Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка

Описание

39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.

Работа состоит из  1 файл

651578.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

Предмет социологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает  многообразную деятельность органов  управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

2. отношения  и взаимодействия, складывающиеся  между работниками аппарата управления и подчиненными имсотрудниками и организационными структурами;

3. исследование  и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4. анализ и  оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

5. изучение и  совершенствование социальных механизмов  систематического, основанного на  достоверном знании, воздействия  субъекта управления (управляющей  подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

 

 

  1. Методы социологии управления.

Общенацчные (важнейшим  являются диалектика, рассматривающая  процессы и явления в их взаимосвязи  и развитии,анализ и синтез, системный аналаз)

Социологическте(структурно-функциональный анализ, а тка же методы сбора  и обработки информации-опросы,наблюдение,экспериманты)

Специфические(организационно-структурный,социотехнический,коммуникационный,инновационный)эффективность применеия методов социологии управления обеспечивается лишь в их компелксном использовании.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов, показана на рис. 3.3.4. Рассмотрим их более подробно. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР (ГАЗ, ВАЗ, Электросила, ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. Развитие социального планирования на российских предприятиях последует после преодоления экономического кризиса. Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение. Перечень личностных качеств, достоинств и недостатков приведен в анкете Вакансия. Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др. Не случайно в религии наряду с образом Бога постоянно соседствуют образы ангела и дьявола (11). В светском обществе вполне допустимо наличие нескольких моралей: государственной, общественной, религиозной, групповой и личной. В период построения социалистического общества в СССР был разработан Моральный кодекс строителя коммунизма, в котором нашли отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские нормы. Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет насмешек. В настоящее время лучшие западные компании (Sony, Nissan, Ford, IBM, Mitsubishi) формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

 

3.Основные  задачи социологии управления.

Изучение реальных факторов управленческой деятельности ,

Выделение наиболее важных, типичных факторов управленческой деятельности,что  позволит выявить тенденции развития и изменения процессов управления

Обьяснение появления  новшеств в системе и структуре  управленческой деятельности,а так  же причин возникновения новых практических способов их реализации в управленческих процессах.

Прогнозирование наиболее вероятных направлений и сценариев  развития управленческой деятельности в будущем

Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию  системы упарвления.

 

5 социальная  сущность и принципы управления.

Основные принципы:

Системность –рассмотрение  объекта исследования как системы

Комплексность-обьект исследования рассматривается с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой

Обьективность- реальное отображение обьекта исследования

Конкретность- учет конкретного  окружения при анализе обьекта  исследования

Историзм-рассмотрение обьекта исследования в динамике его развития

Единство теории и  практики- доказательство теоритических  постулатов практикой.

Сущноть социологического подхода к упрвалению выражается в выявлении и изучении заимосвязанных между собой направлений , социология управления

Рассматривает органы управления как социальные системы, что позволяет  комплексно изучать подбор, расстановку, воспитание управленческих кадров и  отношения ,возникающие в процессе выполнение людьми управленческих функций,

Изучает постановку и  реализацию социальных целей управления сквозь призму соц критериев , соц последствия принимаемых управленческих решений.

Занимается проблемами целенаправленного воздействия  управляющей подсистемы на управляемые  и определенные отношения (дисциплина, исполнительность), котрые возникают в процессе управления.

Соц управления изучает  проблемы внутригруппового регулирования  и соц организации  процессе производства.

Социология рассматривает  управление как постоянно осуществляющиеся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему.Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления.Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете соц фактора.

 

6 Классическая  школа организации и управления.

В рамках классической школы выработаны первые научные предстваления о содержании процесса управления организацией, не потерявшие своего значения и в наше время.

Школа научног управления-представители: ФУ Тейлор, Л Ганнт, Г Форд.отцом  основателем явл Ф,У, Тейлор.он сформулировал  основы нвучной организации труда :администрацией вырабатывается научный фундамент взамен старых, сугубо практических методов работы для каждого отдельного элемента организации во всех разновидностях труда,применяемых на производстве:осуществляется подбор и обучение сотрудников  на основе научно установленных , формирование доверительного сотрудничества между администрацией и работниками в деле практического внедрения научной организацией труда, раномерное распределение обязнностей и ответственности между работниками и администрацией на основе принципа справедливости.

На отдельном предприятии  ФУ Тейлор предлагал внедрить следующ  рациональные методы :расчленение производственных операций на составные элементы,управление – активный фактор производства, разделение труда в сфере управления, планирование как особую функцию управления, принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов,условий и методов труда, введение карт интсрукций, научно обоснованных норм труда, оплаты труда, стимулирующий рост выработки,строгое иерархическое подчинение,сотрудничество администрации и рабочих.

 Харрингтон Эмерсон  акцентировал внимание на: четкой  постановке целей для каждого  уровня управления,использование  здравого смысла при анализе  новой ситуации,компертентность консультирования, справедливое отношение к работникам,система вознаграждений за производственность труда.

Г.Форд внедрял :организацию  массового поточного производчтва , стандартизацию, унификацию технологич процессов, четкую систему контроля и планирования.

Административное управление, представители : А. Файоль,Л. Урвик,Д.Муни,А. Рейли.Занимались формированием рациональной системы мер как производства, так и управления, введение впрактику  функций управления.

А.Файоль предложил 14 принципов.1Структурные принципы : разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, скалярная цепь управления.

2. Принципы процесса :справедливость, вознаграждение, дисциплина, единство  команды, подчинение личного интереса интересам организации.

3. Принципы конечного  результата:порядок , стабильность,инициатива, корпоративный дух.

Основные положения: соответствие людей структуре организации, создание спец штаба, сопоставимость прав и ответственности  диапазон контроля.

Бюрократическая теория М.Вебера.

Использовал данный термин для обозначения идеального образа эффектиного управления соц структурами  и членами организац. Бюрократию рассматривал как необходимый элемент  капиталистич отношений и сравнивал  ее с машиной, иные формы организации , по его мнению соответствуют немеханизированным методам производства.Бюрократия по Веберу представляет собой коненую стадию деперсонализации.Это служит формированию опред позиции чиновника :бюрократич должность –профессия.. соц статус чиновника гарантирован табалем о рангах. Назначенный чиновник работает зачастую более точно с технической точки зрения, так как его карьерный рост будет определять его функциональные особенности. Жизненная установка чиновника-работа на всю жизнь, зарплата фиксирована и не зависит от отношения к выполненной работе.ориентация на карьеру внутри иерархического порядка.

    1. школа человеческих отношений.

Представители: Э Мэйо, Ф, Ротлисбергер, У. Диксон, ,Д. Мак-грегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу

В основе концепции Э.Мэйо –человек –животное социальное , ориентированное на групповое поведение, жесткая сисиетма иерархического подчинения и бюрократическая организация не соответствуют природе человека и его стремлению  свободе, для обеспечения стабильности в обществе и удовлетворении работниками своим трудом руководитель должен  в боьшей степени быть ориентирован на людей, чем на производство.

Главн результат Хортонского  эксперимента – разработка процедуры  оптимизации неформальных отношений  среди рабочих, взаимоотношения между рабочими и администрацией.В ходе оторского эксперимента были опровергнуты представления классической школы управления о неоспоримой значимости в повышении производительности труда всесторонне разработанных трудовых операций и экономического стимулирования и выявлена сложная структура челов мотивации.В рамках школы разрабатывались содержательные модели мотивации.в которых была принята попытка сочетать логику внешнего стимулирования мотивации с представлениями о сложной иерархической структуре потребностей человека как источника мотивации.

Абрахам  Маслоу определил  мотивацию как узучение предельных целей человека и сформулировал  три основных допущения теории потребностей: ряд человеч потребностей никогда  не могут быть удовлетворены , наличие  частичной или полной неудовлетворенной потребности побуждает человека к действию, сущ иерархия потербностей : потребности низшего(физиологич ) и высшего(соц связи) уровня.Причем актуальность высших потребностей возникает по мере удовлетворения низших потребностей.

 

8 Системный  подход.

Представители: Д Марч, Г. Саймон,А. Этциони.

В рамках школы акцентировалось  внимание :

На анализе частей системы (к которым относили :индивидов, группы,групповые отношения,связанные  определенными организационными формами  формальных и нефомальных структур , каналами коммуникаций и процессами принятия решений)и  взаимодействия между ними.

Анализе жизнедеятельности  организации.

Трактовке организации  как открытой системы, что обеспечило изучение проблемы внутреннего равновесия баланса с внешней средой.

Соотношении формальной и неформальной системы организации 

Изучении механизмов принятия управленческих решений 

Проблеме идентификации  работника с организацией, механизмах развития и освоения организационной  культуры

Природе организационного конфликта и механизмах его разрешения.

В  целом системный  подход  позволил взглянуть на организацию  как на соц систему, в которой  наличествуют как минимум 2 обязательные взаимосвязанные и взаимозависимые  подсистемы : технико –технологическая и социалная .таким образом, представители системного подхода рассматривали управляемую систему не автономно , а в ее взаимозависимости с окружающей средой, изучали методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям , важным методологическим достижениям является введение понятия подсистемы как составляющей сложной системы, основными задачами анализа явл. Мотивы поведения человека , выявление его целевой ориентации ,системы стимулов, в основе анализа соц процессов лежат экономико-математич методы, теория игр, теория информации.

9. Ситуационный  подход.

Сложился в США в  конце 60гг.

Представители : Ф. Филлер, Роберт  Дж Хаус, Террас Р., Митчелл  акцентировали внимание на проблеме стилей руководства в организации. Отказ от поиска универсального стиля  управления, должного обеспечивать эффективность деятельности организации в любых ситуациях и времени, позволил подойти выявлению условий применимости разных стилей.

Ф.Филлером были выявлены след факторы, определяющие поведение  руководителя :отношение руководителя к подчиненным, структура решаемых задач, должностное положение.Выявилась зависимость стиля руководства от типа ситуации и сложной комбинации этих факторов.

Следовательно, ситуационный подход позволяет руководителю использовать способы, обеспечивающие эффективное  достижение основной цели организации в конретных условиях, а так же понимание и учет факторов, являющ значимыми в данной ситуации.Методология ситуац подхода может быть представлена как 4 шаговый процесс:

Знание средств профессионального  управления, доказавших свою эффективность , то есть понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений

Предвидение вероятных, как +, так и – последствий применения конкретной методики или концепции.

Правильная интепритация ситуации , те определение наиболее значимых факторов для конктретной  ситуации, возможный эффект от их применения.

Соединение конкретных приемов, дающих минимальный отрицательный  эффект.

 

 

14. организация: понятие. Признаки,виды.

Организация- сложный  организм, в котором переплетаются  индивидуальные и групповые интересы, стимулы и ограничения, имеющий  свой облик, традиции, культуру, репутацию.

Существуют различные  трактовки термина организация, которые можно сгруппировать по след напралениям:

Организация как процесс  представляет совокупность действий, направленных на  образование и  совершенствование взаимосвязей между  частями целого .

Организация как частная  управленческая функция –как стандартный  элемент управленческой деятельности .

Организация как соц  обьект и коллективный субьект деятельности, что обеспечивает ее понимание как  источника организационного воздействия  и место его применения.

Признаки:

Совместная деятельность двух и более людей, единая цель, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, наличие ресурсов ,соц средства регламентации.

15. социальная  организация.:понятие, признаки.

Под соц организац  понимаются любые организационные  челов сообщества или совокупность взаимосвязанных соц групп.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"