Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

 

1) Теологическая (фиктивная)  стадия. На ней человек объясняет  процессы, происходящие в жизни,  действием сверхъестественных сил. 

2) Метафизическая (абстрактная ) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях.

3) Научная (позитивная) стадия. Человечество, признав невозможность  полного познания мира, отказывается  от решения глобальных проблем.  Люди стали исследовать вещи ,которые находятся в пределах их досягаемости.

 

Огюст Конт хотел ответить не на вопрос «почему?»а на вопрос «как?» происходят явления. Хотя многие его последователи пытались ответить на вопрос «почему?».

 

Суть позитивной науки  – рассматривать все явления  как подчиненные естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести человечество к  прогрессу. Закон трех стадий Конт хотел  сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим  и спекулятивным подходам к пониманию  истории.

 

Иерархия положительных  знаний и роль социологии

 

Огюст Конт пытался определить место и роль социологии в системе  естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту –теоретическая, прикладная наука.

 

Теоретические ,в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ).Абстрактные науки – основные. У Конта появился получился ряд наук , расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел.

 

Применение позитивного  метода в жизни 

 

Развитие общества подчиняется  природным законам . Социология – часть естествознания.

 

1879 год- Конт сменил  термин «социальная физика» на  термин «социология». Это было  связано с тем, что бельгийский  исследователь А.Кетле свел социальную  физику к статистическому исследованию  общественной жизни, а в понимании  Конта социология теоретическая  наука. 

 

Конт придавал большое  значение сравнительному методу. Сравнительный  метод можно использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод) Этот метод оставался господствующим вплоть до 30 х годов 20 го века.(Вебер, Ковалевский и др.)

 

В своем понимании исторического  развития человечества, которое составляет основу его социального учения , Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов»и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы- суть необходимое отношение ,вытекающее из природы вещей ,у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.

 

6.Теория социального факта (Э.Дюркгейм).

 

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые  не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

 

1) объективное существование,  т. е. не зависящее ни от  какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность  социальных фактов, их нужно наблюдать  извне, открывать заново, как мы  открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует  рассматривать как вещи. Вещи  – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное  заблуждение всех прежних научных  дисциплин, изучавших общество, по  мнению Э. Дюркгейма, состояло  в том, что они в своем  изучении социальных явлений  исходили из того значения, какое  мы сами им придаем; между  тем настоящее значение их  можно обнаружить лишь с помощью  объективного научного исследования;

2) способность оказывать  давление на любого отдельно  взятого индивида принудительной  силой, а значит, детерминировать  его действия. Регуляция поведения  индивида в обществе определяется  совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в  котором он живет, и подталкивающих  его на совершение именно таких,  а не иных поступков. В качестве  одной из важнейших задач социологической  науки Э. Дюркгейм определял  изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали  объяснения социального действия  с точки зрения «свободной  воли». Всю совокупность социальных  фактов Э. Дюркгейм подразделял  на две основные группы: морфологические  и духовные. К морфологическим,  образующим своеобразный «материальный  субстрат» общества, можно отнести,  например, плотность населения. Она  действительно не зависит от  поступков и намерений ни одного  из отдельно взятых индивидов;  а вот их условия жизни зависят  от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать  физическую плотность общества  и моральную, под которой Э.  Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.

Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению  к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного»  воплощения. К ним следует отнести  «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или  общее представление.

Социальные нормы и  другие социальные факторы оказывают  влияние на поведение отдельных  членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность  действия социальных регуляторов проявляется  в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.

 

7«Понимающая социология» М. Вебера.

 

Неклассический тип научности  социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии  лежит представление о принципиальной противоположности законов природы  и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Государство по Веберу бывает нескольких видов:

Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.

Традиционный, он обуславливается  просто нравами, привычками к определенному  поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

Харизматическое господство. Харизматические  качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько  дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими  обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие  субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

 

8.Социологические теории конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорф).

 

Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.

Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.

 

К. Маркс рассматривал структуру  общества в динамике, предполагая, что  классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

 

9.Теория символического интеракционизма (Дж. Мид)

 

С точки  зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют  значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с  помощью оценивания и истолкования ситуации.

Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. 
Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. 
Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.  

 С точки зрения интеракционистов  объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет  из окружающего мира, придавая  определенные значения

 

10.Структурный функционализм (Т. Парсонс)

 

Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих  фундаментальных идеях: 1) в любой  социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная  цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

 

Центральные категории структурно-функционального  анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может  существовать и самосохраняться  только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами  поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и  культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).

 

Теория социального действия, являющаяся органичной частью структурного функционализма, фактически, стала  развитием и углублением аналогичной  теории М. Вебера (2.1). По мнению Т. Парсонса, социальное действие характеризуется: 1) символичностью – наличием таких  механизмов регуляции, как язык, традиции, ценности; 2) нормативностью – зависимостью индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм; 3) волюнтаристичностью – зависимостью социального действия от субъективных "определений ситуации".

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"