянная  сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.

     Т.о., Ц. – важнейший этап технологического процесса в с.р., определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы. 

     5. Проблемы технологизации  процессов социальной  работы. 

     Существует  скептическое отношение к возможности  и необходимости технологизации соцработы. Так считают те, кто  полагает, что соцработа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников.

     Но  сторонники такой позиции недооценивают  роль теоретических знаний, теоретической  подготовки специалистов соцработы, забывая о том, что соцработа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми. 

     Также к проблеме можно отнести то, что  к каждому клиенту необходим  индивидуальный подход, следовательно, необходимо адаптировать технологии каждый раз к новому клиенту. 

     Можно и порассуждать о сущности социальной работы, ее отличии от социальных процессов (к вопросу о технологиях того и того).

 

6. Основные методы  исследования в  социальной работе. 

Социологические методы.

  1. Количественные методы:
    • Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.
    • Социологическое наблюдение. Виды:
        • Включенное, невключенное;
        • Лабораторное, полевое;
        • Стандартизированное, нестандартизированное;
        • Систематическое, эпизодическое, случайное.
  • Социологический эксперимент. Используется редко. Виды:
        • Мысленные (предположение в теории – что будет?)
        • Натурные (проводятся на натуре)

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"