Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

 

1. Изменение  образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги  в том случае,  когда индивид сравнялся в   доходах   с представителями более высокого  социального слоя.  Для усвоения   нового статусного  уровня  ему необходимо  принять новый материальный  стандарт,

соответствующий   этому   уровню.   Устройство   квартиры,   покупка   книг, телевизора, машины  и т.д.  -  все должно  соответствовать новому,  более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не  очень заметный, но  весьма  значительный  способ  приобщения  к более высокому  статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов  приобщения  к новому статусу и сам по себе,  без изменения других  компонентов культуры немного значит.

 

2.  Развитие  типичного  статусного  поведения.   Ориентированная   на вертикальную  мобильность личность  не  будет принята в   более   высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо  усилий.  Образцы одежды, словесные обороты,  проведение  досуга,   манера   общаться   -   все   это

подвергается пересмотру и должно стать  привычным  и  единственно  возможным типом  поведения.  Детей  часто  готовят  специально  к  усвоению  поведения, характерного для  высокого  социально-классового  слоя,  обучая  их  музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не  все  аспекты  субкультуры  социального  слоя или группы могут быть освоены  в результате преднамеренного  обучения  и сознательной имитации, но  такие  усилия  могут  ускорить  процесс  принятия

индивидом субкультуры более  высокого социального слоя.

 

3. Изменение  социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами  и ассоциациями  того  статусного  слоя,  в который социализируется мобильный индивид.  Идеальным условием  вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается

очень  быстро.  Однако  положительным  моментом  налаживания  связей  всегда служит то, что новое  знакомство может  создать  благоприятное  общественного мнение в пользу новичка.

 

4. Брак с   представителем  более  высокого  статусного  слоя.  Во  все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров,  стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной  степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто  минуя

несколько  статусных  уровней.  В-третьих,   брак   с   представителем   или  представительницей более высокого статуса в значительной  степени  разрешает проблемы  социального  окружения  и  быстрого  освоения  образцов   культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли  людям  преодолевать самые трудные  социальные барьеры в кастовом обществе, а  также  проникать  в элитные  слои. Но такой брак может быть полезен только  в  том  случае,  если индивид из более низкого статусного слоя  подготовлен  к  быстрому  усвоению новых  образцов  поведения  и  образа  жизни  нового  для  него  социального окружения если он не может  быстро  усваивать  новые  культурные  статусы  и стандарты, то этот брак  ничего  не  даст,  так  как  представители  высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим

 

26.Социальные общности и их типы

 

Социальная общность – это совокупность людей, которые характеризуются условиями их жизнедеятельности (экономическими, политическими, социальными, духовными, уровнем профподготовки, образованием, потребностями и т.д.) общими для всей совокупности рассматриваемых людей(наций, классов, социально-профессиональных групп и т.д.), принадлежностью к исторически сложившимся территориальным образованиям (деревня, город, регион) и к тем или иным социальным институтам (государство, образование, наука, религия и т.д.).

Критерии выделения общностей:

1)сходство, близость условий  жизни людей; 

2)общность потребностей  людей; 

3)наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности;

4)формирование своей  собственной культуры;

5)социальная идентификация  членов общности, их самопричисление  к данной общности;

 

Основная форма социальной общности – социальная группа. Это среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. Они характеризуются:

1)устойчивым взаимодействием; 

2)относительно высокой степенью  сплоченности;

3)однородностью состава; 

4)вхождением в более широкие  общности.

 

Виды социальных групп. Малые группы.

 

Социальная  группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп  вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается  определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся  массовые социальные группы, которые  характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная  природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

 

 

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

Численность малых групп  составляет, как правило, от трех до восьми человек, хотя их может быть и пятнадцать, и двадцать.

Но группы с численностью более двадцати человек обычно не определяются как малые. Причина  этого состоит в том, что не- посредственное взаимодействие (взаимодействие лицом к лицу) членов группы и личное воздействие, которые являются отличительными чертами малой группы, проявляются со значительно меньшей вероятностью, когда взаимодействуют более двадцати человек. Малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более-менее регулярной основе, обычно в одном и том же месте. И хотя отдельные члены группы могут приходить и уходить, группа остается. Кроме того, группа обычно представляется ее членами как единое целое, в ней существует четкое разграничение ролей. И, наконец, группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспособиться к изменяющемуся окружению. Из этого следует, что далеко не все объединения численностью не более двадцати человек подпадают под определение малой группы.

В организациях существует множество делений малых групп. Одним из наиболее важных является деление на группы формальные и неформальные. Формальные группы - это обычно те группы, существование которых предусмотрено организацией. Люди в таких группах занимают четко предписанные положения. Неформальные группы возникают в организациях на основе общих интересов людей, дружеских связей или других общественных нужд. Неформальные группы не содержатся в штатном расписании организации. В них существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Успешное функционирование как формальных, так и неформальных групп совершенно необходимо организации.

Выделяют три основных свойства группы: групповая динамика, групповая сплоченность, конформность.

   Групповая динамика – совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование; выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление; и другие способы регуляции индивидуального поведения. Все эти процессы, фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. Психологические изменения в группе бывают обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями.

   Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Показателями групповой сплоченности может быть уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, – чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; степень привлекательности (полезности) группы для ее членов -  чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения и сплоченности.

   Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность.

 

28.Социальные движения.

 

Движение социальное - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Подобно проявлениям коллективного  поведения, социальные движения часто  возникают в периоды быстрых  социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает  брешь в наших привычных и  упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведением и социальным движением есть очень  важное отличие. Коллективное поведение  характеризуется спонтанностью  и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойственна  значительная степень внутреннего  порядка и целенаправленности. Именно этот организационный потенциал  позволяет социальным движениям  бросить вызов официальным институтам. Поэтому социологи рассматривают  социальное движение как более или  менее настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения  или, напротив, не допустить введения изменений.

Центральной в концепции  социального движения является идея о том, что люди активно вмешиваются  в процесс социальных изменений. Вместо того чтобы пассивно подчиняться  потоку жизни или принимать удары  судьбы, они пытаются изменить ход  истории. Что не менее важно, они  предпринимают совместные действия. Индивиды действуют совместно сознательно, с чувством участия в важном общем  деле. Можно сказать, что социальные движения – это двигатели, с помощью  которых люди пытаются оказывать  коллективное воздействие на ход  происходящих в обществе событий  посредством формальной организации (см. гл. 4). Поэтому неудивительно, что о социальных движениях написаны исторические книги – рассказы о великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и изменениях, которые влекут за собой революции. Христианство, крестовые походы, Реформация, Французская революция 1789 г. и Октябрьская революция в России 1917 г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм и фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества.

Историк Крейн Бринтон  в своем классическом труде “Анатомия  революции” (The Anatomy of Revolution) пишет: “Без идей нет революции”. С тем же успехом он мог бы сказать: “Без идей нет социального движения”. Короче говоря, набор идей – идеология  – имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам  представления о целях движения, логически обосновывает его действия, критикует существующие условия  или структуры и намечает программу  действий (см. гл. 2). Следовательно, идеология выполняет роль некоего связующего звена, соединяющего людей в их “служении” общей идее, тем самым укрепляя солидарность. Идеология не только связывает между собой изолированных и разъединенных во всех иных отношениях индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым она подготавливает их к самопожертвованию во имя движения – к тому, чтобы отдать свою жизнь за “истинного Бога”, “новую нацию” или “революцию”.

Социальные движения различаются  по своим идеологическим принципам  или, точнее, по целям, которые ставят перед участниками социальных движений их идеологии. Некоторые движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, а некоторые пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы ценностей. Революционные движения стремятся к полной отмене существующей системы ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления – это социальные движения, имеющие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения – организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, однако религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже “не за горами” и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"