Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка

Описание

39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.

Работа состоит из  1 файл

651578.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

     в достижении целей;

     усилении власти;

     обеспечении безопасности;

     самоуважении;

     общении;

     получении определенного статуса.

 

  Стадии  развития группы. Каждая группа  формируется и развивается по-

своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены

некоторые общие закономерности.

  Любая  группа в своем развитии проходит  через следующие этапы, которые

формируют 5-ступенчатую модель развития группы: начальная стадия

формирования; внутригрупповой конфликт;

обеспечение сплоченности членов группы; стадия наивысшей работоспособности

и производительности; заключительная стадия (для временных  групп).

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как  правило, характеризуется

неопределенностью относительно структуры группы, ее целей. Зачастую неясно,

кто является лидером этой-группы и какой тип  поведения в ней наиболее

приемлем. Эта стадия завершается, когда члены  группы начинают отчетливо

понимать, что они являются частью данной группы.

  Внутригрупповой  конфликт. Вторая стадия развития группы обычно

характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борьба за

лидерство и распределение ролей между  членами группы. После того как  эта

стадия  будет завершена, становится ясно, кто  лидер в данной группе (если

это формальная группа, то речь идет о неформальном лидере).

  Обеспечение  сплоченности членов группы. На  этой стадии отношения между

членами группы становятся более тесными  и сплоченными. Одновременно

появляется  ясность относительно неформальных норм поведения и распределения

ролей в данной группе.

Стадия  наивысшей работоспособности и  производительности. На данной стадии

группа  полностью функциональна. Энергия  ее членов направлена уже не на

распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно  на обеспечение

эффективной работы и достижение высоких результатов.

  Заключительная  стадия. Для временных групп, например  групп, созданных на

время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится

заключительной  стадией их существования. Чем ближе  к завершению работы над

проектом  или чем ближе выполнение поставленной перед группой задачи, тем

больше  ее члены начинают думать о том, что  данная группа скоро прекратит

свое  существование, а также о новых  перспективах своей работы в другом

коллективе. Производительность работы группы в этот период может заметно

снижаться.

 

 

26.Виды группы.

Выполняя различные  социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.

Что же называют малыми социальными  группами? Малые группы, (в отличие  от больших, таких как нации, народности, классы), отличают три признака:

1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;

2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);

3) единство целостных  ориентаций и целей;

4) наличие совместной  деятельности;

5) наличие структуры;

6) наличие общих норм  и мнений.

Существует большое  количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “...совокупносгь людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.

К основным характеристикам  группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой  проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы. Выделяют несколько видов групп:

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ

Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная  принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.). Но для социально-психологического анализа нам необходимо отделить так называемые

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

в основу классификации которых положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.

Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:

ЛАБОРАТОРНО-ПРИРОДНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)

Имеются в виду группы, которые специально создаются для  выполнения экспериментальных заданий  в лабораторных условиях и группы, котроые существуют в реальных жизненных  ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.

ФОРМАЛЬНО-НЕФОРМАЛЬНЫЕ,

или организованные и  спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них  всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.

Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным  стимулом их деятельности являются общие  желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.

ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ  ГРУППЫ

Различаются силой воздействия  на личность, значимостью для члена  группы, ролью в социализации индивида.

Первичная группа состоит  из небольшого числа людей, между  которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, атакже на высокой эмоцианальной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.

Чарлз Кули (1909) впервые  ввел понятие первичной группы применительно  к семье, между членами которой  складываются устойчивые эмоциональные  отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она  является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют  эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. На предприятии по производству ЭВМ должности делопроизводителя, управляющего, курьера, инженера, администратора может занимать любой человек, обладающей соответствующей подготовкой. Если лица, занимающие эти должности, справляются со своей работой, организация может функционировать.

ЗАКРЫТЫЕ-ОТКРЫТЫЕ ГРУППЫ

Классификационным принципом  является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...

ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА - РЕФЕРЕНТНЫЕ

Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются  индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.(чуть позже мы еще вернемся к рассмотрению референтных  групп)

ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ

Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

ГРУППА-АССОЦИАЦИЯ

Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

ГРУППА -КОРПОРАЦИЯ

В данной группе к межличностным  отношениям добавляется осознание  асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)

КОЛЛЕКТИВ

Это группа, где межличностные  отношения опосредуются личностно  значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).

По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

По мере организации (неорганизованые, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)

По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

По уровню непосредственного воздействия  на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)

По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)

По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)

По продолжительности  существования (кратковременные, долговременные)

Важной характеристикой  группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов

считает нижней границей малой группы количество в два  человека Диады

Диада, или группа, состоящая  из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы.

 

 

1.Социология управления: объект, предмет исследования.

Под управлением  понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками - политологией, социологией, психологией, экономическими науками. Однако каждая из них выделяет из него свой, только ей присущий объект и предмет исследования.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществ его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующий в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"