Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка

Описание

39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.

Работа состоит из  1 файл

651578.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. социология управления как междисциплинарная наука.

Социология управления - отрасль социологического знания, из-

учающая систему и процессы управления в  условиях складывающихся в

обществе  социальных отношений. Она изучает  органы управления - госу-

дарственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь

комплекс  подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленче-

ских  кадров, отношения, складывающиеся между  работниками аппарата

управления  при выполнении ими управленческих функций, специфику

формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология

управления  близка к социологии организаций.

     Социология управления          охватывает все сферы жизни  и

деятельности, в том числе экономику, политическую и духовную сферы,

включает  в себя государственное и муниципальное  управление.

     Другая группа проблем социологии управления - социальные цели

управления  с точки зрения социальных критериев; их соответствие инте-

ресам и желаниям управляемых; анализ социальных последствий, прини-

маемых  управленческих решений; отношение  к ним исполнителей; систе-

ма учета  интересов, мнений, предложений работников.

     Важное место в ней занимает  изучение проблем дисциплины, от-

ветственности, исполнительности, поскольку соответствующие  явления

рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как вы-

ражение определенных социальных отношений, которые  возникают в

процессе  управления.

      Предметом социологии управления  как науки являются:

      - закономерности (тенденции) и детерминации  социального

воздействия и взаимодействия, факторы, определяющие развитие

социальных  систем;

      - случайности (отклонения, дополнения);

      - проблемы социального воздействия  и развития (циклы, социальные

алгоритмы, социальная организация, самоорганизация  и дезорганизация,

социальные  конфликты, кризисы);

      - субъектно-объектные и межсубъектные  отношения и взаимосвязи,

организационно-управленческая среда;

      - способы управленческого воздействия.

      Среди важнейших проблем формирования  социальной политики

особое     место   занимает    исследование   общественного     мнения,

выражающего определенные политические установки  и ориентации

индивидов, групп; исследование процессов бюрократизации; анализ

поведения избирателей, в зависимости от рода занятий, дохода, классовой

принадлежности  и др. Заметное место в социологии управления занимают

проблемы  манипулирования общественным сознанием  и поведением в

интересах партий или отдельных личностей; стабильности политической

системы, структуры политической власти.

                                                      

10. Задачи и функции управления.

Основные задачи управленческой деятельности:

  • Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
  • Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
  • Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
  • Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.
  • Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
  • Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен "директора цеха", когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.
  • Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением.
  • Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Функции управленческой деятельности:

1. Обеспечение целеполагания  и целедостижения силами и  средствами, имеющимися в распоряжении  управляемой системы. Функция  целеполагания и целедостижения  реализуется посредством выдвижения:

  • целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;
  • целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;
  • целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция.  Отражает деятельность управленческой  структуры на основе законодательства  в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается  в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она  заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет  собой процесс выбора целей  данной системы (организации)  и решений, необходимых для  их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность  управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных  отклонений в функционировании  системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. Обеспечение компетентности  и дисциплины всего персонала,  всех должностных лиц данной  организации в их повседневной  служебной деятельности.

11. Осуществление контроля  всех подразделений данной организации.  Обеспечивает упорядоченное и  эффективное взаимодействие ее  элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного  климата для успешной работы  всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности  системы (организации). Сохранение  упрочение ее качественной специфики  и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

 

 

11. Структура  управления.

Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям,которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.

В соответствии с этим построение организационной структуры  управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих  отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. Приведем определение наиболее важных понятий, имеющих непосредственное отношение к построению структуры управления.

Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение конкретных задач. Их определяют также как делегированное или присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение. Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти и разнузданности, а передача ответственности без предоставления необходимых полномочий — это характеристика безграмотного и безответственного отношения лица к собственным обязанностям. Делегирование — это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"