Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

Исследователь должен научиться  сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной  совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка  всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности

 

17.Общество как социальная система.

 

Социальная система – это  сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов  и соц-ые общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Основной связующий элемент  социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

 

Cуществует много различных значений термина “общество”, в том числе и в социологии. В отечественной науке сложились несколько подходов к пониманию того, что такое общество.

 

В узком смысле под обществом  понимают:

  • определённую группу людей объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
  • конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
  • сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

 

В более широком смысле общество это:

  • обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
  • динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость

 

Наиболее полный список необходимых и достаточных условий, которым должно соответствовать  всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дал известный  американский социолог Э. Шилз:

  • объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества)
  • браки заключаются между представителями данного объединения
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной
  • у него есть название и своя история
  • оно обладает собственной системой управления
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида
  • его объединяет общая система ценностей, которую называют культурой

 

Общество – система, так  как это – совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и  взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.

 

По форме жизнепроявления  людей общество подразделяется на экономическую, духовную и т.д. подсистемы, называемые социальными системами. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и т.д. Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким  образом существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие системы.

18.Социальные изменения.

 

Социальные изменения  – одно из наиболее общих и широких  социологических понятий. В зависимости  от исследовательской парадигмы  под социальным изменением понимается переход социального объекта  из одного состояния в другое, смена  общественной экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение  установленных социальных образов  поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

 

В социологии с начала её возникновения выделяется и исследуется, как правило, два типа социальных изменений:

  1. эволюционные - совершаемые без насилия
  2. революционные – при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок

 

Эволюционный подход берёт  своё начало и методологические опоры  в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего  фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания.

 

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнение, усиление его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту индивидов к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

 

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведёт к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

 

К. Маркс определяющим фактором считал производственные силы общества, рост которых ведёт к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественной экономической формации. С одной стороны, производственные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречия с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих.

 

М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создаёт определённые социальные структуры, облегчающие общественное развитие или затрудняющие его.

 

Эволюционные концепции  социальных изменений сыграли положительную  роль в понимание разнообразных  причин, определяющих развитие общества. В тоже время они не могли объяснить  кризисов, попятных движений и распада  общественных структур. Ограниченность этих теорий в 20 веке преодолелась путём  поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития(О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса.

 

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась  как своеобразный замкнутый цикл подъёма, расцвета и упадка, вновь  повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под  действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая таким образом свою стабильность.

 

Теория социального изменения  по Т. Парсонсу строится на основе мыслительной модели структур общества и его изменения  по принципу кибернетической иерархии различных систем-организмов и личностей  как ступеней растущей степени сложности. По Парсонсу действительно глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе.

 

19.Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире и ее последствия

 

Глобализация –  это  исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается постепенно в единую политическую систему. Начиная с середины 20 века и особенно в последние десятилетия тенденция к глобализации качественно повлияла на общество. Национальные и региональные истории больше не имеют смысла.

 

Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации позволяют  миллионам людей становиться  свидетелями событий, происходящих в разных местах, приобщаться к  одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок -  концерты), что унифицирует  их вкусы. Повсюду одни и те же потребительские  товары. Миграция, временная работа за границей, туризм знакомят людей  с образом жизни и нравами  других стран. Формируется единый или, по крайней мере, общепринятый разговорный  язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы  по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные  традиции размываются.

 

В настоящее время исследователи  культуры полагают, что каждый культурный элемент или комплекс начинается с открытий или изобретений, сделанных  отдельными индивидами. После того созданный образец культуры последовательно  распространяется в малых группах. Для дальнейшего распространения  культурного образца необходимо чтобы он, во-первых, имел ценность и  значимость в пределах большой группы или общества, а во-вторых, был  растиражирован и доведён до массовой коммуникации. Но для того, чтобы  получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки  зрения его новизны и полезности. Это достигается путём поиска аналогичных или близких культурных образцов в банки информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей.

 

Гибкость культуры, её способность  изменятся и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.

 

20.Социальная деятельность, взаимодействие и социальные отношения.

 

В современном обществе важное значение придаётся оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В тоже время каждый из нас сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерий отнесения поступков к моральным/аморальным изучается этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.

 

Проблематику социального  действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл – личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важная сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

 

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с  выделением следующих признаков:

  • нормативность – зависти от общепринятых норм и ценностей
  • волентаричность – связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды
  • наличие знаковых механизмов регуляции

 

Тот факт, что отдельное  действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всегда находится  в физическом или мысленном окружение  других субъектов и ведёт себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия. Социальное взаимодействие можно определить как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

 

Под социальным взаимодействием  понимается система взаимообусловленных  социальных действий; связанных циклической  причинной зависимостью, при которой  действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что  каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием  и одновременно является причиной последующих  действий. Таким образом, социальные действия - это звенья в неразрывной  цепи, называемой взаимодействием. Условия возникновения социального взаимодействия:

  • Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга
  • Совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки
  • Наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга
  • Наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"