Шпаргалка по "Технологии социальной работы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Технологии социальной работы".

Работа состоит из  1 файл

Технологии социальной работы ОТВЕТЫ.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)
  • Опросные методы:
  • Анкетирование (в социологии не >1000 человек);
  • Интервьюирование (много видов);
  • Опросы: прессовый; почтовый; телефонный, факсовый, телевизионный, экспертный;
  • Референдумы и иные общенародные голосования.
    • Выявление экспертных оценок;
    • Социометрические методики.
  1. Качественные методы (их более 40):
    • Фокус-групповая методика. Через нее делают почти все маркейтенговые исследования. количество человек от 8 до 16ти, задают примерно 8 вопросов каждому.
    • Кейс-стади: 1) обрисовать место, где берутся исследования; 2) берут интервью у разных возрастных категорий, слова, услышанные от людей, менять нельзя => прочувствовать особенности речи.
        • Проблемное колесо (1 проблема, спрашиваются по 1-2 вопроса у людей разных категорий, обобщается)
        • Интеграция экспортных оценок – это совокупность приемов перевода количественного анализа оценок в качественный метод мозгового штурма или ранжирования (мозговой штурм – метод).
 

 

      7. Организационно-управленческие  технологии и документация  в соцработе 

     Управленческие  кадры в области соцработы  должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. 

     Управленческая  деятельность технологична (имеет свои стандарты, закономерности) => организационно-управленческие технологии в соцработе.

Группа  административных методов.

     -по  способам админ.воздействия  –

  • регламентирующие методы (жесткий тип воздействия: нормы, правила, рамки, инструкции и др. документы, предписывающие что-либо) – обеспечивают организованность в работе, поддерживают оптимальный режим деятельности;
  • распорядительные методы (для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации) – м.б. в письменной форме и в устной;
  • дисциплинарные.

     Т.о., мы организуем эффективное управление деятельности между людьми => все счастливы J 

     -по  функциям управления-

  • планирование (определяется цель, средства ее достижения, программа достижения цели и т.п.) – реализуется через прогнозирование, моделирование и программирование; заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимися корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.

Группа  процедурных методов (они рассм. в плане основных этапов организаторской деятельности)

     Целеполагание, постановка задач(методы определения, формулирования целей), решение(методы подготовки и принятия решений), организационно-исполнительная деятельность, кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров), ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов), распорядительство (административные методы), определение времени работы, контроль (методы контроля за исполнения).

     Выполняя  эти обязанности, специалист по соцработе  выступает в нескольких ролях:

  • управляющий (власть, руководящий людьми)
  • лидер (авторитет, может вести за собой)
  • дипломат (устанавливает контакты, преодолевает конфликты)
  • инноватор (умеет оценить и внедрить изобретение)
  • человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры и вообще супермен и образец для подражания J

Сюда  же – методы выработки и принятия управленческого решения (метод мозгового штурма, метод общественной дискуссии, метод голосования «за», «против», метод утопических игр)

8 вопрос. Социально-экономические методы в технологиях социальной работы.

Экономическая сфера и социальная тесно взаимосвязаны  между собой. Экономика – это  определяющая основа решения всех социальных задач;  в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности общества. Уровень развитости социальной сферы многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.

     Социальная  защита населения должна строиться  на основе сознательного использования  экономических законов, обеспечивающих интересы общества и личности.

     В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения и т.д., т.п.

     Основным  критерием социально  ориентированной экономики должны стать:

  1. стабильность экономического роста государства;
  2. повышение жизненного уровня населения;
  3. гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.

     Важной  проблемой технологии защиты населения является проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия переходного периода ( например: переход к рыночным отношениям). В связи с этим социально-экономические методы  и формы помощи требуют макроэкономического подхода, они не могут носить локальный характер.

     При макроэкономическом подходе субъектами воздействия являются государство  и общество в целом, а содержанием их деятельности – процессы социально-экономического планирования и финансирования социальной помощи.

 

9. Социально-психологические  и социально-педагогические  методы 

СОЦ-ПСИХ МЕТОДЫ:

  • наблюдение, опрос, тест, моделирование, эксперимент

     Эти методы предназначены для сбора  и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов.

     Без знания психологии соцработнику нечего делать в этой сфере: он не сможет психологически воздействовать на клиента.

     Возможные психологические подходы к технологии соцработы:

Глубинная психология (Фрейд, Адлер, Берн): соцработник должен знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или комплексов.

Бихевиористское направление (психология поведения): соцработник должен раскрыть клиенту ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а также найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры. Методы: тренировка релаксации, моделирование поведение и поощрение за желаемое поведение и проч.

Когнитивная психология: соцработник должен помочь клиенту изменить его схемы и установки, и тем самым справиться с его проблемами.

Гуманистическое направление (гештальттерапия, психодрама, групповая  терапия).

     Социальная  помощь населению оказывается по направлениям практич.псих-ии:

- сообщение  клиенту объективной информации  о его расстройствах на основе  психодиагностики;

- психологическая  коррекция;

- психологическое  консультирование;

- психопрофилактическая  работа.

СОЦ-ПЕД  МЕТОДЫ:

     Как связаны педагогика и соцработа? В педагогике возникли прикладные педагогические дисциплины: андрогогика (педагогика взрослых), герогогика (педагогика старости), педагогика перевоспитания детей и подростков; пенитенциарная педагогика; педагогика детей с различными дефектами – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика. И.т.п. => знания об особенностях воспитательных процессов различных возрастных и социально-демографических групп, и т.п.

     Различие  между социальным педагогом и  социальным работником: педагог направлен  на детей и среду, в которой живет и развивается ребенок; соцработник шире.

  • Методы обучения (дидактические методы) – совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования – методы моделирования, модульного олучения, ролевых игр, мозгового штурма, деловых игры, методы погружения.
  • Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств:

    -методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности: поощрение и порицание;

    -методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности – убеждение и побуждение;

    -метод  самовоспитания.

10. Типология технологий  социальной работы.

«Назначение социальных технологий в регулировании  социальных процессов в разных общностях  с помощью специальных средств», - Пьер Бурдье.

     Каждому виду социальной деятельности соответствует  своя технология, как и каждой проблеме. Мир – это многомерное пространство. Каждый занимает позицию в мире и  относится к определенному классу.

     Главная задача соц. работы – выявление глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые составляют социальный универсум, его структура существует в 2х эпостасиях:

  1. Реальность 1го порядка – это распределение материальных ресурсов; присвоение преступных в социальном плане благ и ценностей.
  2. Реальность 2го порядка – существует в представлениях, в схемах мышления и поведения, эту реальность называют символической матрицей, т.е. символическое поведение, деятельность и т.д.

     Выбор технологии зависит в том числе  от конкретных условий реализации этих технологий: это состояние материальных, политических, финансовых, народных ресурсов и т.д.

     Особенность социальных технологий – адресность,  п.ч. проблема у к-н. категорий может  быть общая и иметь разное решение.

     Классификация социальных технологий (по признакам наиболее существенных для объекта):

  1. Масштабы и иерархия воздействия технологий (глобальные, континентальные, региональные, групповые и т.д.)
  2. Сфера социализации и жизнедеятельности (производство, политическая сфера, социальная, духовная сферы и т.д.)
  3. По степени зрелости социальных объектов.

 

11. Методы в социальной  работе и их  классификация 

     Соцработа как система научных знаний носит  преимущественно прикладной характер (фундаментальные социальные знания не поддаются технологизации, а прикладные поддаются).

     Методы - пути, способы познания и преобразования объективной реальности. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. 

     Роль  методов в социальной работе двоякая:

    1. способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
    2. определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).
 

     Классификация методов (по степени  общности).

  1. Всеобщий (философский) метод – единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности:
    1. всеобщий метод материалистической диалектики (отражение объективной реальности, исключая субъективность) и т.п..
  2. Общенаучные методы (в разных областях деятельности):
    1. метод научной абстракции;
    2. метод анализа и синтеза;
    3. метод индукции и дедукции;
    4. единство общего и особенного в теории и практики соцработы;
    5. исторический метод (метод закономерности);
    6. метод восхождения от простого к сложному;
    7. единство качественного и количественного анализа (требует исп-е техники);
    8. генетический метод (исследование преемственности);
    9. конкретно-социологический метод;
    10. методы формализации (составление данных о процессах социального развития в виде схем и т.п.);
    11. метод аналогии (оценка конкретной социальной ситуации в сравнении с другой);
    12. системно-структурный метод (выяснение целостности явлений, нового качества).
  3. Частные специальные методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний:
    1. социологические;
    2. социально-психологические;
    3. социально-педагогические;
    4. организационно-распорядительные (административные);
    5. социально-экономические.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии социальной работы"